Урок на тему: «Время. Единицы времени» – Математика 4 класс
Тема урока: Время. Единицы времени.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».
2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
3. Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.
4. Создать условия для формирования: -коммуникативной компетентности: умение организовывать иподдерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение
выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); -ИКТ – технология (презентация).
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни.
Ход урока
1.Орг момент. Психологический настрой учащихся.
- Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Память моя крепка.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
2. Актуализация знаний.
Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км (слайд № 2) -Какую величину измеряют данными единицами измерения? (слайд № 3)
Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г(слайд № 4) – Что скажите про данные единицы измерения? (слайд № 5)
Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век. (слайд № 6)
Учитель: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения к первой или второй? (слайд № 7 )
3.Постановка учебной задачи. Определите тему нашего урока. (слайд №
Чему будем учиться?
Что мы уже знаем об этой величине? Что умеем? Зачем в 4 классе опять эта тема?
4.Составление плана для достижения учебной задачи. По какому плану мы изучаем величины?
- Что я знаю об этой величине?
- Какие я знаю единицы измерения данной величины?
- Соотношение единиц данной величины
- Перевод единиц данной величины
- Сравнение единиц данной величины
- Арифметические действия с единицами измерения
5. Физминутка.
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:
- “Часики” – повороты глазами влево – вправо без поворота головы.
- “Маятник” – наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
- “Колесики” – круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
- “Будильник” – хлопки над головой.
- “Пружинка” – приседания.
- “Часы идут, идут, а с места не сойду…” – ходьба на месте.
- 6.Реализация плана.
Что вы знаете о величине – время?
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению – все это происходит в точно назначенный час.
ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.
Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен
существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим
словом. Какие знаете вы?
- Нет времени.
- Время летит.
- Время как резиновое.
- Тратить время.
- Убить время!
- Времени хоть отбавляй!
- Экономить время.
- (слайд № 9)
Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.
-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?
Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе.
ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Ещё в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчёта времени.
Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.
Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.
Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник – грузик на конце длинного стержня – качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колес — шестеренок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.
О чём мы сейчас говорили? Что изучаем дальше?
Какие вы ещё знаете единицы измерения времени?
Тысячелетие – промежуток времени, равный 1000 годам.
Век – промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.
Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).
Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.
Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введён на Древнем Востоке. (Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)
Сутки – единица времени, равная 24ч.
Час – единица времени, равная 60 мин.
Минута – единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».
Секунда – единица времени, от латинского «второе деление».
(слайд № 10 )
По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: “Сегодня 2 марта, вторник, зима, 2010 год, ХХI век, 9 часов” и т.п.)
Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.
Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.
Работа в парах (повторение правил работы в паре)
Восстановите правильную последовательность:
- 1век 60 с
- 1год 60мин
- 7 суток
- 1 сут 24ч
- 1ч 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
- 1 мин 100 лет
- 1 неделя 365 или 366 суток
- 1 месяц 12мес
- (Данные листочки предложены детям и используется слайд № 11) для проверки (слайд № 12)
Используя таблицу, которую вы составили вырази:
- в сутках: 48ч, 96ч;
- в часах: 2 сут., 120 мин;
- в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
- в годах: 60 мес., 84 мес.
- в секундах: 5 мин, 16мин;
- в минутах: 600с, 5ч.
(слайд № 13)
Какую работу выполняли?
Что изучаем дальше? (по учебнику № 334, 335, 336)
7.Итог урока. Рефлексия. Что изучали? Как?
Выставление оценок за урок. На слайд № 14 изображение лесенки со ступенями:
Ничего не понятно на уроке.
Все понятно на уроке, затруднений нет.
Хочу знать больше.
8. Домашнее задание.