Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Собственные имена существительные"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова
Учитель - Балашова
Маргарита Валентиновна
Данков
2017 г
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цели урока: познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные;
- учить распознавать собственные и нарицательные имена существительные, - определять значения имен собственных и нарицательных; - наблюдать за их грамматическими признаками (неизменяемость по числам);
- закреплять ранее изученный материал;
- обогащать словарный запас, развивать речь; - - воспитывать интерес к урокам русского языка.Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое; - развитие познавательных интересов учебных мотивов, - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) -нацеливание на успешную деятельность, - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации- формирование умения слушать и слышать. - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Великий, могучий, свободный, Надежды и силы родник. Тебе посвящаем урок мы сегодня, Родной наш, правдивый и гордый язык.
II. Чистописание.
- Сгруппируйте существительные по определённому признаку в 2 группы, в словах одной группы заметите букву, которую будем писать на минутке каллиграфии:
Груз, заяц, мороз, лиса, арбуз, волк,дрозд, глаз.
На какие группы разделили слова? (Одушевленные, неодушевленные)
Прочитайте группу неодушевленных : Груз, мороз, арбуз, глаз.
- Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?
- Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.
- Спишите с доски, продолжив закономерность
сзс З зсз С сзс З
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 1. Словарно-орфографическая работа. (Индивидуальная)
– Двигаясь по лабиринту русского языка, нужно быть грамотными. – А чтобы грамотными стать, надо зоркость развивать. (Видеть орфограмму, объяснять её и правильно писать слова) Несколько ребят будут работать по карточкам. КАРТОЧКА 1 Прочитай текст.
«На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать или даже то, о чём они способны подумать, то есть всё то, что существует». – Почему имена существительные так называются? – Что такое имя существительное? – Запиши имена существительные и поставь к ним вопросы. Девочка стол сосед доска задача заяц платок ворона
КАРТОЧКА 2
На какие вопросы отвечают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые? Устно поставь вопрос к именам существительным и запиши одушевлённые существительные в первый столбик, а имена неодушевлённые во второй столбик:
Страна, человек, олень, гроза, дерево, учитель, ласточка, звонок, учебник, ученик.
КАРТОЧКА 3
Как определить род имён существительных? Запиши имена существительные и определи их род.
Как изменяются имена существительные? Определи число имён существительных:
Мальчики, малыш, берёзы, озеро, пенал, плечо, лодки, листья, школа, горы.
2. Словарная работа Записать одним словом:
синоним слова «вьюга»; (метель)
антоним к слову «жара»; (мороз)
столица нашей страны (Москва);
маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
первый зимний месяц (декабрь);
году начало, зиме середина (январь);
вьюги да метели под … полетели (февраль)
рыжая плутовка (лисица);
летом серый, зимой белый (заяц).
Проверка. Метель, мороз, Москва, воробей, декабрь, январь, февраль, лисица, заяц. - Что объединяет все эти слова? (имена сущ.) - На какие группы можно разделить? (одуш, неодуш; женского и мужского рода) - Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «зеленый -ДА» и «красный -НЕТ»): Я читаю предложение, вы показываете сигнальными карточками
1. Имя существительное относится к служебным частям речи.
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.
3. Имя существительное обозначает признак предмета.
4. Имя существительное обозначает предмет.
5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?
6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?.
7. Имя существительное изменяется по лицам и числам.
8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.
9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?
11. Имя существительное изменяется по числам .
12. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением .
- Посмотрите на словарные слова. Какое слово лишнее ? Обоснуйте свой ответ. Разделите слова на две колонки: какие, как вы думаете? ( собственные и нарицательные имена существительные)
Байкал, балкон, Балканы, белка, Белкин, белок, Белов, булка, Булкина. - Какая тема урока? Чему будем учиться? IV. Работа по теме урока. 1. Коллективная работа- упражнение № 22 - Прочитайте слова упражнения №22.
- Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение. (Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус – имена, названия площадей, улиц, озер, стран, гор)
- Назовите нарицательные имена существительные. (Поэт, мальчик, девочка, город, площадь ,страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора)
- К этим именам нарицательным подберите другие имена собственные. (Александр Сергеевич Пушкин, Дима, Маша, Данков, Ленина, Россия, Байкал, Мира, Алёша Попович, Милка, Буян,Саяны)
- Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.
