Просмотр содержимого документа
«Собственные имена существительные»
Тема: Собственные имена существительные
Класс: 2
УМК: «Планета Знаний»
Цель: познакомить учащихся с собственными именами существительными , учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные:добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания,наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствоватьформированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия; познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык», 2 класс .
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, рабочая тетрадь по русскому языку, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок, повторение правил посадки за партой).
(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. – А урок мы начнём с пальчиковой гимнастики:
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну. Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою и тепло поберегу. Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики.
- Оцените «сигналом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
- А теперь оцените «сигналом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:
Собственные имена существительные .Правописание собственных имён существительных.)
- Что вы уже знаете об именах собственных?
А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначает термин «собственные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
-С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные -нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
-Прочитаем правило в учебнике на странице 88.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
- Покажите «сигналом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
-Молодцы! А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Надо подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наш город очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Ульяновск.
(слайд)
Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.
Поэтесса Нина Климко написала такие строки о нашем городе:
(читает стих. ученица)
Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.
С каждым годом становишься краше, Нет отраднее сердцу, милей Площадей, переулочков, башен В разноцветном каскаде огней.
Ты – Отчизна великих поэтов. Имена их, как звёзды горят. А святые скрижалей заветы - Наша гордость, величие, клад.
Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой.
Пусть счастливым полёт будет, долгим... Мой Ульяновск, мой город родной.(слайд)
Физкультминутка для глаз.
VII.Работа в группах.
-Мы сейчас будем работать в группах. (памятка работы в группе на столах).
Памятка работы в группе :
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее
дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.
4. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в
таком же положении.
-Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем крае, вставив, где нужно собственные имена существительные.
Наш край.
___...__ - мой город. Он очень красивый. Наш город стоит на реке- …________ . В нашем крае родились и выросли замечательные люди: писатель ….________, генерал-майор авиации …. . ____________________
-Какой у вас получился рассказ? (слайд)
-Покажите «сигналом», как выполнили задание.
VIII. Рефлексия деятельности
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Достигли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание:
Учебник- стр. 88 ,учить правило, составить весёлый рассказ
(5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.
-Оцените «сигналом» свою работу на уроке. Зеленый- нет вопросов по
сегодняшнему уроку. Красный- вопросы остались.
-С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «сигналом».