kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе "Собственные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе "Собственные имена существительные". Первый урок по теме. Урок ознакомления с новым материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Собственные имена существительные"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова




Учитель - Балашова

Маргарита Валентиновна




Данков

2017 г



Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Цели урока: познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные;

- учить распознавать собственные и нарицательные имена существительные, - определять значения имен собственных и нарицательных; - наблюдать за их грамматическими признаками (неизменяемость по числам);

- закреплять ранее изученный материал;

- обогащать словарный запас, развивать речь; - - воспитывать интерес к урокам русского языка. Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое; - развитие познавательных интересов учебных мотивов, - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) -нацеливание на успешную деятельность, - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации- формирование  умения слушать и слышать. - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Оборудование: презентация, карточки индивидуальные, карточки «Да», «Нет».

Ход урока.


  1. Мотивирование к учебной деятельности

Великий, могучий, свободный, 
Надежды и силы родник. 
Тебе посвящаем урок мы сегодня, 
Родной наш, правдивый и гордый язык.

II. Чистописание.

- Сгруппируйте существительные по определённому признаку в 2 группы, в словах одной группы заметите букву, которую будем писать на минутке каллиграфии:

Груз, заяц, мороз, лиса, арбуз, волк,дрозд, глаз.

На какие группы разделили слова? (Одушевленные, неодушевленные)

Прочитайте группу неодушевленных : Груз, мороз, арбуз, глаз.

- Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится?

- Назовите буквы, которые обозначают эти звуки.

- Спишите с доски, продолжив закономерность

сзс З зсз С сзс З

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 1. Словарно-орфографическая работа. (Индивидуальная)

– Двигаясь по лабиринту русского языка, нужно быть грамотными.
– А  чтобы грамотными стать, надо зоркость развивать. (Видеть орфограмму, объяснять её и правильно писать слова) Несколько  ребят будут работать по карточкам. КАРТОЧКА 1 Прочитай текст.

«На вопрос кто?   или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать или даже то, о чём они способны подумать, то есть всё то, что существует».
– Почему имена существительные так называются?
– Что такое имя существительное?
– Запиши  имена существительные и поставь к ним вопросы. Девочка    стол    сосед     доска     задача      заяц     платок     ворона       

КАРТОЧКА 2

На какие вопросы отвечают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые?
Устно поставь вопрос к именам существительным и запиши одушевлённые  существительные в первый столбик, а имена неодушевлённые во второй столбик:

Страна, человек, олень, гроза, дерево, учитель, ласточка, звонок, учебник, ученик.

КАРТОЧКА 3

Как определить род имён существительных?
Запиши имена существительные  и определи их род.

Иней, кукла, облако, шишка, верблюд, сердце, земля, отец.

КАРТОЧКА 4

Как изменяются имена существительные?
Определи число имён существительных: 

Мальчики, малыш, берёзы, озеро, пенал, плечо, лодки, листья, школа, горы.

2. Словарная работа Записать одним словом:

    • синоним слова «вьюга»; (метель)

    • антоним к слову «жара»; (мороз)

    • столица нашей страны (Москва);

    • маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);

    • первый зимний месяц (декабрь);

    • году начало, зиме середина (январь);

    • вьюги да метели под … полетели (февраль)

    • рыжая плутовка (лисица);

    • летом серый, зимой белый (заяц).

Проверка.
Метель, мороз, Москва, воробей, декабрь, январь, февраль, лисица, заяц.
- Что объединяет все эти слова? (имена сущ.) - На какие группы можно разделить? (одуш, неодуш; женского и мужского рода) - Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «зеленый -ДА» и «красный -НЕТ»): Я читаю предложение, вы показываете сигнальными карточками

1. Имя существительное относится к служебным частям речи.

2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.

3. Имя существительное обозначает признак предмета.

4. Имя существительное обозначает предмет.

5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?

6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?.

7. Имя существительное изменяется по лицам и числам.

8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или средне­му роду.

9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

11. Имя существительное изменяется по числам .

12. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением . 

- Посмотрите на словарные слова. Какое слово лишнее ? Обоснуйте свой ответ. Раз­де­ли­те слова на две ко­лон­ки: какие, как вы думаете? ( соб­ствен­ные и на­ри­ца­тель­ные имена су­ще­стви­тель­ные)

Бай­кал, бал­кон, Бал­ка­ны, белка, Бел­кин, белок, Белов, булка, Бул­ки­на. - Какая тема урока? Чему будем учиться? IV. Работа по теме урока. 1. Коллективная работа- упражнение № 22 - Прочитайте слова упражнения №22.

- Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение. (Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус – имена, названия площадей, улиц, озер, стран, гор)

- Назовите нарицательные имена существительные. (Поэт, мальчик, девочка, город, площадь ,страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора)

- К этим именам нарицательным подберите другие имена собственные. (Александр Сергеевич Пушкин, Дима, Маша, Данков, Ленина, Россия, Байкал, Мира, Алёша Попович, Милка, Буян,Саяны)

- Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.

2. - Прочитайте сведения о языке.

- Какие имена существительные называют собственными? (Названия улиц, рек, гор, имена, отчества, фамилии людей, клички животных)

- Какие имена существительные называют нарицательными? (Остальные называются нарицательными) В рус­ском языке по зна­че­нию имена су­ще­стви­тель­ные де­лят­ся на соб­ствен­ные и на­ри­ца­тель­ные. Слово «на­ри­ца­тель­ное» об­ра­зо­вал­ось от ста­ро­сла­вян­ско­го слова и озна­ча­ет «го­во­рить».На­ри­ца­тель­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это общее на­зва­ние для всех од­но­род­ных пред­ме­тов и яв­ле­ний. Слово «соб­ствен­ный» также об­ра­зо­ва­лось от ста­ро­сла­вян­ско­го слова и озна­ча­ет «лич­ное, себе при­над­ле­жа­щее». Имя соб­ствен­ное – это имя, ко­то­рым на­зы­ва­ют пред­мет, чтобы от­ли­чить его от дру­го­го од­но­род­но­го пред­ме­та. Соб­ствен­ные имена су­ще­стви­тель­ные – это на­зва­ния от­дель­ных лиц, еди­нич­ных пред­ме­тов. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью на­ри­ца­тель­ных су­ще­стви­тель­ных яв­ля­ет­ся то, что они несут в себе лек­си­че­ское зна­че­ние слова. Имена соб­ствен­ные таким свой­ством не об­ла­да­ют. Чтобы вы­де­лить на пись­ме имена соб­ствен­ные, их при­ня­то пи­сать с за­глав­ной буквы.

- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы)

3.Устная работа. А те­перь по­тре­ни­ру­ем­ся в опре­де­ле­нии на­ри­ца­тель­ных и соб­ствен­ных имён су­ще­стви­тель­ных. Рас­смот­рим кар­тин­ки. На­зо­вём пред­ме­ты. Опре­де­лим, соб­ствен­ное или на­ри­ца­тель­ное су­ще­стви­тель­ное.

Рис. 1.

рис.2

Рис. 3. 

Рис. 4. 

Рис. 5. 

Рис. 6. 