2. - Прочитайте сведения о языке.
- Какие имена существительные называют собственными? (Названия улиц, рек, гор, имена, отчества, фамилии людей, клички животных)
- Какие имена существительные называют нарицательными? (Остальные называются нарицательными)В русском языке по значению имена существительные делятся насобственныеинарицательные. Слово «нарицательное» образовалось от старославянского слова и означает «говорить».Нарицательные имена существительные– это общее название для всех однородных предметов и явлений.Слово «собственный» также образовалось от старославянского слова и означает «личное, себе принадлежащее». Имя собственное– это имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.Собственные имена существительные– это названия отдельных лиц, единичных предметов. Отличительной особенностью нарицательных существительных является то, что они несут в себе лексическое значение слова. Имена собственные таким свойством не обладают. Чтобы выделить на письме имена собственные, их принято писать с заглавной буквы.
- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы)
3.Устная работа. А теперь потренируемся в определении нарицательных и собственных имён существительных. Рассмотрим картинки. Назовём предметы. Определим, собственное или нарицательное существительное.
Рис. 1.
рис.2
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Проверим, что получилось. Москва – собственное – название города. Трава – нарицательное. Айболит – собственное – имя сказочного персонажа. Дом – нарицательное. Дон – собственное – название реки. Пушкин – собственное – фамилия поэта. Как будем писать нарицательные существительные? Собственные? 4.Работа в парах Прочитаем слова. Чем они различаются? Скворцов, скворцов.Рыбаков, рыбаков.Арбузов, арбузов. Вставим в каждое предложение подходящие по смыслу слова. Лёва …… делал домик для …… Андрюша …… любил слушать рассказы …… Толя …… привёз много …… Проверим. (устно читают) Лёва Скворцов делал домик для скворцов.Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы рыбаков.Толя Арбузов привёз много арбузов. Что заметили? ( Первые слова – это имена собственные – фамилии – пишутся с заглавной буквы – Скворцов, Рыбаков, Арбузов. Вторые слова – это нарицательные имена существительные. ) Одно и тоже слово может быть и собственным и нарицательным. Необходимо помнить, что имена собственные пишутся с заглавной буквы. 5. Самостоятельная работа.Выберем нужную букву в скобках и объясним свой выбор. Нашего кота зовут (Р,р)ыжик. Папа привёз из леса душистые (Р,р)ыжики. Около нашей деревни течёт река (Б,б)елая. На ученице надета (Б,б)елая блузка. Летом мы поедем на (Ч,ч)ёрное море. Мама купила (Ч,Ч)ёрное платье. Проверим правильность выполнения задания. Нашего кота зовут Рыжик .Рыжик напишем с заглавной буквы – это кличка животного – собственное существительное. Папа привёз из леса душистые рыжики .Рыжики – напишем со строчной буквы – название грибов – нарицательное существительное. Около нашей деревни течёт река Белая. Белая – напишем с заглавной буквы – название реки – собственное существительное. На ученице надета белая блузка. Белая – напишем со строчной буквы – название цвета – нарицательное существительное. Летом мы поедем на Чёрное море. Чёрное – напишем с заглавной буквы – название моря – собственное существительное. Мама купила чёрное платье.Чёрное – напишем со строчной буквы – название цвета – нарицательное существительное.
6. Это интересно
История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них: Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
. Наполеон Бонапарт
Торт «Наполеон»
Один из античных мифов рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение.
