Постановка темы и учебной задачи урока. Фонематическая зарядка. | Учитель: - Ребята, угадайте, что нарисовано на картинках: Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона Это… (ворона) Учитель открывает первую картинку. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В тёплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чирик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей) Учитель открывает вторую картинку. - Ребята, посмотрите на картинки, представленные на доске. - Что в этих словах общее? (первый звук, одинаковый слог) - Сравниваем первые звуки, произносим. - Где в природе слышали отдельно этот звук? Если дети не знают, можно использовать загадку: По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. ( ветер) Учитель: - Давайте, потренируемся произносить этот звук вместе. Упражнение «Дует ветер» (Дети произносят звук «В» на выдохе, имитируя ветер). Упражнение «Форточка» ( При произношении звука «В» дети то прикладывают, то убирают ладошку от губ). Скороговорка: Вертлявый ветер вырывал Ворота, как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вчерашние ватрушки. - Давайте произнесём эту скороговорку с разной интонацией: Первые две строчки с радостью, а дальше - вопросом; первые две строчки – с озорством, а дальше - с хитринкой. Учитель: - Ребята, выделите первый звук в слове ветер, сравните со звуком в словах с картинками. (В слове ветер звук «В» - мягкий, а в словах ворона, воробей, – твёрдый). - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение: «Звуки…, … и буквы …, … .» Далее учитель предлагает учащимся, отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируем задачи урока. «Познакомимся со звуками …, … .» ( в, в᾿) «Научимся отличать звуки …, … от других звуков». ( в, в᾿) «Будем учиться читать слоги, слова, с буквами …, …». (В, в) «Будем учиться конструировать печатную букву …». (В) | На доске две перевернутые картинки, под ними пустые клеточки по количеству букв в словах. На доске появляется картинка ветер со звуковой схемой слова. Скороговорка напечатана на доске для читающих детей. На доске напечатана тема, задачи урока с пропущенными словами. |
Анализ согласных звонких звуков [в] [в,], букв В, в; | Учитель: - Ребята, давайте пропоём звук «в»? Что вы услышали? Какой звук «в»? Докажите. - согласный, т.к. не поётся; Проверяем пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный. - звонкий, т.к. произносится громко, голосом; Понаблюдаем, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” — твёрдый согласный). - может быть твердым, может быть мягким) - парный, т.к. есть похожий глухой звук –« ф» | |
Практическая работа. Чтение слогов по заданным схемам. | - Попробуем прочитать слоги с новой буквой. - Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся твёрдо!” - Прочитайте твёрдые слоги - слияния. - Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся мягко!” - Прочитайте мягкие слоги - слияния. После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика. - Чем похожи слоги в каждом столбике? - Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? ( в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука (в). В третьем – слоги начинаются со звука (в,). | |
Физкультминутка. Зрительный образ печатных букв. | Встаньте рядом со своей партой и повторяйте движения со мной: Воробьишко потянулся (потянуться, руки вверх) Распрямился, встрепенулся, (выпрямили спинку, махи руками) Головной кивнул 3 раза, (наклоны головы) Подмигнул он правым глазом, Лапки в сторону развёл (руки в сторону) И по жёрдочке прошёл, (ходьба на месте) Прогулялся и присел, (приседание) Свою песенку запел: (стоя на месте) «Чик чирик – чик чирик.» Учитель: - Ребята, давайте вспомним, при помощи каких символов люди записывают звуки? (букв) - А вы хотите узнать, как пишется буква «вэ»? (да) - Ребята, это буква «вэ», запомните её имя, а на что похожа наша буква? Может мы уже видели, похожие буквы или цифры? (на букву р, цифру 3) Из каких частей можно составить букву? (прямая палочка, два полуовала) - Отгадайте загадку: «К единице три приставим, Что за букву мы составим?» (букву в) | На доске образцы печатных букв Вв, Р, цифры 3. |
Конструирование. | - Ребята, попробуйте выложить букву «В» при помощи трех верёвочек у себя на парте. А я посмотрю, как у вас получилось. - Рассмотрите образцы печатных букв «В», «в». Чем похожи, а чем буквы отличаются? - Для чего нужна заглавная буква? — Что нам поможет запомнить эту букву? (Дети чертят её на ладошке, спинах друг друга, носиком, локтём в воздухе). | |
Чтение слогов и слов. Работа в группах. Гимнастика для глаз. Чтение минимальных пар слов. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки. Итог урока. Устная рефлексия. | После чтения учитель предлагает класс поделить на 3 команды (группы). Каждая команда получает схему – прямоугольник и находит слова соответствующие схеме. Одна команда находит слова-предметы, вторая слова-признаки, третья слова-действия. - Отодвиньте книгу на край стола и немного отдохнём. «Смотрит вправо, смотрит влево Любопытный мальчик Сева, Смотрит вверх он, смотрит вниз До носочков дотянись». «Моргание». «Глазки отдыхают». «Смотрим вдаль». Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов. Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком. После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными словами. Произнесение текста в ускоренном темпе. Учитель: - Мы сегодня с вами хорошо поработали. - Что мы делали на уроке? (Рассуждали, анализировали, учились мыслить, развивали внимание, учились работать с книгой, учились читать.) - Каких результатов достигли? (научились читать слоги, слова с буквами В,в.) - Все молодцы! Спасибо за урок! | Учащиеся каждой группы подбирают слова соответствующим схемам. |