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось. Москва – соб­ствен­ное – на­зва­ние го­ро­да. Трава – на­ри­ца­тель­ное. Ай­бо­лит – соб­ствен­ное – имя ска­зоч­но­го пер­со­на­жа. Дом – на­ри­ца­тель­ное. Дон – соб­ствен­ное – на­зва­ние реки. Пуш­кин – соб­ствен­ное – фа­ми­лия поэта. Как будем писать нарицательные существительные? Собственные? 4. Работа в парах Про­чи­та­ем слова. Чем они раз­ли­ча­ют­ся? Сквор­цов, сквор­цов.Ры­ба­ков, ры­ба­ков.Ар­бу­зов, ар­бу­зов. Вста­вим в каж­дое пред­ло­же­ние под­хо­дя­щие по смыс­лу слова. Лёва …… делал домик для …… Ан­дрю­ша …… любил слу­шать рас­ска­зы …… Толя …… при­вёз много …… Про­ве­рим. (устно читают) Лёва Сквор­цов делал домик для сквор­цов. Ан­дрю­ша Ры­ба­ков любил слу­шать рас­ска­зы ры­ба­ков. Толя Ар­бу­зов при­вёз много ар­бу­зов. Что заметили? ( Пер­вые слова – это имена соб­ствен­ные – фа­ми­лии – пи­шут­ся с за­глав­ной буквы – Сквор­цов, Ры­ба­ков, Ар­бу­зов. Вто­рые слова – это на­ри­ца­тель­ные имена су­ще­стви­тель­ные. ) Одно и тоже слово может быть и соб­ствен­ным и на­ри­ца­тель­ным. Необ­хо­ди­мо пом­нить, что имена соб­ствен­ные пи­шут­ся с за­глав­ной буквы. 5. Самостоятельная работа. Вы­бе­рем нуж­ную букву в скоб­ках и объ­яс­ним свой выбор. На­ше­го кота зовут (Р,р)ыжик. Папа при­вёз из леса ду­ши­стые (Р,р)ыжики. Около нашей де­рев­ни течёт река (Б,б)елая. На уче­ни­це на­де­та (Б,б)елая блуз­ка. Летом мы по­едем на (Ч,ч)ёрное море. Мама ку­пи­ла (Ч,Ч)ёрное пла­тье.  Про­ве­рим пра­виль­ность вы­пол­не­ния за­да­ния. На­ше­го кота зовут Рыжик .Рыжик на­пи­шем с за­глав­ной буквы – это клич­ка жи­вот­но­го – соб­ствен­ное су­ще­стви­тель­ное. Папа при­вёз из леса ду­ши­стые ры­жи­ки .Ры­жи­ки – на­пи­шем со строч­ной буквы – на­зва­ние гри­бов – на­ри­ца­тель­ное су­ще­стви­тель­ное. Около нашей де­рев­ни течёт река Белая. Белая – на­пи­шем с за­глав­ной буквы – на­зва­ние реки – соб­ствен­ное су­ще­стви­тель­ное. На уче­ни­це на­де­та белая блуз­ка. Белая – на­пи­шем со строч­ной буквы – на­зва­ние цвета – на­ри­ца­тель­ное су­ще­стви­тель­ное. Летом мы по­едем на Чёр­ное море. Чёр­ное – на­пи­шем с за­глав­ной буквы – на­зва­ние моря – соб­ствен­ное су­ще­стви­тель­ное. Мама ку­пи­ла чёр­ное пла­тье.Чёр­ное – на­пи­шем со строч­ной буквы – на­зва­ние цвета – на­ри­ца­тель­ное су­ще­стви­тель­ное.

 6. Это ин­те­рес­но

Ис­то­рия знает мно­же­ство при­ме­ров, когда имена соб­ствен­ные ста­но­ви­лись на­ри­ца­тель­ны­ми. Вот неко­то­рые их них: Пи­рож­ное и торт на­по­ле­он, по ле­ген­де, обя­за­ны на­зва­ни­ем им­пе­ра­то­ру На­по­лео­ну Бо­на­пар­ту, лю­бив­ше­му этот вид кон­ди­тер­ских из­де­лий.

. На­по­ле­он Бо­на­парт 

Торт «На­по­ле­он» 

 Один из ан­тич­ных мифов рас­ска­зы­ва­ет о кра­си­вом юноше Нар­цис­се, ко­то­рый был влюб­лён в себя так, что не за­ме­чал ни­ко­го и ни­че­го во­круг, а всё время смот­рел на своё от­ра­же­ние в воде. Боги, раз­гне­вав­шись, пре­вра­ти­ли его в рас­те­ние. Белый цве­ток нар­цис­са скло­ня­ет­ся набок и слов­но смот­рит жёл­тым глаз­ком вниз, на своё от­ра­же­ние.

Нар­цисс 

Цве­ток нар­цисс 

7. Работа в парах. «Лови ошибку». 
- Может ли собственное имя существительное стать нарицательным? Имена собственные могут переходить в нарицательные. И, наоборот. Нарицательные имена существительные могут становиться собственными. 
В русском языке немало нарицательных имён существительных, образованных от собственных имён. Монета, силуэт, меценат, бойкот, баян, георгин – это всё имена, которые когда-то принадлежали людям. 
Значительно чаще нарицательные имена существительные переходят в собственные. В названиях городов Орёл, Шахты, Изюм мы без труда узнаём слова, известные нам как нарицательные имена существительные. 
Исправьте ошибки. 
Иван блинов съел много блинов. 
Наш шарик поймал воздушный шарик. 
Не бойся морозов, серёжа морозов. 
Хороши груши в корзине у груши. 
Коля арбузов купил шесть арбузов. 
Наша поля вернулась с поля. 
8. Игра «Измени слово». Какие это имена существительные? Нужно, добавив одну букву, превратить их в имена собственные. 
кол к.льцо 
бор оз.ро 
лён п.ро 
Запись предложения: Коля Кольцов, Боря Озеров, Лёня Перов – неразлучные друзья.  9. Кавычки в написании названий.

– Очень важно отметить, что многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. 
– Ребята провели свои исследования и выяснили, какие же имена собственные пишутся в кавычках.

