Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные»
Д ОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отдел образования Администрации города Ясиноватая
Ясиноватская общеобразовательная школа I- II ступеней №5 дошкольное образовательное учреждение
Администрации города Ясиноватая
Методическая разработка
урока русского языка
во 2 классе
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Выполнила
Скиба Зоя Николаевна
Ясиноватая-2017
Оглавление
1. Введение. Актуальность методической разработки урока………………..……3
2.Основная часть……………………………………………………………………..4
2.1.Описание методической разработки урока………………………….…………4
Цели и ход урока.
2.2.Методические рекомендации по подготовке и проведению урока…………11
2.3.Требования к месту проведения урока………………………………………..11
2.4. Материально-техническое обеспечение урока………………………………11
3. Заключение……………………………………………………………………….12
4. Список использованной литературы и интернет-ресурсов…………………...12
Введение. Актуальность методической разработки урока.
В современном обществе остро стоит проблема создания оптимальной духовной среды для развития ребёнка, развитие у него патриотических чувств. Понятие патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважительное отношение к историческому прошлому Родины и своего народа, его обычаям и традициям.
Огромный потенциал в воспитании чувства патриотизма и гражданственности заключается в возможностях предмета «Русский язык». Русский язык как учебный предмет несёт высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
В начальной школе патриотическое воспитание начинается с уважительного отношения к русскому слову. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Ещё К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа. Поэтому, для достижения цели необходимо вести планомерную работу по обогащению и развитию словарного запаса младших школьников. Например, подобрать слова на тему «Моя Отчизна», «Мой край», «Любимый город» и т.д.; написать однокоренные слова к слову «родина» («добро», «работа»…..). На уроках русского языка патриотическому воспитанию способствует работа с пословицами, поговорками. Пословицы служат нравственными ориентирами для детей, они могут быть девизом урока. Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Таким образом, каждый урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.
Патриотизм для младшего школьника начинается со знания и уважения своей семьи, школы, улицы, города. С 1 класса в уроки включаются упражнения, которые знакомят детей с государственной символикой.
Основная часть.
2.1.Описание методической разработки урока.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цель:
- познакомить с правилом правописания собственных имён существительных, обозначающих название стран, городов, улиц.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания об имени существительном, формировать представления обучающихся об основном значении имен существительных, закреплять знания терминов «имена собственные» и «имена нарицательные», закреплять орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных, обозначающих названия стран, городов, улиц.
Развивающие: способствовать развитию у обучающихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечивать развитие монологической и диалогической речи обучающихся, развивать коммуникативные компетенции.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за своё Отечество, за своих земляков, формировать чувство любви к родному краю, воспитывать уважение к трудовому народу своей республики, воспитывать уважительное отношение к русскому языку - языку своего народа, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс, 2 часть» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы, иллюстрации города Ясиноватая и города Донецка.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент. Настрой на урок.
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать,
Надо просто помолчать.
Учитель:
- Покажите смайликом своё настроение в начале урока. Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения и тогда весь день дела будут хорошо идти. Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится.
Каллиграфическая минутка.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Р р Ро ир
Родина Россия русский работа мир
Родина – мать, умей за неё постоять.
Учитель:
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Маму мы любим и защищаем, а Родина у нас одна, как мама, поэтому и Родину мы будем защищать.)
- Ребята, а что такое Родина? (Место, где ты родился)
- С чего начинается Родина? (С родителей, с улицы, где живёшь, со школы, где учишься, с друзей, товарищей)
Учитель:
- Послушайте отрывок из стихотворения, которое стало песней «С чего начинается Родина»
- Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
- Составьте предложение с одним из слов. (Дети составляют предложения устно, а записать на доске и в тетради предложение о Донбассе.
Донбасс – мой родной край. Я горжусь своим городом.)
3.2. «Мозговой штурм»
- Какие слова пишутся с большой буквы? (приём «Микрофон», дети отвечают, используя микрофон.)
3.3. Составление «Кластера»
Учитель:
- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете об имени существительном и заполним вот такую схему
Имя существительное
(На доске таблица, ученики прикрепляют слова «предмет», «кто?», «что?», «одушевлённые», «неодушевлённые», «собственные», «нарицательные» к слову «Имя существительное»)
Физкультминутка: «Пусть всегда будет мир!» Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой. Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой. Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой. Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя. Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку. Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад. Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
4.Постановка задач урока.
Учитель:
- Ребята, а сегодня на уроке мы будем повторять, закреплять, применять на практике правило правописания собственных имен существительных.
5. Изучение нового материала.
Учитель:
- Вспомните, какие существительные относятся к собственным?
Метод «Мозговой штурм»
5.1 .Работа в группе: заполнить карточку «Собственные имена существительные»
(имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, сёл, рек, стран, государств, морей, океанов, гор, названия газет, журналов).
Составление «Ассоциативного куста».
Собственные имена существительные
Какая группа больше запишет слов.
5.2 Презентация работы групп.
5.3Открытие новых знаний.
Учитель:
- Ребята, где мы с вами живём? (В Донецкой Народной Республике)
- Как сокращённо звучит название? (ДНР)
- Как напишем название нашего государства? (С заглавной буквы)
- Назовите столицу республики. (Донецк)
(Показ иллюстрации вида города Донецка)
- В каком городе мы живём? (Ясиноватая)
(Показ иллюстрации вида города Ясиноватая)
-Как напишем названия городов? (С заглавной буквы)
- Почему пишем эти слова с большой буквы?
- Это собственные имена существительные.
6. Закрепление изученного материала.
6.1. Работа в паре. (У каждой пары карточка с заданием. Дети работают с карточкой.) Списывание с заданием.
К арточка
Заполнить пропуски.
Я живу в (Д,д) …онецкой (Н,н)…ародной (Р,р)…еспублике. Столица (ДНР,днр)……..- город (Д,д)…онецк. Мой родной город (Я,я)…синоватая. Он маленький, но красивый, чистый и уютный. Я люблю свой город и горжусь его жителями.
6.2 .Проверка выполненных работ.
Игра «Да-нет» (Учитель говорит утверждения: «Донецкой» пишу с заглавной буквы» - обучающиеся отвечают «Да» или «Нет»; «Народной» пишу с маленькой, дети отвечают «Нет»)
6.3 .Самостоятельная работа.
Работа в группе: записать название городов Донецкой Народной Республики в алфавитном порядке.
Города Донецкой Народной Республики: Донецк, Макеевка, Ясиноватая, Шахтёрск, Торез, Горловка, Дебальцево, Докучаевск, Енакиево, Снежное.
6.4. Проверка самостоятельной работы
6.5. Учитель:
- В каждом городе или селе есть улицы. Каждая улица имеет своё название (т.е. имя собственное). Назовите улицу, на которой вы живёте. (Дети называют свои улицы).
- Как называется главная улица нашего города? (улица Орджоникидзе)
6.6. Самодиктант
- Запишите предложение: Я живу на улице …….. . Моя улица широкая, зелёная, красивая.
7. Рефлексия.
7.1.Я узнал …….
Я научился…
Я запомнил…
Учитель:
- Покажите смайликом своё настроение, всё ли у вас получилось.
7.2. Составление синквейна.
Работа в группе. Составить синквейн к слову «Ясиноватая». (У каждой группы набор карточек со словами)
Учитель:
- На первой строчке поставьте слово - имя существительное (город Ясиноватая).
- На второй строчке – два слова – имя прилагательное: какая? какой? какое? (Красивый, уютный; чистый, трудолюбивый).
- На третьей строчке – три слова – глагола: что делает? что делаю? (Люблю, забочусь, горжусь; развивается, хорошеет, строится).
- На четвёртой строчке – предложение из четырёх слов о городе.
- На пятой строчке – одно слово, которое выражает отношение или ассоциацию к слову «Ясиноватая».
7.3. Презентация синквейна каждой группы.
1. (город) Ясиноватая 1. ( город ) Ясиноватая
2.Красивый, уютный 2.Чистый, трудолюбивый
3.Люблю, забочусь, горжусь 3.Строится, хорошеет, развивается
4. Ясиноватая – мой родной город 4.Ясиноватая – город моей республики
5. Родина 5.Отечество
7.4.Минутка поэзии
Ясиноватая – зелёный городок.
Бегут отсюда тысячи дорог.
Идут отсюда все мои пути,
И лучше города на свете не найти.
8.Задание на дом: упражнение 102
9. Итог урока:
- Какое правило мы сегодня повторили? (Заглавная буква в названиях городов, стран, улиц)
- Покажите своё настроение в конце урока. Я очень рада, что у вас сохранилось хорошее настроение.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.
- составить план проведения урока;
- подготовить карточки для парной работы;
- подготовить таблицу для «Кластера»;
- подобрать иллюстрации с видом городов Донецк и Ясиноватая;
Таблица для составления «Кластера» по теме «Имя существительное»
Заключение.
Данный урок способствует формированию патриотических чувств, таких как уважение к родному краю, гордость за свой город, свою улицу. На уроке прослеживается межпредметная связь с уроками гражданственности, расширяется кругозор детей о названиях городов своего родного края. Обучающиеся изучают и закрепляют правило правописания собственных имён существительных, используя названия родных мест. При изучении данной темы на уроке внимание обучающихся концентрируется на названиях городов своего края, на названии своего родного города. При составлении «Синквейна» у обучающихся возникает чувство своей значимости, желание сделать что-то хорошее для своего города. Таким образом, через пробуждение интереса к русскому языку, через формирование представления о его богатстве и выразительных возможностях, прививаем чувство гордости и любви к родине, стремление изучать её историю и стать хранителем и продолжателем её традиций.