Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных. Задачи: образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных; развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи; воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных. Задачи: образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных; развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи; воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
Тип урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных. Задачи: образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных; развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи; воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи. Основные понятия: - имя существительное; - имя собственное и имя нарицательное; - правила правописания имен собственных и нарицательных. Планируемые результаты: личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. Метапредметные результаты: регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение. Предметные результаты: понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы. Формируемые УУД: - уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД); - уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД); - уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД); - уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД); - выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД); - формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД); - уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД). Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах. Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для групповой работы. Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И), в парах(П)
Ход урока
I. Мотивация .Наш урок мне хочется начать словами поэта Александра Шибаева
Всему название дано - И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных - нету! И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас. – Означено словами.
Сегодня на уроке мы продолжим работу со словами Записываем дату: (правило посадки при письме) Классная работа Чистописание ( Соединения ил, ия) II. Словарная работа , записать слова, разделить для переноса 1. Светит, а не греет. Ночью ходит, а днём спит. (месяц) 2. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (заяц) 3. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый у сестрицы! А зовут её - ? (лисица) 4. Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или ______ (ученик) 5. В какой стране под небом вьётся, Флаг бело-сине-красный? (Россия) 6. Дома высотные стоят, Ночами фонари горят, Машин, дорог, полным – полно Лишь только выгляни в окно. (город) - Почеркните слова, которые обозначают одушевленные предметы ( Взаимопроверка) III.Взаимопроверка тетрадей Ребята, если ни одной ошибки, то 5, 1- 4, больше 2-х ошибок 3-ка. Нужно подучить словарные слова. СЛАЙД 1 (Проверим) Словарь: ме-сяц, за-яц, ли-си-ца, уче-ник, Рос-сия, го-род. К какой части речи относятся эти слова? Что такое имя Существительное? На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? (кто?) На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? (что?)
- Перед вами лежат листы оценивания
Вам нужно оценить свои знания по данной теме. Заполните лист самооценки (знаю + , не знаю - ).
В начале урока
Знания, умения, навыки
В конце урока
Я знаю, что обозначает имя существительное.
Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное.
Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные.
- Какое слово лишнее и почему? (Россия) – Написано с большой буквы.
-Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Определите тему урока.
IV. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
СЛАЙД 2
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы
узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
V. Открытие нового знания
Сказка про Старичка- Лесовичка СЛАЙД 3
Жил был Старичок – Лесовичок, и была у него маленькая пушистая кошечка. Стало скучно старичку, решил он позвать её:
- Кошка, кошечка!
Как вдруг из под каждого куста к нему стали бежать кошки, да так много, что Лесовичок даже испугался. СЛАЙД 4
- Как вы думаете, почему к старичку сбежалось так много кошек?( Ответы детей:он не позвал её по (имени, кличке))
- Вот сегодня и поговорим об этом. Тема нашего урока «Имена собственные».
Мы уже работали с именем существительным. На какие вопросы отвечает имя существительное?
Заметьте, словом«учёный» — мы называем всех специалистов в какой-либо научной области, внёсших вклад в науку. Обычно учёными называют тех людей, которые применяют научный метод.
Словом цветок – называем все цветы: полевые, садовые, комнатные.
Словом рыба – называем всю рыбу; крупную, мелкую, речную, морскую.
Ученый, цветок, рыб, девочка – это обозначающие группу предметов объединенных общими признаками. Такие слова называются нарицательными. СЛАЙД 9
НАРИЦАТЬ - нарекать, именовать, называть, давать имя. При помощи нарицательных мы называем однородные предметы.Учебник стр 53 -правило
Вот поэтому к Лесовичку и сбежались все кошечки.
- Как выделить из всех кошечек одну? ( Ответы детей))
- Когда хотят выделить предмет из группы предметов, ему дают собственное имя.
Старичок Лесовичок снова позвал свою кошечку
- Мура, Мурочка!!!
И к нему прибежала его кошечка. Как же был рад Лесовичок увидеть свою любимицу. СЛАЙД 10
Мура, Мурочка- имена собственные. СЛАЙД 11
Имясобственное – этоимя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета. (Девочки, планеты) СЛАЙД 12
- Обратимся к карте. Сколько здесь стран? Мы выделим только одну, нашу страну - Россия. Почему Россия пишется с большой буквы?
Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. СЛАЙД 13
Имена собственные пишутся с большой буквы – это орфограмма Учебник стр 53 –правило