Учащиеся научатся выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой; группировать изученные согласные по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости; определять место новой буквы на «ленте букв».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебное занятие
Урок обучение грамоте (чтение)
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м
Автор: Харченко Оксана Викторовна
учитель начальных классов
2016-2017 у.г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,2011г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по русскому языку: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России», ОАО «Издательство Просвещение»
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Список литературы
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2011 г.
Горецкий В. Г.и др. Азбука. Учебник. I класс. В 2 ч. Ч. 1.
Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте, чтению, письму: 1 класс. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 448 с.
Стронская И. М., Сборник упражнений по русскому языку на все темы учебной программы. 1 класс. – СПб.: Издательский дом «Литер», 2010.- 48 с.: Серия «Начальная школа».
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 464 с.
Хиленко Т. П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. –(Работа по новым стандартам).
Батырева С. Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Русский язык. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с. –(Работа по новым стандартам).
http://www.uroki.net/docrus/docrus57.htm
http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow
Тема: Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м
Предметные: выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой; группировать изученные согласные по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости; определять место новой буквы на «ленте букв».
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умения определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения
Познавательные формирование умения строить речевые высказывания в устной и письменной речи о столице России; описывать свои чувства, связанные с этим городом; отличать новое от уже известного с помощью учителя; читать текст; отвечать на вопросы по содержанию текста; определять основную мысль текста.
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других и выражать свои мысли; совместно договариваться о правилах поведения.
Личностные: формирование положительного отношения к учёбе, воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности и дисциплинированности.
Оборудование: проектор; экран; компьютер; презентация к уроку; учебник «Азбука» (Горецкий В. Г.), смайлы, коврики, цвета светофора, слого-звуковые схемы, карточки со скороговоркой у каждого ребенка; игрушка Чиполлино; мешочек с изученными буквами (А, О, У, Ы, И, Е, Н, Л, М, Р, В, П, К, Т, С); карточки с напечатанными словами (спорт, спуск, спина, спели, спали, справа, справка).
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Личностные:самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность.
Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения.
Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что когда звенит звонок,
Он зовёт всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
- Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы узнали много нового и интересного.
- Ребята, давайте с вами повторим правила поведения на уроке.
Ответить хочешь, не шуми, А только руку подними. Ответить хочешь надо встать, Когда же сесть позволят – сядь. Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно, И веди себя достойно.
- С каким настроением вы начинаете урок? (Дети показывают свое настроение с помощью смайлов.)
Актуализация знаний
Регулятивные: уметь воспринимать задание; оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит.
Кто бы ни был, заходи
Да ребяток научи!
- Ребята, к нам сегодня на урок пришел сказочный герой, посмотрите, кто это? (Ответы детей.)
- Правильно, это Чиполлино! Чиполлино к нам пришел не с пустыми руками, а принес он нам задания.
Задание № 1.
- Чтение скороговорки с попеременным перенесением логического ударения:
Петя пилил пилой пень.
Петя пилил пилой пень.
Петя пилил пилой пень.
Петя пилил пилой пень.
Задание № 2.
- А еще Чиполлино принес нам волшебный мешочек. В мешочке находятся изученные буквы, нужно достать с закрытыми глазами букву и назвать ее.
Задание № 3. (слайд 2)
- Чиполлино совсем запутался и не может разобраться с буквами.
- Какая буква в этом ряду лишняя А, О, П, У, И, Е, Ы? (Буква П – обозначает согласный звук.)
- Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Буквы И, Е.)
- Назовите букву с «секретом». Почему мы ее так называем? (Буква Е.)
Задание № 4.
- Теперь Чиполлино хотел бы посмотреть, как вы умеете читать. В течении нескольких секунд показывается карточка с напечатанным словом. Вы должны успеть прочитать слово, назвать его и сказать есть ли в данном слове мягкий звук [п’]; спорт, спуск, спина, спели, спали, справа, справка.
- Молодцы, ребята!
- Давайте оценим свою деятельность с помощью светофора.
III.Формулирование темы и цели.
Личностные: формирование умения проявлять интерес к новому содержанию.
Регулятивные:формирование умения определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.
Познавательные: постановка, решение проблемы.
