Аннотация
Конспект урока обучение грамоте + презентация к уроку в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф´]. Буквы Ф, ф» в рамках преподавания по УМК «УМК Школа России» под редакцией В.Г.Горецкого c применением ИКТ.
Рекомендации по проведению урока.
Тема «Согласные звуки [ф], [ф´]. Буквы Ф, ф» изучается в разделе программы «Обучение грамоте». Данный урок – 61-ый в системе уроков букварного периода. Проводится в 3 четверти. К этому времени обучающиеся уже владеют довольно прочными навыками звукобуквенного анализа слов, умеют делить слова на слоги, находить место ударения в слове, владеют навыками слогового чтения. Материал урока рекомендован для преподавания в классах с высоким темпом обучения. При необходимости материал урока может быть разбит на два урока, где на первом уроке изучаются звуки [ф], [ф’], буквы Ф ф, на втором уроке можно более подробнее обратиться к материалу для чтения, данного в учебнике.
Конспект урока литературного чтения
Автор: Курьянова Валентина Ивановна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Братск, Иркутской области
Предмет. Литературное чтение
Класс: 1 класс.
УМК: «Школа России» под редакцией В.Г.Горецкого
Тема программы: Чтение
Тема урока: Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный (смешанный)
Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).
Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применение ранее полученных знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации учебно-познавательной деятельности.
Цели урока :
Знакомство с согласными звуками [ф], [ф'] и буквами, которыми они обозначаются на письме; формирование навыков смыслового, осознанного чтения;
Формирование коммуникативных навыков: выработка интереса к самостоятельному чтению книг.
Развитие фонематического слуха, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса учащихся.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран телевизора, учебник « В.Г.Горецкого «Азбука»: 1 класс, 2 ч. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2010г.; раздаточный материал, фишки у обучающихся для проведения звукового анализа; сюита Римского-Корсакова «Море»
Результаты:
Предметные: учащиеся отличают на слух звуки [в], [ф], [в'], [ф'];находят буквы В и Ф, читают предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Метапредметные: Контролируют выполнение учебной задачи; применяют базовые предметные понятия; работают со знаково-символическими средствами;, представляют информацию слого-звуковыми схемами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения.
Личностные: учащиеся строят высказывания о чувстве гордости за Родину, российский народ и историю России при знакомстве с флагом;
Ход урока
Организационный момент .
Психологическая установка на работу
Здравствуйте!
- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках.
Почему буквы Х,Ц,Ч,Щ являются непарными?
Чем ещё отличаются от других букв буквы Ц, Ч,Щ?
Каковы правила написания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. Приведите примеры.
Чем от этих букв отличается буква Х? Приведите примеры.
III Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.
- А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока.
- На доске:. Игра «Кто внимательный?».
а) Найдите одинаковый звук в словах.
фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг, телефон, ферма, асфальт, флот, фотография.
б) Кто догадался о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
в) Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов.
Фрукты ель дом яблоко
Ф е д я
Игра «Твердый – мягкий».
Дети показывают синюю карточку, если звук [ф] твердый, зеленую, если звук [ф’] мягкий.
Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор, финиш, флаг, ферма, телефон.
Как называется пауза-отдых на уроке? ( физкультминутка)
.Физкультминутка: Учитель показывает карточку с буквой Ф ф.
Всем известно без подсказки ( шагают на месте)
Буква Ф – как ключ из сказки. (поворачивают ключ в замке)
Никогда его у нас (шаг с высоким подниманием бедра)
Не отнимет Карабас.
Филин – два огромных глаза –(вращение глазами)
Букву Ф напомнит сразу.( руки на пояс)
Лупоглазый целит взгляд,(руки над головой)
Словно фотоаппарат.( хлопки в ладоши)
- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. (На доске)
Познакомимся….
Научимся ….
Обсудим…..
Узнаем….
(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. Обсудим тему флота. Узнаем о назначении различных судов. Послушаем отрывок из сюиты Римского –Корсакова «Море»
IV Формирование новых понятий, способов действий.
1. Звуковой анализ слов «флот», «Федя». Моделирование звукового состава слов.
- Рассмотрите схемы слов. Сколько звуков в каждом слове? (В слове «флот» - 4 звука, в слове «Федя» - тоже 4 звука. Почему? (буква е обозначает один звук, стоит после согласной))
- Проведем звуковой анализ этих слов по вариантам. Первый вариант выкладывает схему слова «флот» на модели под картинкой в учебнике, второй вариант выкладывает схему слова «Федя» на модели.
Самопроверка.
-Дайте характеристику каждому звуку.
- Сравните первые звуки. Что вы можете о них сказать? (Это парные по твердости-мягкости звуки.)
2. Знакомство с буквой.
- Звуки [ф], [ф’] обозначаются на письме буквами «Ф ф».
