согласные звуки [м],[м'], БУКВА Мм
Цели: познакомить учащихся со звуками [м], [м′], буквой М, м; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как мычит корова? (Му-у-у!)
1. На доске – предметные картинки с изображением дома и цифры 7, под ними – схемы к этим словам.
Производится звуко-буквенный анализ слов дом и семь.
Выясняется, что в слове дом звук [м] – твердый, а в слове семь звук [м’] – мягкий.
● Игра «Твердый – мягкий».
Дети поднимают синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышат твердый согласный [м]. Зеленую карточку – если услышат мягкий звук [м’].
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залёг в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл.
● Игра «Капитаны».
После проведения игры, дети делают вывод, что в слогах-слияниях ми и ме согласный звук [м’] – мягкий. А в слогах-слияниях ма, мо, му, мы согласный звук [м] – твердый.
Физкультминутка
Учитель сообщает, что согласные звуки [м], [м’] на письме обозначаются буквой М м. Вывешивается карточка с буквой М м.
2. Печатание буквы Мм в тетрадях.
▲ Чтение слов в столбиках, с. 89.
Дети называют дорогими словами – мама, мир.
Называют столицу нашей страны – Москва.
Обращается внимание учащихся, что слово мир может иметь разные значения.
Мир – вся земля.
Мир – дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры, отсутствие войны.
3. Дети читают текст на с. 89.
Вопросы:
– Где происходит действие?
– Какой это урок – чтения или письма?
– Что предложила учительница написать Роме?
– Что написали дети?
Физкультминутка
4. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 88–89.
Дети называют Кремль, Красную площадь, Спасскую башню с Кремлевскими курантами, Собор Василия Блаженного.
▲ Чтение пословиц, с. 88.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
5. Учащиеся читают рассказ «Утром», с. 90.
Вопросы:
– Когда встала Клава?
– Что она сделала?
– Где лежало мыло?
– С чем Клава вымыла руки?
III. Итог урока.
– О каких звуках и букве говорили на уроке?
– Были ли какие затруднения? В чем?