Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1.Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Вот книжка на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный - Скажет каждый! - проверим готовность к уроку | Стоя приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
2. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Коллективная. Словесный. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки | Дети выполняют упражнения: «Трубочка», «Заборчик», «Маляр» Проговаривание скороговорки: Нашей Маше дали манную кашу. Маше каша надоела, Маша кашу не доела, Маша кашу доедай, Маме не надоедай! Чётко проговаривайте слова и звуки. | Проговаривание скороговорки медленно потом быстрее и быстро | Готовят артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков и к чтению | Коллективный. Правильное, чёткое произношение звуков, выполнение упражнения. |
3. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Назовите изученные гласные буквы. - Какая буква указывает на мягкость согласного звука? -Назовите три признака гласных звуков. | Называют изученные буквы, находят их в кассе букв и выкладывают на парте, один ученик выставляет на магнитной доске. Выделяют букву И. - Поются, воздух не встречает препятствий; образуют слоги. | Обобщают имеющуюся информацию о гласных звуках | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
4. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | - сегодня мы отправляемся в гости к новым звукам [н], [н '] и букве Н. (Показать таблицу с «новой» буквой) | Слушают учителя, рассматривают изображение буквы | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
5. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1). Выделение твёрдого и мягкого согласных звуков [н] и [н '], артикуляция (учебник с.41) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | На доске вывешивается картинка с барабаном. - Рассмотрите схему слова барабан. -При произношении выдыхаемый воздух встречает преграду, это согласный звук. На доске вывешивается картинка с шахматной фигурой – конь. -Рассмотрите схему слова конь. - Произнесите слово. Выделите последний звук. - При произношении звука выдыхаемый воздух встречает преграду, значит звук согласный. - Попеременно произносите оба слова, обозначающие представленные предметы. Выделите звуки [н] и [н '], сравните их. - В слове барабан звук [н] - твёрдый (будем отмечать его, синим цветом), а в слове конь звук [н '] – мягкий (будем отмечать его зелёным цветом) | Дети протяжно произносят слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н].
Дети протяжно произносят слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н ']. Выделяют звуки [н] и [н '], сравнивают. Смотрят на обозначение твёрдого и мягкого звуков на схеме слова | Производят слого - звуковой анализ слов с изученными звуками (барабан, конь). Выделяют звуки [н] и [н '] в процессе слого – звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [н] и [н '] в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных на схемах – моделях. | Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
2). Дидактическая игра « Камень – вата» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра. | -Я буду называть слова, поднимите синюю карточку, если услышите твёрдый согласный [н], зелёную карточку - если услышите мягкий звук [н ']. - Нитка, сон, нос, кони, лень, сосна, окно, огоньки, Никита, Наташа, Нина. | Поднимают зелёную карточку, если слышат мягкий звук [н '], синюю карточку – если слышат твёрдый согласный звук [н]. | Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах | Фронтальный. Игра |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам? | Все слова дети сопровождают движениями за ведущим. | Ориентируются на здоровый образ жизни, осуществляют профилактику утомления. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
3). Знакомство с буквой Н,н слайд | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы. | -Звуки [н], [н ']. на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн). - На что похожа буква Н? Там я букву Н найду, Где гамак висит в саду. Выложите букву Н из счётных палочек. Выложите букву Н из гороха | Находят букву Н на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Моделируют букву Н из палочек, а затем из гороха. | Находят букву Н на «ленте букв». Выкладывают букву Н из палочек, а затем из гороха. | Фронтальный. Устные ответы, моделирование. |
4). Дидактическая игра « Найди слова» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра. | - Рассмотрите картинку. -Назовите слова со звуком [н] или [н ']. | Рассматривают картинку. Называют слова с новыми звуками. Определяют его место положения в слове | Определяют местоположение звука [н] или [н '] в слове | Фронтальный. Игра |
5). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложения ( учебник, страница 41) | Коллективная. Индивидуальная. Словесный, практический. Объяснение, чтение. | - Рассмотрите слоги. - Какая первая буква во всех слогах? - Буква Н может обозначать твёрдый согласный или мягкий согласный. Чтобы определить в каких случаях звук будет твёрдым, а в каких мягким - необходимо посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, у, ы слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твёрдость согласного звука , стоящего перед ними. Слоги на, но, ну, ны – произносятся твёрдо. Гласная И указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни произносится мягко. Прочитаем слоги в предложение | Рассматривают слоги, где первая буква Н. Смотрят на слоги, слушают объяснение учителя. Хором с учителем, «цепочкой», индивидуально читают слоги и предложение | Соотносят новые звуки и новые буквы Н, н, их обозначающие; делают выводы, что звуки [н] и [н '], обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентируются на букву гласного при чтении слогов – слияний с изменением буквы гласного. Соблюдение интонаций при чтении предложений | Коллективный. Индивидуальный. Чтение слогов, восклицательного предложения |
6).Работа с пословицами (учебник, с.40) | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Как вы понимаете смысл пословицы: «труд человека кормит, а лень портит»? -Подчеркните в пословице букву Н. | Отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание. | Объясняют смысл пословицы, высказывают своё мнение. Распознают букву Н (подчёркивают) в словах текста. | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Совушка - сова большая голова Крылышками хлоп - хлоп Ноженьками топ - топ Полетела - полетела И на место тихо села | Выполняют движения по тексту за ведущим | Ориентируются на здоровый образ жизни, осуществляют профилактику утомления. | Коллективный. Правильное выполнение движений |
6.Закрепление знаний и способов действий. 1).Дидактические упражнения (учебник,с.42) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение | 1. Соотнесите слова и рисунки. Составьте предложения с нарисованными предметами. 2.Прочитайте имена девочек. Имена людей пишутся с большой буквы. Обратите внимание, в каких случаях буква Н обозначает твёрдый звук, а в каких – мягкий. Почему? -Как начинаем писать предложение? -Что можем поставить в конце предложения? -Прочитайте предложения, слова которые ещё не можем прочитать, нарисованы. 3.Слова одинаковые, а значения разные. Объясните различия. | 1.Он – карандаш. Оно - ведро. Она – лейка. Они ножницы. 2.Читают имена. Называют твёрдые слияния, в которых гласные буквы а, ы указывают на твёрдость согласного и мягкие слияния, в которых гласная буква И указывает на мягкость согласного. Начало предложения пишутся с большой буквы. В конце предложения ставим точку, вопросительный знак, восклицательный знак. Читают предложения. 3.На столе лежит тетрадь. (На – указание места.) На тетрадь.(На в значении возьми что – то) | Наблюдают над расхождением написания слов ( она, оно, они) с их звуковой формой. Соединяют слово с подходящей по смыслу картинкой. Проговаривают слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Выделяют звуки [н] и [н '] объясняют причины различия. Определяют разные значения одного слова. Определяют отличительные черты предложения. Читают предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания. | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы. |
2.Дидактическая игра «Наоборот» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра | - Назовите слова противоположные по смыслу, которые начинаются со звука [н], [н ']. | Произносят слова. Налево – (направо) Высоко - (низко) Под – (над) Верхний – (нижний) Высушить – (намочить) | Пополнение и расширение словарного запаса. | Фронтальный. Игра. |
3.Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа. | -Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему? | -На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буква. Обозначает твёрдый согласный звук [н] или мягкий согласный звук [н ']. Звонкий. | Определяют место буквы Н на «ленте букв».Звонят в колокольчик т.к. согласный звонкий. | Индивидуальный. Устные ответы. |
7.Рефлексивно - оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа. | -Что нового узнали на уроке? -Что было самым интересным на уроке? Почему? -Что вызвало затруднение? Почему? -Какие знания, умения, навыки помогли нам сегодня на уроке? -Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно – следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |