Формирование понятия об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные»
Тема урока:
«Собственные и нарицательные имена существительные»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Михайлова Елена Васильевна
Предмет:русский язык
Класс:3
УМК: Школа России
Тема:Собственные и нарицательные имена существительные.
Тип урока: получение новых знаний
Данному уроку предшествовали темы:
1. Что обозначает имя существительное?
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями, кластер, смайлики, интерактивная доска.
Цель: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. ( Этот этап урока должен организовать ребят и настроить их позитивно).
Слайд №2
Учитель:
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать. Только лишь отметку «пять»!
II. Минутка чистописания
Учитель: Открываем тетради, подписываем число и классная работа. Посмотрите на доску, там записаны слова:
месяц, Миша, медведь, морковь, Москва, мороз, молоко.
Учитель: Ребята, что вы видите общего в этих словах?
Ответы детей: Они все начинаются с букв М, м;
Учитель: Чем отличаются данные слова?
Ответы детей: Одни написаны с маленькой буквы, другие с большой;
- Как вы думаете, какую букву и буквосочетание будем сегодня писать? Ответы детей: М,м.
Учитель: Верно, пропишем заглавную и строчную буквы М,м и слоги с этими буквами: М, м, Мо, мо, Ми, ми – пропишите до конца строки в данной закономерности.
III. Актуализация знаний
Словарная работа:
Учитель: Посмотрите ещё раз на наши слова. Как вы думаете, какое слово является лишним?
Ответы детей: Миша.
Учитель: Почему?
Ответы детей: Оно не словарное слово.
Учитель: Запишите себе в тетрадь словарные слова, подчеркните буквы, которые нужно запомнить, поставьте ударение.
( Дети списывают все слова, кроме слова Миша, подчеркивают буквы, ставят ударение).
IV. Подготовительный этап
Учитель: Какой частью речи являются данные слова?
Ответы детей : Именами существительными. А, что вы знаете об именах существительных? Для этого воспользуемся нашим кластером, который мы начали составлять, при изучении имени существительного. (У каждого ученика лежат заготовленные кластеры). Слайд №3
Ответы детей: 1. Имя существительное – это предмет;
2. Отвечает на вопрос – Кто? Что?
3. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Учитель: Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным.
Ответы детей: Одушевленные имена существительные обозначают живые предметы, людей, животных, птиц. Неодушевленные - это остальные имена существительные.
Учитель: Поработаем в парах
Распределите данные слова на одушевленные и неодушевленные и запишите в таблицу, которая у вас на парте.
Одушевленные имена существительные
Неодушевленные имена существительные
Сравните свою работу с доской и оцените свою работу. У кого все слова распределены правильно поставьте смайлик с улыбкой, кто допустил ошибки, нарисуйте грустного смайлика. Слайд №4
Проблемный вопрос.
Учитель: Как мы уже сказали выше, данные слова некоторые написаны с заглавной буквы, а некоторые со строчной. Как вы думаете почему? Ответы детей: Одни слова, которые написаны с маленькой буквы, называют общие предметы, а слова, которые написаны с большой буквы, называют какой-то определенный предмет, город, имя, улицу, страну, фамилию.
Учитель: Подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать? Ответы детей: Заглавная и строчная буквы в словах.
Учитель: Что мы должны узнать на уроке? Ответы детей: Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.
V. Изучение нового материала
Учитель: Чтобы нам узнать, как же называются слова, которые пишутся с заглавной буквы, а какие со строчной, давайте обратимся к нашему учебнику. Рассмотрим упражнение 22 (устно) на странице 15.
Работа с учебником.
Беседа. Фронтальная работа.
Упражнение 22
Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, озеро Байкал, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус.
Задание:
1) Прочитайте. Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные? Ответы детей: поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора – это нарицательные;
Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус – это собственные).
2)Почему имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственные?
Ответы детей: Имена существительные, которые написаны с большой буквы называются – собственными, потому что они называют конкретное лицо, город, озеро, улицу, кличку животного, страну).
Учитель: Молодцы! Всё правильно. А подтвердить ваши ответы нам поможет правило на странице 15. Слайд № 5:
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия ( стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные – собственные.
Остальные имена существительные называются нарицательными.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга.
Учитель: Давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Ответы детей: Эти слова называются имена собственные
Учитель: Как пишутся имена собственные?
Ответы детей: Имена собственные пишутся с большой буквы.