Выступления  учеников, проводивших исследования

1 ученик.  Мы посетили библиотеку и узнали, что пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки названия книг, журналов, газет, например: газета «Золотой ключик», журнал «Мурзилка», книга А.С.Пушкина «Сказки».  

2 ученик. Я изучил программу  телепередач и узнал, что  названия фильмов, мультфильмов, спектаклей, телепередач пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки, например... игра «Поле Чудес» , фильм «Ледокол», мультфильм «Маша и Медведь» 

3 ученик. Мы узнали, что названия учреждений, предприятий тоже пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки,  например...  
Государственное учреждение « Данковская районная больница»
ОАО «Силан»   
Детский сад «Сказка»

10. Работа с текстом.   

–  Прочитайте текст.  Кто автор этого стихотворения? (Тулеген Айбергенов)

Она велика:
от Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же – Европа,
Она же  – и Азия,
И волны Урала
И всплеск Иртыша
Есть все у тебя:
И леса, и озера
И синие глуби натруженных рек
Широкие степи,
Высокие горы,
И я –  твой хозяин.
И твой человек!

– Какова тема этого стихотворения? (Моя Родина)
– В каких словах заключается основная мысль?  Найдите и запишите в тетрадь имена существительные собственные и нарицательные в два столбика

1 ст: имена собственные                                       2 ст: имена  нарицательные

Самопроверка.  

– Прочитайте имена существительные  1 столбика. Сравните со слайдом.  Как они называются?
– Прочитайте имена существительные  2 столбика. Сравните  со слайдом.  Как они называются?

11. Работа с предложением.

– Так кто самый важный  в жизни? (Человек)

Учитель:  Все люди разные. А что же есть у каждого человека? (Имя)

«Между живущих людей  
Безымянным никто не бывает вовсе, 
В минуту рождения каждый, 
И низкий, и знатный
Имя свое от родителей
В  сладостный  дар получает»   (Гомер. «Одиссея»)

12. Игра «Самый, самый…» 

  • Самый главный город страны – Москва  

  • Самое глубокое озеро России – Байкал  

  • Самое родное озеро  

  • Самая высокая гора  

  • Самое глубокое озеро в мире  –  Бай  

  • Самое большое озеро в мире – Каспийское  

  • Самое бедствующее озеро Казахстана    

  • Самый высокогорный каток –   

– Молодцы, ребята, вы убедили всех, что знаете свою страну. Но очень важно, что и об имени существительном вы стали знать больше.  
– Какие бывают имена существительные?  (Cобственные и нарицательные)
– Как они пишутся?  

VI. Рефлексия – Что изучали? Что узнали нового? Какие трудности испытывали?
– Что интересно было узнать?
– А можете ли вы сегодня на уроке сказать про себя «Я самый, самый»?

VII. Итог урока Выставление оценок. 

VIII. Домашнее задание. * Ис­поль­зуя по­лу­чен­ные на уроке зна­ния, при­ду­май 5 пред­ло­же­ний, опи­сы­ва­ю­щих кар­тин­ку. При этом ис­поль­зуй не менее 5-ти имён соб­ствен­ных. Ак­ку­рат­но ка­ран­да­шом под­пи­ши над всеми су­ще­стви­тель­ны­ми: соб. (соб­ствен­ное) илинар. (на­ри­ца­тель­ное).













Ли­те­ра­ту­ра:

1. Волина, В. В. Русский язык / В. В. Волина. − М. : Просвещение, 1996.

2. Голубь, В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе : практическое пособие / В. Т. Голубь. − Воронеж : ТЦ «Учитель», 2003.

3. Евсюкова, Г. А. Методическая копилка // Начальная школа. – 1998. – № 3. – С. 79.

4. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. − М. : 5 за знания, 2007.

5. Жиренко, О. Е. Учим русский с увлечением – 2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи. 1–4 классы / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М. : 5 за знания, 2009.

6. Кли­ма­но­ва Л.Ф., Ба­буш­ки­на Т.В. Рус­ский язык. 3. – М.: Про­све­ще­ние, 2012 (http://​www.​twirpx.​com/​file/​1153023/​)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 3 классе "Собственные имена существительные"

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 22.02.2017

Номер свидетельства: 394710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка на тему "Имя существительное" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "urok_russkogo_iazyka_na_temu_imia_sushchestvitelnoe_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "545702"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586252829"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разработка урока: Имя существительное "
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "152354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420825851"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства