- Тему сегодняшнего урока я пока держу в секрете. Я думаю, вы мне сами назовете ее по ходу урока. А пока давайте попробуем отгадать загадки.
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
( Клоун)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
2 Все моря и океан
Покорил наш ... ( Капитан)
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.
(Кондуктор.)
- Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки. Что обозначают все эти слова?
- Что еще интересного заметили в словах – отгадках?
………………………………..
- Все названия этих профессий начинаются на звук [ к].
- Давайте еще раз проговорим эти слова.
- А как выдумаете, почему я взяла такие названия профессий?
………………………………….
Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со звуком [к ], и буквами обозначающими этот звук. Давайте еще раз произнесем этот звук.
- Какой он?
- Почему так думаете?
Воздух изо рта выходит несвободно, встречает преграду.
Ребята, звуки [к], обозначается буквами К, к.
- Давайте посмотрим, действительно в названиях профессий есть эти буквы?
Слайд 2
( Еще раз читают слова)
Во всех этих словах звук [к] какой?
- Твердый.
- А как вы думаете, звук [к] имеет мягкий вариант.? Приведите пример.
Правильно, этот звук бывает и твердым, и мягким.
Ребята, звуки [к], [к ] обозначаются буквами К, к.
Я хочу проверить, все ли умеют различать твердый звук от мягкого.
Работа по закреплению новой темы.
Поиграем с вами игру, которая называется «Мягкий-твердый».
На партах лежат сигнальные карточки. Одна сторона карточки синего цвета, а другая – зеленого. Я буду называть слова, если звук [к] слышится твердо, то вы показываете синий цвет, а если мягко, то – зеленый цвет.
- Молодцы, ребята! С этим заданием мы легко справились с вами. - А кто из вас запомнил: какое слово было последнее?
-Клоун.
- Правильно. Давайте поговорим о профессии клоуна.
Слайд 4
- Кого мы видим на экране?
- Кто такой клоун? Чем он занимается?
- Давайте посмотрим в словаре Ожегова значение данного слова.
( Один ученик на доске пишет слова, клоун, кепка магнитными буквами, а другой нарисует схемы данных слов).
Физкультминутка.
Словарная работа.
Краткая история российской клоунады .
- Ребята, 26 августа день рождение советского, а ныне российского цирка. В этом году исполнилось 93 года нашему цирку. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов. Слайд 5
Михаил Румянцев – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Изначально Румянцев появляется на публике в образе Чарли Чаплина, но вскоре решил отказаться от этого образа. Придумал себе сценический псевдоним – Карандаш и начал работу над своим образом. Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.
Никулин Юрий Владимирович – советский и российский актер, артистцирка. Он народный артист СССР. Он снялся более чем в 40 фильмах. На цирковой арене у мел смешить людей как никто. В Москве и ныне есть цирк, который носит имя Юрия Никулина.
Попов Олег Константинович – советский клоун и актер. Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.