Урок по окружающему миру в 1 классе
по теме «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью».
(УМК «Школа России»)
Автор учебника А. А. Плешаков
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: совершенствовать представления детей о солнце, звёздах, созвездиях; учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд ; развивать познавательный интерес,любознательность; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1класс.Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В2ч.Ч.2/А.А.Плешаков.-2-еизд.-М.: Просвещение, 2011.-95 с.; ил.-(Школа России).;мяч, горошина, конверт с вложенным в него картоном, фонарик.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока:
Орг. момент:
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
-Ребята, давайте мы улыбнёмся друг другу и начнём урок для любознательных.
Сообщение темы урока:
-У вас на столах лежит мозаика, сложив её вы получите картинки, которые подскажут вам тему урока. (Работа в парах)
-Какие картинки у вас получились?(Солнце, звёзды.)
-Когда мы можем их увидеть на небе? На какие два вопроса мы должны сегодня ответить? (Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? )
-А вы знаете что такое солнце?(Варианты детей)
-Перед вами три предмета (мяч, тарелка, круг).
-Выберите тот, на который больше походит солнце.
-Солнце, как и наша планета имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной.
-Почему нам днём светло?(Нашу планету освещает солнце )
-Как это происходит?
-Давайте убедимся на опыте.
Опыт 1. Смена дня и ночи. (Один ученик в роли солнца, второй в роли планеты Земля. У солнца фонарик. Ученики демонстрируют,как происходит смена дня и ночи. )
Наша планета расположена настолько близко,что лучи солнца хорошо достигают её поверхности.
-Какой вывод можно сделать? (Солнце само создаёт день так как расположено близко к планете)
На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему солнце светит днём?)
-Когда у нас наступает ночь?
-Что мы видим на ночном небе?
-Хотели бы вы совершить полёт к звёздам, чтобы побольше узнать о них?
-Угадайте на чём мы полетим?
Чудо птица-алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы
Но нельзя не удивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Итак приготовились к путешествию.
Физкульт минутка полёт на ракете.
Каждый экипаж подлетает к своей звезде.(На партах карточки с названиями звезд и их краткими характеристиками.
Откройте учебники на стр. 32 и рассмотрите модели звезд.
-Вылепите модель своей звезды.(Работа в парах)
-Теперь экипажи поделятся своими впечатлениями об увиденном. Для этого мы возвращаемся в класс.(дети выходят к доске и рассказывают о своей звезде.Рассказ сопровождается показом слайдов. Модель звезды крепится на доску.
-Что вы можете сказать об увиденных звёздах?
-Есть звёзды- гиганты, а есть звёзды-карлики.
Звёзды которые весят в десятки раз больше солнца –гиганты.
Самая большая звезда –Альдебаран.
-Когда мы можем любоваться звёздами?
Проблемная ситуация;
-Муравьишка Вопросик считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать.
-Как вы считаете.
Черепаха предлагает нам провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.
Опыт «дневные звёзды».
В картонную коробку с отверстиями помещается включённый фонарик
В тёмной комнате мы хорошо видим «звёзды», а когда включаем свет звёзды бесследно исчезают: это дневной свет «гасит» звёзды.
Вывод: теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть.
-Красивое звёздное небо. Люди издавна любовались им. (На доске астроном смотрит в телескоп.)
-Как называли человека изучавшего звёзды?(Астроном, звездочет)
Астрономия-наука о вселенной.
Астроном изучает небесные тела: звёзды, планеты и их спутники, кометы.
-А с помощью чего он это делает?(С помощью телескопа)
Давайте ещё раз прочитаем новые слова: астроном, телескоп и попробуем их запомнить.
Физкульт минутка:
Раз подняться, потянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На4 руки шире
5 руками помахать
6 за парту сесть опять.
-Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия.
Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Мудрая черепаха предлагает нам отправиться к созвездию льва.
Найдите это созвездие в учебнике. Рассмотрите его внимательно. А теперь давайте выполним задание в тетради.
Проверьте друг друга в парах.
4.Закрепление изученного.
Игра «Звёздный час»
- Как называется звезда, которую можно увидеть днём?
- Какой прибор используют для изучения звёзд?
- Как называется группа звёзд?
- Как называют учёных, которые изучают космические тела?
- Что больше планета Земля или Солнце?
- Какого цвета бывают звёзды?
7.Как раньше называли учёных-астрономов?
Молодцы!
5.Итог урока:
-На какие вопросы мы сегодня отвечали?
_Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
-Мы нашли ответы на них?
6.Рефлексия
Если на уроке вам было всё понятно и интересно нарисуйте весёлое солнышко, а если что то не понятно – грустное.
Спасибо вам за урок.