- Посмотрите на предметные картинки и определите тему нашего урока (слайд 3-4)
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы детей: цель урока - познакомиться со звуками [м] и [м'] и буквой, которая их обозначает; характеризовать изученные согласные по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости; составлять слого-звуковые схемы с новым звуком; учиться читать слоги, слова с новой буквой) (слайд № 5).
- Молодцы!
- Еще я вам предлагаю, отправиться в путешествие на поезде вместе с Чиполлино. Поедем с остановками. На каждой остановке нужно выполнить задание. До конца урока мы должны успеть «доехать» до столицы России. Как называется столица России, вы узнаете по прибытию, а о достопримечательностях столицы мы узнаем на следующем занятии.
- Поезд отправляется. Все заняли свои места?
IV.Физкультминутка (музыкальная)
Регулятивная:волевая саморегуляция, как способность к мобилизации энергии и сил.
V.Работа над новым материалом.
Познавательные:формирование умения выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой; контролировать действия в процессе выполнения задания; строить речевые высказывания в устной речи.
Регулятивные:формирование умения оценивать результат работы.
Коммуникативные: формирование умения читать слоги, слова, предложения вслух.
- На экране – предметные картинки с изображением дома и цифры семь. Необходимо составить слого-звуковую схему и охарактеризовать каждый звук (слайд № 7).
Разбор 1 слова.
- Произнесите слово – дом. - Сколько слогов? (В этом слове 1 слог, потому что 1 гласный звук).
- Выделите в этом слове первый звук и дайте ему характеристику. (Первый звук [д]: согласный, звонкий, твердый)
- Выделите в слове второй звук и дайте ему характеристику. (Второй звук [о]: гласный, ударный).
- Выделите в слове третий звук и дайте ему характеристику. ( Третий звук [м]: согласный, звонкий, твердый.)
Разбор 2-ого слова проводится по аналогии.
- Какой вывод мы можем сделать? (Звук [м],согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.)
2 остановка - Определение места нового звука в словах, определение твердости – мягкости звуков. (слайд № 8)
- Внимательно нужно слушать слова, если услышите в слове [м] – поднимите синий кружок, [м’] – зеленый кружок. Также необходимо сказать место нового звука в слове. Читаем слова по цепочке.
Мрамор, молоко, мир, мука, музей, медведь, мыло, метро, Москва, морковь, место, сумка.
3 остановка - Знакомство с буквой м. (слайд № 9-10)
- Ребята, а давайте в нашем волшебном мешочке найдем букву, которая обозначает новые звуки [м], [м’].
- А теперь скажите мне, какой буквой обозначаются новые звуки. (Звуки [м], [м’] обозначаются одной буквой М.)
- А как она правильно называется – узнаете из стихотворения, которое прочитает вам …. (Ученик читает стихотворение о букве м)
«Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я – Это мы». А между тем Получилась буква М».
- Я буду задавать вопросы, ваши ответы должны начинаться с твёрдого или мягкого звука [м]. - Что ты любишь из еды? (Мороженое, молоко, мясо, мёд, манку, мандарины, масло, макароны). - Куда ты любишь ходить? (В музей, в магазин). - Какие ты знаешь профессии, специальности? (Музыкант, маляр, милиционер, медсестра).
5 остановка – Работа с текстом учебника (стр. 84, 85) (слайд № 12)
- А теперь зная, как называется новая буква, и какие звуки она обозначает, мы можем смело начать читать текст в учебнике.
- Чтение вслух рассказа по предложениям.
- А теперь, давайте побеседуем по этому рассказу. Как вы думаете, какой это урок? Что предложил учитель написать Роме? Что написали другие дети? Можно назвать эти предложения текстом, рассказом? Почему? (Предложения между собой связаны по смыслу.)
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим до какого города мы с вами доехали. (слайд № 13)
- Как я вам и обещала, достопримечательности Москвы мы посмотрим на следующем уроке.
VII.Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы
Коммуникативные: оценивать свои достижения (рефлексия)
Над чем мы работали в течение урока?
Какую цель мы ставили вначале урока? (слайд № 14)
Достигли мы этой цели?
А теперь продолжите фразу: (слайд № 15)
Сегодня на уроке
Я повторил…
Я научился…
С помощью смайлов, покажите, не изменилось ли ваше настроение к концу урока? (слайд № 16)