- На что похожа буква? Выслушиваются ответы детей.
- Прочитайте слоги с буквой Ф стр 71 )Учебник «Азбука В.Г.Горецкого , 2 часть)
-Прочитайте предложение.
Флот плывёт к родной земле, (Слайд 1)
Флаг на каждом корабле.
Одновременно на слайде появляются иллюстрации.
Пояснение учителя: Издревле человек пытался покорить водное и воздушное пространство. Для этого он изобретал различные механизмы. Человек не может дышать, как рыба в воде. Поэтому, чтобы покорить большие водные пространства, ему нужны были плавательные средства.
-Как вы думаете, какое плавательное средство было первым?( бревно). Учащиеся рассматривают слайды кораблей, которые сейчас уже не используются: галера, парусник, пароход и современные корабли: атомный ледокол, круизный лайнер, подводная лодка, военный корабль. На корме военного флота России – Андреевский стяг. Это флаг Российского флота. Он символизирует о том, что флот принадлежит России.
V. Физкультминутка
Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая -
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой - вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.
VI. Применение понятий, способов действий. Работа над смысловым чтением.
-Внимательно прочитайте стихотворение А.С.Пушкина, на стр. 71
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать на море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
(А.С.Пушкин)
Составление вопросного плана: (Ромашка Блума)( работа в группах). Каждая группа представляет собой команду корабля во главе с капитаном.
План работы с текстом.
-Прочитайте текст ещё раз.
- Попробуйте объяснить непонятные слова ( используя толковый словарь)
-Выделите главную мысль текста.
-Проверьте, как соотносятся между собой главная мысль и текст.
-Сгруппируйте текст вокруг главной мысли .
- Определите количество пунктов плана.
-Сформулируйте вопросы.
Работа в группах ( Звучит сюита Римского-Корсакова «Море»
Проверка:
1ч: Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. ВОПРОС: Что означает выражение «В Европу прорубить окно?»
2ч: Ногою твёрдой стать на море. ВОПРОС: Объясните выражение «Ногою твердой стать на море»
3ч: Сюда по новым по волнам
Все флаги в гости будут к нам. ВОПРОС: Что имел в виду автор стихотворения?
4ч: И запируем на просторе. ВОПРОС: Что значит «Запируем на просторе»?
Учитель корректирует ответы детей.
VII. Применение знаний.
-На каждом корабле есть капитан. Придумайте имя своему капитану на букву Ф
(Федя, Фома, Филипп, Филька, Федул, Филимон).
- А что «вкусненькое» любит ваш капитан? Как вы думаете? (Финики, вафли, фисташки, кефир, конфеты, зефир, фрукты.)
- Командующий флотом приготовил для вас сюрприз. Он дарит вам билет на круизный лайнер. Достаньте билет из конверта, который лежит на вашей парте. Так как капитаны всегда пользуются картой. для того чтобы привести корабль в нужное место , он решил потренировать и вас в распознавании новой буквы. На билете написаны буквы. Наш гость спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Итак, наша тренировка начинается.
VIII. Итог урока.
-Папа сына похвалил,
Он про букву Ф спросил.
– Как вы думаете, что рассказал про букву Ф сын?
2. командующий флотом хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке. Поиграем в игру «Верю - не верю». (Если вы согласны с утверждением, покажите фишку зеленого цвета, если не согласны - красного).
1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?
2. Звук [ф] – глухой.
3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.
- Наш гость убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? Что было трудно?
IX. Рефлексия.
- В конце урока нашему гостю хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение. Достаньте из конверта флажок . Раскрасьте картинку с изображением такого настроения, которое у вас сейчас.
- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свой флажок.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
2.4. Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач |
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности |
Организационный момент | Словесные, наглядные, создание ситуации успеха | Слово учителя. | Психологический настрой на урок, включение в учебную деятельность | Мультимедиа проектор. | Фронтальный | Обучающиеся настроены на восприятие учебного материала. Быстрое включение в познавательную деятельность. |
Актуализация опорных знаний | Словесные | Интенсивный опрос. | Игра «Доскажи словечко» | | Фронтальный | Актуализация ранее изученного с целью связи с новым. Активизация мышления учащихся. |
Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности. | Проблемный, наглядный, словесный. | Беседа, побуждение к формулированию способов учебной деятельности | Наблюдение над звуковым составом слов, решение проблемных ситуаций, формулирование темы урока, постановка учебных задач. | Мультимедиа проектор. | Фронтальный | Обучающиеся формулируют тему урока «Звуки ф, ф. Буква Фф», определяют учебные задачи. |
Формирование новых понятий, способов действий. | Практический (звуковой анализ слов), словесный, наглядный. | Работа с моделями, беседа, самоконтроль, работа с иллюстрациями, инсценирование стихотворений о букве Ф. | Моделирование звукового состава слов «филин», «фонарь», деление слов на слоги, определение ударного гласного, сравнительная характеристика первых звуков. Запоминание образа буквы Ф. | Учебник, фишки, мультимедиа проектор. | Индивидуальный, фронтальный. | Включение учащихся в самостоятельную работу Решение учебной задачи посредством моделирования звукового состава слов. Обучающиеся приходят к выводу, что первые звуки в словах «фонарь» и «филин» - парные по твердости-мягкости. Запоминают образ буквы Ф. |
Физкультминутка | Словесный, практический. | Ритмические упражнения. | Выполнение упражнений по образцу. | | Коллективный. | Снятие утомляемости, повышение работоспособности, здоровьесбережение. |
Применение понятий, способов действий | Практический, словесный, наглядный, частично-поисковый. | Беседа, самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка, работа с учебником, просмотр презентации. | Упражнение на концентрацию внимания (подбор слов с заданными звуками, самостоятельная работа по выделению новой буквы из ряда других). Взаимопроверка. Чтение слогов, слов (с заданием, выборочное чтение) с.119. Лексическая работа (объяснение значения трудных слов: фабрика, ферма, фрак, фазан, флот) | Раздаточный материал. Учебник, мультимедиа проектор. | Фронтальный, парный. | Решение учебной задачи посредством работы с раздаточным материалом. Осуществляют взаимоконтроль. Обучающиеся читают слоги, слова по цепочке, выборочно по заданию (слоги с твердыми/мягкими согласными, слова с одним, двумя, тремя слогами, слова, обозначающие одушевленные/неодушевленные предметы). Уточняется лексическое значение трудных слов. |
Физкульминутка с элементами звуковой зарядки | | | Игра «Звонкий-глухой» | | | |
Применение знаний. | Практический, словесный, наглядный. | Самостоятельная работа, беседа. | Дифференцированное чтение (слабые – читают стихотворение Г.Сапгира «Футбол» на с.120; сильные – готовят выразительное чтение рассказа Я.Тайца «Волк» по ролям на с.121) Анализ прочитанного. Беседа о здоровом образе жизни, о пользе занятий физкультурой и спортом. | Учебник. | Индивидуальный, коллективный, фронтальный. | Выразительное чтение произведений учебника, работа над выразительностью чтения, чтение по ролям. Систематизация знаний обучающихся об отдельных видах спорта, о пользе занятий физкультурой. |
Итог урока. | Словесный. | Самостоятельная работа, интенсивный опрос. | Игра «Верю-не верю» | Сигнальные карточки «Да-нет». | Фронтальный. | Систематизация знаний, полученных на уроке. |
Рефлексия. | Наглядный | Самостоятельная работа. | Раскрашивание картинки мяча, соответствующего настроению ребенка. | Рисунок мяча. | | Объективный самоконтроль и самооценка деятельности на уроке. |
2.5. Дидактический материал к уроку
Ряд __________ Место __________ УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ | Ряд __________ Место __________ УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ | Ряд __________ Место __________ УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ |
Карточка № 1 Ответь на вопросы: – Почему волку стало стыдно? – А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно? | Карточка № 1 Ответь на вопросы: – Почему волку стало стыдно? – А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно? |
Каждому ученику по 2 изображения мяча (на этапе рефлексии).
2.6. Список использованных источников
Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс. / Под редакцией Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Волина В.В. Учимся играя.-М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Грамота: 1 класс: Методический комментарий. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 480 с.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.- 160 с.
Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.
Из истории русских слов: Словарь-пособие.- М.: Школа-Пресс.-1993.-224 с.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий)/ Сост. Г.Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2004.- 128 с.
Обучение грамоте. Чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь».Ч.I/ авт.-сост. И.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2010.- 255 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф, 2009.
Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 228 с.
Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.
http://rj.foto.radikal.ru/0708/2c/9b59c71d0639.png - фея
http://i039.radikal.ru/0806/eb/50f30b19469d.png - телефон
http://s03.radikal.ru/i176/1010/5b/3c96e0308e64.png - жираф
http://i066.radikal.ru/0908/4c/82ca272b5279.png - шкаф
http://i058.radikal.ru/0912/43/56066805a09a.png - фонарь
http://images.yandex.ru/
http://zoomet.ru/mal/malchevski_130.html - филин
http://fotoramochki.com/detskie/ramka-detskaya-59.png - фоторамка
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=2330 - презентация «Учим буквы. Буква Ф»
http://www.podarkoff.ru/product/1773655444 - ключик
http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=ii
http://images.yandex.ru/
http://netzor.org/uploads/posts/2010-06/1276008414_futbolist.jpg
3. Заключение
Урок был проведен в рамках школьной методической недели «Марафон открытых уроков» в 2010-2011 уч.г. Занятие получило положительные отзывы и высокую оценку педагогов и администрации школы.
6