Нарцисс
Цветок нарцисс
7. Работа в парах. «Лови ошибку». - Может ли собственное имя существительное стать нарицательным? Имена собственные могут переходить в нарицательные. И, наоборот. Нарицательные имена существительные могут становиться собственными. В русском языке немало нарицательных имён существительных, образованных от собственных имён. Монета, силуэт, меценат, бойкот, баян, георгин – это всё имена, которые когда-то принадлежали людям. Значительно чаще нарицательные имена существительные переходят в собственные. В названиях городов Орёл, Шахты, Изюм мы без труда узнаём слова, известные нам как нарицательные имена существительные. Исправьте ошибки. Иван блинов съел много блинов. Наш шарик поймал воздушный шарик. Не бойся морозов, серёжа морозов. Хороши груши в корзине у груши. Коля арбузов купил шесть арбузов. Наша поля вернулась с поля. 8. Игра «Измени слово». Какие это имена существительные? Нужно, добавив одну букву, превратить их в имена собственные. кол к.льцо бор оз.ро лён п.ро Запись предложения: Коля Кольцов, Боря Озеров, Лёня Перов – неразлучные друзья. – 9. Кавычки в написании названий.
– Очень важно отметить, что многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. – Ребята провели свои исследования и выяснили, какие же имена собственные пишутся в кавычках.
Выступления учеников, проводивших исследования
1 ученик. Мы посетили библиотеку и узнали, что пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки названия книг, журналов, газет, например: газета «Золотой ключик», журнал «Мурзилка», книга А.С.Пушкина «Сказки».
2 ученик.Я изучил программу телепередач и узнал, что названия фильмов, мультфильмов, спектаклей, телепередач пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки, например... игра «Поле Чудес» , фильм «Ледокол», мультфильм «Маша и Медведь»
3 ученик.Мы узнали, что названия учреждений, предприятий тоже пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки, например... Государственное учреждение « Данковская районная больница» ОАО «Силан» Детский сад «Сказка»
10. Работа с текстом.
– Прочитайте текст. Кто автор этого стихотворения? (Тулеген Айбергенов)
Она велика: от Алтая до Каспия, Она широка, Как народа душа. Она же – Европа, Она же – и Азия, И волны Урала И всплеск Иртыша Есть все у тебя: И леса, и озера И синие глуби натруженных рек Широкие степи, Высокие горы, И я – твой хозяин. И твой человек!
– Какова тема этого стихотворения? (Моя Родина) – В каких словах заключается основная мысль? Найдите и запишите в тетрадь имена существительные собственные и нарицательные в два столбика
1 ст: имена собственные 2 ст: имена нарицательные
Самопроверка.
– Прочитайте имена существительные 1 столбика. Сравните со слайдом. Как они называются? – Прочитайте имена существительные 2 столбика. Сравните со слайдом. Как они называются?
11. Работа с предложением.
– Так кто самый важный в жизни? (Человек)
Учитель: Все люди разные. А что же есть у каждого человека? (Имя)
«Между живущих людей Безымянным никто не бывает вовсе, В минуту рождения каждый, И низкий, и знатный Имя свое от родителей В сладостный дар получает» (Гомер. «Одиссея»)
12. Игра «Самый, самый…»
Самый главный город страны – Москва
Самое глубокое озеро России – Байкал
Самое родное озеро
Самая высокая гора
Самое глубокое озеро в мире – Бай
Самое большое озеро в мире – Каспийское
Самое бедствующее озеро Казахстана
Самый высокогорный каток –
– Молодцы, ребята, вы убедили всех, что знаете свою страну. Но очень важно, что и об имени существительном вы стали знать больше. – Какие бывают имена существительные? (Cобственные и нарицательные) – Как они пишутся?
VI. Рефлексия – Что изучали? Что узнали нового? Какие трудности испытывали? – Что интересно было узнать? – А можете ли вы сегодня на уроке сказать про себя «Я самый, самый»?
VII. Итог урока Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание. * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. При этом используй не менее 5-ти имён собственных. Аккуратно карандашом подпиши над всеми существительными: соб. (собственное) илинар. (нарицательное).
Литература:
1. Волина, В. В. Русский язык / В. В. Волина. − М. : Просвещение, 1996.
2. Голубь, В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе : практическое пособие / В. Т. Голубь. − Воронеж : ТЦ «Учитель», 2003.
3. Евсюкова, Г. А. Методическая копилка // Начальная школа. – 1998. – № 3. – С. 79.
4. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. − М. : 5 за знания, 2007.
5. Жиренко, О. Е.Учим русский с увлечением – 2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : 5 за знания, 2009.
6. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)