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Учитель: Какие же важные дела у большой буквы? Ответы детей: Она пишется в словах, которые называют имена, фамилии, города, улицы, моря озёра, страны. Также заглавная буква стоит вначале предложения. Учитель: Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с заглавной буквы, другие – строчной. Давайте поработаем в тетрадях. Рассмотрим упражнение 23 на странице 16. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?
Ответы детей: Распределить слова на две группы. В одну группу записать имена собственные, во вторую - нарицательные.
Учитель: После выполнения работы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. У кого всё выполнено верно поставьте на полях тетради отметку «5», у кого допущена 1 или 2 ошибки поставьте отметку «4», у кого более 3-х ошибок ставим отметку «3».
VI. Физкультминутка Слайд №6
Руки вверх - пришли учиться,
Руки вниз, – а не лениться.
Сели, встали дружно вместе,
Покружились все на месте.
На любой вопрос коварный
Сами мы ответ найдем!
К цели мы своей придем!
Активным на уроке будь!
И легче станет школьный путь!
VII. Первичное закрепление.
Работа со словарём
Учитель: Каждый человек с самого рождения первое, что получает – это имя собственное. Оно даётся не просто так. Каждое имя имеет свое значение. У нас в классе много девочек и мальчиков с разными именами. Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?
Ответы детей: Найти значение своего имени.
Учитель: Действительно, вы будете искать значение имени в словаре, но только не своего, а значение тех имен, которых у нас в классе нет. Я вам предлагаю найти значение имён: Ольга, Владимир, Игорь, Виктория.
Групповая работа
(Дети объединяются в группы и находят значение имён – Ольга, Владимир, Игорь, Виктория. Каждая группа зачитывает сведения из словаря об имени).
Учитель: Вы узнали значение нескольких имён, но человеку даётся не только имя, фамилия и отчество, также у каждого человека есть свой дом, своя родина. У каждого учащегося лежит лист с заданием, которое вы сейчас выполните. Затем ученик с каждого ряда зачитает свой ответ, остальные сверяют свои работы. Если согласны с ответами, то дети того ряда встают, если на согласны, то поднимают руки.
Где я живу?
Планета _________________________________________
Страна __________________________________________
Область _________________________________________
Город __________________________________________
VIII. Закрепление.
Самостоятельная работа
Учитель: На слайде записи. Попробуйте их прочитать без ошибок. Что заметили необычного? Слайд №7
УКОНДРАТАКУРТКАКОРОТКОВАТА
ПОШЛАПОЛЯПОЛОТЬВПОЛЕ
Ответы детей: Слова написаны слитно.
Учитель: Разделите эту запись на отдельные слова, чтобы получился смысл. Подчеркните заглавную букву в именах собственных. Сравните свою запись с доской. Слайд №8
Ответы детей: У Кондрата куртка коротковата.
Пошла Поля полоть в поле.
Учитель: На что похожи эти предложения?
Ответы детей: На скороговорки
Учитель: Давайте все вместе их проговорим.
(Дети проговаривают скороговорки).
IX. Подведение итогов
Учитель: Давайте вернёмся к нашему кластеру. Какими понятиями с сегодняшнего урока мы его дополним? Слайд №9
Ответы детей:Собственные, нарицательные.
Кластер «Имя существительное»
Кто?
Что? Какими понятиями мы дополним кластер об имени существительном?
Предмет
Имя существительное
Собственные
Нарицательные
Одушевленные.
Неодушевленные
X. Домашнее задание
Учитель: Домашнее задание вам будет необычное. Каждому ряду будет определённое задание.
2 ряд: Данную группу слов, расположите в алфавитном порядке ( Москва, Владимир, Ярославль, Волга, Франция, Десногорск, Красное (море), Ока, Байкал, Днепр, Смоленск, Курск).
3 ряд: Найдите в дополнительных источниках (словари, Интернет) и запишите в тетрадь значение и происхождение своего имени.
XI. Рефлексия.
Блиц-опрос с опорой на кластер
Учитель:
- Что такое имя существительное?
- Как называются имена существительные, которые обозначают людей, животных, птиц?
- Что такое имена собственные? Как они пишутся?
- Как пишутся имена нарицательные?
Учитель: Оцените свою работу на уроке:
Возьмите тот знак, который подходит к вашему настроению на сегодняшнем уроке, и прикрепите его на «Дерево успеха»
(У «Дерева успеха» три уровня):
1 уровень - кому было легко и понятно, тот крепит жёлтый смайлик на вершину дерева;
2 уровень - кто испытывал небольшие затруднения, тот крепит зелёный смайлик в середине кроны;
3 уровень- кому было многое не понятно, тот крепит фиолетовый смайлик внизу дерева.