kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Собственные и нарицательные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать умение писать имена собственные (имена, отчества, фамилии) с большой буквы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные»















Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные. 2-й класс







Черногор Галина Васильевна, учитель начальных классов

































Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Цели: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать умение писать имена собственные (имена, отчества, фамилии) с большой буквы.

Планируемые результаты: учащиеся получат представления об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

  • формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;

  • развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

  • устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Планируемые результаты:

предметные: переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;

личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • понимать причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем алгоритму;

познавательные:

  • использовать знако-символические средства при оформлении правил переноса;

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составлять алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», «Просвещение», М., 2014 г. 2 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России»), тетради;

  • Карточки для работы в паре;

  • компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.

План урока.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Организационный момент. 

- Ребята, поприветствуйте наших гостей.

- Что вы пожелали гостям? (Здоровья.)

- А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи. Я желаю, чтобы наш урок прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Посмотрите на меня, потрите ладошки, ушки, подёргайте мочки ушек, сделайте кулачки, потрите носик, нажмите пальчиком носик и улыбнитесь. Садитесь. Покажите, как красиво вы можете сидеть на уроке.






Выполняют упражнения.

II. Постановка задач урока.


Проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 1-2)



III. Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Жители этой страны приготовили для вас задания. Если вы сможете их преодолеть, то я думаю, что они будут рады вам. Итак, первое задание.

Найдите ошибки в тексте и сформулируйте тему урока.

(Слайд 3)

Определите цели урока: (Слайд 4)

Сегодня на уроке предстоит: (Слайд 5)

- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

- закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных,



Собственные и нарицательные имена существительные.

- Будем учиться правильно записывать имена собственные.

IV. Пальчиковая гимнастика







V. Чистописание

Следующий этап нашего урока Минутка чистописания. Приготовим пальчики к работе.

“Домик”.

Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

– Раз, два, три, четыре, пять –  (Разгибаем пальцы.)
– Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
– Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
– В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)


Откройте тетради, запишите число, Классная работа, подчеркните орфограммы в словах классная работа.

- Я прочитаю Вам загадку про букву, которой посвятим минутку чистописания сегодня. А вы догадайтесь, что же это за буква?

На одной стоит ноге,

Любят гуси букву … (Г)

Сегодня мы прописываем заглавную букву Г в соединении со строчной. Но сначала расскажите мне, что вы знаете о букве г?





Расскажите, как будем писать букву Г.

Ребята, возьмите простой карандаш, обведите буквы, которые у Вас получились лучше всех других.



На следующей строчке запишите слова: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.

Охарактеризуйте звук г в этих словах.

На какие группы вы можете разделить эти слова?

Выполняют пальчиковую

гимнастику



















- Буква Г даёт звуки - [ Г ] и [ Г ']. Он согласный, звонкий, парный. Его пара — звук [К].

- Начинаем писать ниже верхней линии строки. Большая наклонная палочка с закругление влево. Проводим большую горизонтальную палочку с закруглением над буквой.


- Согласный, звонкий, твёрдый.


- На собственные и нарицательные. На одушевлённые и неодушевлённые.


VI. Словарная работа.



















VIII. Работа по теме «Заглавная буква в именах собственных».








VII. Физкультминутка (для глаз).

Следующий этап урока - Словарная работа. (Слайд 6)

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова.

Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской - сероватая, повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая, известная персона. Кто она? (Ворона.)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом ходит без дороги, возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лисица.)

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (Заяц.)

Обозначьте в словах опасные места и ударение.

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. 

- На какие две группы можно разделить записанные слова? - Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 7)

Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. 

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев.  

А как же пишутся фамилии людей?

(Самопроверка. Слайд 8)

Знаете ли вы, что фамилии на Руси начали появляться с 12 – 19 века? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

(Слайд 9) Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано, где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг, посмотрю на мир вокруг.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.















- Звери и птицы.

- Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.





С заглавной буквы.












Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.







































































Это интересно












IX. Работа по учебнику

-Запишите имена трех своих одноклассников. Как вы их напишите? 

А вы знаете, какие имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Светлана– по цвету волос, Мал – за маленький рост.

Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Одно время имена выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или крещения малыша.

Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.

- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они означают, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.

А вот ещё один вопрос приготовили жители страны заглавных букв:

-Что есть у русских, но нет ни у англичан, ни у немцев, ни у французов?

Можете воспользоваться подсказкой. (Алексей Николаевич Толстой и Шарль Перро.)

Откуда же появились отчества?

От имени отца. Отсюда и слово «отчество». Давным-давно так говорили: Дарья, Иванова дочь или Максим, Степана сын. Так и появились отчества. (Слайды 10-11)Образуйте отчества.

- Читая книгу, жители страны заглавных букв заметили, что слова роза и лев написаны с маленькой буквы, а потом встретила слова Роза и Лев, написанные с большой буквы. Может такое быть? (Слайд 12)

- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Шарик – шарик, Земля – земля, Серёжка - серёжка) 

- Чем ещё различаются слова? (Значением.)

- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?

(Слайд 13) В русском языке по значению имена существительные делятся

на собственные и нарицательные.

Слово «нарицательное» образовалось от старославянского слова и означает «говорить».

Нарицательные имена существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений.

Слово «собственный» также образовалось от старославянского слова и означает «личное, себе принадлежащее».

Имя собственное – это имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.

Отличительной особенностью нарицательных существительных является то, что они несут в себе лексическое значение слова.

Например, мы говорим «ученик» и понимаем, о чём идет речь.

Имена собственные таким свойством не обладают.

(Слайд 14) Итак, к именам собственным относятся:

• Фамилии, имена, отчества людей,

• Клички животных.

• Географические названия

• Названия газет, журналов.

Чтобы выделить на письме имена собственные, их принято писать с заглавной буквы.

(Слайд 15) История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Один из античных мифов рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение.

Откройте учебники на стр. 52-53 и прочтите рубрики «Сведения о языке»

Выполните упражнение 91.

(С заглавной буквы)





























Ответы детей.






- Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы. 
























Работают в тетрадях.

X. Физкультминутка.

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички? 

Выполняют приседания и прыжки.

XI.

Работа в группах.

1. Каждый может высказать свою версию решения.
2. Один говорит, а остальные слушают.
3. Каждая версия обсуждается в группе.
4. В группе согласуется общее решение.
5. Представитель группы защищает согласованное решение перед всеми.

В тексте найти ошибки, исправить. Из текста выписать

1группа Фамилии, имена, отчества.

2 группа Клички животных.

3 группа Географические названия.

4 группа Названия газет, журналов.

Работают в группах.

  1. XII. Итог урока

Итак, наше путешествие подошло к концу, пришло время подвести итоги нашего сегодняшнего урока:

  • Над какой темой мы работали?

  • Что мы относим к собственным именам существительным?

  • Что нужно помнить о написании собственных имён существительных?




Ответы детей.

XIII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Зелёный – я всё понял и могу объяснить другим.

Жёлтый – я понял тему урока, но мог работать лучше.

Красный - я не понял ничего, помогите мне!

Выставление оценок.

Дети оценивают свою работу на уроке.

XIV. Д/З

  • Записать, как зовут Ваших родных (полные имена);

  • Узнать, откуда произошла Ваша фамилия.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Собственные и нарицательные имена существительные

Автор: ЧЕРНОГОР ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "поурочный план на тему "Собственные и нарицательные  имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(86) "pourochnyi-plan-na-tiemu-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "168296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423219400"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "129401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415703141"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных"
    ["seo_title"] => string(80) "sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye_zaglavnaia_bukva_v_imenakh_s"
    ["file_id"] => string(6) "636009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1693164164"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"  (2 класс)  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "180357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425156850"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация "Собственные и нарицательные имена существительные""
    ["seo_title"] => string(65) "prezentatsiia_sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye"
    ["file_id"] => string(6) "616543"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1667375652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства