Просмотр содержимого документа
«Смена дня и ночи. 2 класс. "Планета Знаний"»
Тема урока: Вращение Земли как причина смены дня и ночи
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток.
Задачи урока:
Предметные: познакомить с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи. Актуализировать знания о явлениях природы.
- воспитывать умение сотрудничать, развивать коммуникативные связи
Метапредметные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: учебник 2 класс /Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова/, теллурий, презентация, аудиозапись, карточки с заданиями, пословица, глобус, мяч
Ход урока
Орг. момент
Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
- Сегодня, ребята, на уроке за правильные ответы я буду раздавать вам вот такие звёзды. А почему они круглые и разноцветные? Что вы можете рассказать про звезды? Звёзды не теряйте, они нам понадобятся в конце урока.
- Хорошо. Сейчас поработаем в парах. Напоминаю, в парах работаем дружно, выслушиваем мнение товарища по парте.
- Возьмите розовые карточки. Соедините стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы.
Наблюдение Объяснение
За лесом виднеются крошечные домики
Земля притягивает к себе все предметы
За горизонтом показалась сначала мачта, а потом уже появился полностью корабль
При удалении предметы кажутся меньше
Капля росы упала на землю
Земля имеет форму шара
Появилось Солнце, и наступило утро
Земля вращается вокруг своей оси
- А теперь давайте озвучим ваши результаты работы (У доски дети выполняют то же задание, рядом с последним явлением ставим вопрос)
- Подумайте, почему последнее наблюдение вызвало у вас затруднение. Делаем вывод: какова тема нашего урока? Какие поставим перед собой цели?
- Может быть у вас есть предположения, почему происходит смена дня и ночи?
Совместное открытие знаний
1. Работа по определению оси Земли
- Раньше люди думали, что Солнце движется вокруг Земли. Поэтому днём светло, а ночью, когда оно уходит за горизонт, становится темно.
– Расскажите, что же вокруг чего вращается. (Луна вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы.)
– Какое ещё вращение совершает Земля?
- Давайте поработаем в парах. Возьмите карточки, где изображен макет нашей Земли. Наша задача, найти ось, провести ее. Для чего она нужна? И есть ли она на самом деле? (Сравнение вращения мяча и глобуса). Вывод: земля вращается вокруг своей оси, при этом две точки не вращаются - это Северный полюс и Южный.
2. Работа с теллурием
- Ребята! Посмотрите на этот прибор.
- Кто из вас знает, как он называется?
Теллурий
Прочитаем слово хором.
- Вы сегодня должны раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор. (Включаю теллурий)
- Я хочу выслушать ваши мнения.
- Какие предположения? (Модель Земли и Солнца, теллурий изображает как вращается Земля, относительно Солнца)
- Что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси? (смена дня и ночи)
- Кто может показать, где находится на глобусе Евразия? (отмечаю флажком)
- Где Северная Америка? (показываю опыт). Когда эта часть Земли освещена, то на противоположной стороне - ночь.
- Итак, почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси)
Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину.
- А теперь посмотрите на свой карточки с изображением Земли и покажите, где на планете сейчас день, а где ночь?
3. Беседа о необходимости вращения земли
- Представляете, девочка по имени Оля очень любила играть и гулять в солнечную погоду. И однажды она произнесла такие слова: «Как было бы хорошо, если на протяжении суток всегда светило Солнце». Представьте, что ее желание исполнилось, т.е. Земля перестала вращаться вокруг своей оси? Каковы будут последствия такого необдуманного желания?
На той части Земли, которая будет освещаться солнцем - будет очень жарко, будет недостаток питьевой воды;
На той части Земли, которая не будет освещена солнцем – будет очень холодно, не будут расти растения, будет длинная ночь.
4. Работа с пословицей
- Соберите из слов пословицу.
ДЕНЬ ДА НОЧЬ СУТКИ ПРОЧЬ
( вывешиваю на магнитной доске, один ученик расставляет)
Чтение пословицы хором.
В народе говорят: “День да ночь сутки прочь”. Как понимаете смысл пословицы? (день и ночь составляют 24 часа или сутки)
- Сколько полных оборотов вокруг своей оси сделает наша Земля за неделю? (7 оборотов)
- Почему?(7 дней недели)
5. Найди правильный ответ
У вас на столах есть зеленые карточки. Выполните задание (Взаимопроверка)
Найди слова, которые обозначают явления природы, чаще всего происходящие днём и подчеркните их красным цветом. То, что происходит ночью - синим. Часть слов не имеет отношения к времени суток. Будь внимательным
Жара, звёзды, полёт летучих мышей, снегопад, пение птиц, луна на небе, комары, гроза, дождь, Полярная звезда на небе, туман, охота сов, солнце высоко над землей, прохлада.
Закрепление пройденного материала
- Как вращается Земля вокруг своей оси? (против часовой стрелки) - Как называется время полного вращения вокруг оси? (сутки) - Чему равны сутки? (24 часа) - Вокруг какой оси вращается Земля? Настоящей или воображаемой? - Сколько оборотов делает Земля за сутки? (один) - Так почему же у нас на планете происходит смена дня и ночи? -Итак, ребята, вспомните, в начале урока мы не могли ответить на вопрос: Почему каждый день наступает утро и появляется Солнце? (вывешивание подходящего ответа к данному вопросу) Потому, что Земля вращается вокруг своей оси.
Рефлексия
- А теперь посмотрите, как много звезд вы получили на уроке за работу. О чем это говорит? Давайте с вами создадим примерное изображение нашей Вселенной. Звёзды есть, что еще нужно? У кого больше 5 звезд – обмен на Землю, 4 – на Солнце. Работа по получившейся картине. Чего не хватает?
Итог урока
-На последок хотелось бы с Вами прослушать одну песню? О каком шарике идет в ней речь?