kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»

Тип урока:  Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Основные понятия:
- имя существительное;
- имя собственное и имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Планируемые результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Метапредметные результаты:
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
Предметные результаты: понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для групповой работы.
Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И), в парах(П)

Ход урока

I. Мотивация . Наш урок мне хочется начать словами поэта Александра Шибаева

Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас. –
Означено словами.

Сегодня на уроке мы продолжим работу со словами
Записываем дату: (правило посадки при письме)
Классная работа
Чистописание ( Соединения ил, ия)
II. Словарная работа , записать слова, разделить для переноса
1. Светит, а не греет. Ночью ходит, а днём спит. (месяц)
2. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
3. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый у сестрицы!
А зовут её - ? (лисица)
4. Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или ______ (ученик)
5. В какой стране под небом вьётся,
Флаг бело-сине-красный? (Россия)
6. Дома высотные стоят,
Ночами фонари горят,
Машин, дорог, полным – полно
Лишь только выгляни в окно. (город)
- Почеркните слова, которые обозначают одушевленные предметы ( Взаимопроверка)
III.Взаимопроверка тетрадей
Ребята, если ни одной ошибки, то 5, 1- 4, больше 2-х ошибок 3-ка. Нужно подучить словарные слова.
СЛАЙД 1 (Проверим)
Словарь: ме-сяц, за-яц, ли-си-ца, уче-ник, Рос-сия, го-род.
К какой части речи относятся эти слова?
Что такое имя Существительное?
На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? (кто?)
На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? (что?)

- Перед вами лежат листы оценивания

Вам нужно оценить свои знания по данной теме. Заполните лист самооценки (знаю + , не знаю - ). 



В начале
урока

Знания, умения, навыки

В конце
урока


Я знаю, что обозначает имя существительное.



Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное.



Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.



Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные.




- Какое слово лишнее и почему? (Россия) – Написано с большой буквы.

-Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Определите тему урока.

IV. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

СЛАЙД 2

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы

узнаем …

научимся …

попробуем …


- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

V. Открытие нового знания

Сказка про Старичка- Лесовичка СЛАЙД 3

Жил был Старичок – Лесовичок, и была у него маленькая пушистая кошечка. Стало скучно старичку, решил он позвать её:

- Кошка, кошечка!

Как вдруг из под каждого куста к нему стали бежать кошки, да так много, что Лесовичок даже испугался. СЛАЙД 4


- Как вы думаете, почему к старичку сбежалось так много кошек?( Ответы детей:он не позвал её по (имени, кличке))

- Вот сегодня и поговорим об этом. Тема нашего урока «Имена собственные».

Мы уже работали с именем существительным. На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Приведите примеры…

(Привожу свои примеры :ученый, цветок, рыб, девочка. СЛАЙД 5 - 8

Заметьте, словом «учёный»  — мы называем всех специалистов в какой-либо научной области, внёсших вклад в науку. Обычно учёными называют тех людей, которые применяют научный метод.

Словом цветок – называем все цветы: полевые, садовые, комнатные.

Словом рыба – называем всю рыбу; крупную, мелкую, речную, морскую.

Ученый, цветок, рыб, девочка – это обозначающие группу предметов объединенных общими признаками. Такие слова называются нарицательными. СЛАЙД 9

НАРИЦАТЬ - нарекать, именовать, называть, давать имя. При помощи нарицательных мы называем однородные предметы. Учебник стр 53 -правило

Вот поэтому к Лесовичку и сбежались все кошечки.

- Как выделить из всех кошечек одну? ( Ответы детей))

- Когда хотят выделить предмет из группы предметов, ему дают собственное имя.


Старичок Лесовичок снова позвал свою кошечку

- Мура, Мурочка!!!

И к нему прибежала его кошечка. Как же был рад Лесовичок увидеть свою любимицу. СЛАЙД 10

Мура, Мурочка- имена собственные. СЛАЙД 11

Имя собственное – это имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета. (Девочки, планеты) СЛАЙД 12

- Обратимся к карте. Сколько здесь стран? Мы выделим только одну, нашу страну - Россия. Почему Россия пишется с большой буквы?

Собственные имена существительные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей, улиц. СЛАЙД 13

Имена собственные пишутся с большой буквы – это орфограмма Учебник стр 53 –правило

Физминутка



VI. Первичное закрепление знаний

Учебник стр. 52 упр. 88 (устно) стр. 52 упр.89 (Ф)

VI. Вторичное закрепление знаний (Вспомнить правила работы в парах)


Задание 1Запишите общее слово для данных имён собственных. Как называются такие существительные?(П)

А. С. Пушкин, С. А. Есенин —       поэты

Санкт-Петербург, Тверь, Липецк — ___________________

Тихий, Индийский, Атлантический — _________________

Людмила, Денис, Александра — _____________________

Петров, Кошкина, Митрофанова — ___________________

Каспийское, Чёрное, Мраморное — __________________

Тузик, Барбос, Жучка — ______________________________

Иванович, Петровна, Владимирович — _______________

Слова для справок: фамилии, имена, клички, поэты, океаны, города, моря, отчества.



Задание 2Работа с картой (Г) (Вспомнить правила работы в парах)

1. Вспомнить условные обозначения на карте.

2. Выписать : 1 группа - реки СК

2группа – города СК

3 группа - села СК

3.Проверка


VII. Рефликсия деятельности


Заполнить лист самооценки


В начале
урока

Знания, умения, навыки

В конце
урока


Я знаю, что обозначает имя существительное.



Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное.



Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.



Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные.



Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за ….

VII. Домашнее задание.

У. стр. 52, 53 правило

Карточка. Выбери нужную букву из скобок. Запиши предложения в тетрадь.

  • У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши.

  • Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.

  • Денис (С,с)кворцов смотрел на (С.с)кворцов.

  • Тёма (В,в)асильков нарвал в поле (В,в)асильков.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Злобина Алла Александровна

Дата: 27.08.2023

Номер свидетельства: 636009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "129401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415703141"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"
    ["seo_title"] => string(80) "sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye_zaglavnaia_bukva_v_imenakh_o"
    ["file_id"] => string(6) "518438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566843029"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"  (2 класс)  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "180357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425156850"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) ""Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев" "
    ["seo_title"] => string(112) "sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-skazochnykh-ghieroiev"
    ["file_id"] => string(6) "164614"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422677904"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока по русскому языка в 5 классе по теме: "Имя существительное собственное и нарицательное". "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-sobstviennoie-i-naritsatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "224127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438512195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства