kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока 8 класс "Сон и сновидения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА:  «СОН   И   СНОВИДЕНИЯ»

Цель: сформировать представление о физиологии сна, его значении и природе;

показать цикличность сна и изменения в орга­низме, происходящие во время сна;

познакомить с гигиеной сна.

Оборудование: таблица «Головной мозг», мультимедиа.

                                                   Ход урока

I. Проверка знаний.

Фронтальная тестовая работа по теме «Врождённые и приобретённые программы поведения»

1.Врожденные программы поведения есть.

А.у животных  Б.у человека     В.у человека и животных

2.Инстинкт-форма врожденного поведения, которая представляет собой

А.Цепочку безусловных рефлексов

Б.Цепочку условных рефлексов

В.Цепочки безусловных и условных рефлексов

3.Рассудочная деятельность- это форма

А.Индивидуального поведения

Б.Группового поведения

В.индивидуального и группового поведения

4. Динамический стереотип в процессе жизни

А.постоянен

Б.Изменяется, если изменяются условия

В. Может исчезнуть

5.Установи соответствие

Рефлекс                                   Программа поведения

1.динамический стереотип           А.Врожденная

2.Инстинкт                                     Б.Приобретенная

3.рефлекс следования

4.рассудочная деятельность

5.Запечатление

(По окончании теста ребятам предлагается оценить свою работу самим и поменяться листочками с соседом. На доске открываются правильные ответы и производится взаимопроверка с выставлением оценок. Учитель обращает внимание на совпадение самооценки и оценки другого ученика)

П. Изучение нового материала.

Перед началом изучения нового материала ставится проблемная задача на основе описания        ситуации в рассказе «Сон» В. Катаева.

«Бойцы конницы С. М. Буденного в течение трех суток выдер­жали 20 атак, к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилось еще новое - мука борьбы с непреодолимым сном.

.Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заво­дил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, на­литое кровью, тяжелой и неподвижной, как ртуть, затихало мед­ленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжа­ли на лоб фуражки».

Проблемный вопрос:

- Почему человек и животные не могут обходиться без сна?

(возможные ответы : во время сна отдыхает организм, все системы и органы медленнее работают)

Учитель: Исследования последних лет показали, что сон- это не только  отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной в период бодрствования информации.

Так что же такое сон? Как вы думете? (Слайд №1 «Сон- это периодически наступающее физиологическое состояние  у человека и животных, которое хорактеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшениея ряда физиологических процессов)

Учитель: Почему мы спим ночью, а днем бодрствуем? С чем это связано?

Это связано с биоритмами. Ведь все живое, что существует на нашей планете подчиняется  единому ритму. Вращение Земли вокруг своей оси создает смену дня и ночи. Этому биоритму  подчиняется и организм человека.

Учитель: А вы замечали,как человек спит?

Установлено, что сон не является однородным состоянием мозга  и организма, а состоит из двух различных компонентов- «быстрого» и «медленного»  сна. Это установили при помощиЭЭГ головного мозга.Как Вы думаете, чем отличается быстрый и медленный сон? (учитель выслушивает ребят)

Учитель: Давайте посмотрим, как же характеризуется быстрый и медленный сон?(Слайды3,4)

Учитель: Медленный и быстрый сон постоянно сменяют друг друга. Сколько времени человек проводит в состоянии быстрого сна и состоянии медленного сна?(Работа с рис.118 на стр.280) Примерно четвертую часть всего сна человек проводит в быстром сне.

 Какой сон более полезен для организма?

Чтобы понять значение быстрого сна, людей будили, как только в электрической активности их мозга начинали появляться быстрые колебания биопотенциалов. Днем эти люди были крайне раздражительны, а на пятые сутки у них появились признаки нарушения памяти и психические расстройства. Ничего подобного не наблюдали у другой группы людей, которых будили в период медленного сна. Они чувствовали себя бодрыми, хорошо выспавшимися.

Учитель: поднимите руки. Кто не видел сновидений? Что же это такое?   ( учитель выслушивает учеников и дает определение сновидению) Слайд №5

В сновидениях с нами происходят удивительные вещи, мы можем быть супергероями, разговаривать с животными. Но можно ли повлиять на сновидения?

Учитель: Во время быстрого сна спящему человеку к ногам прикладывали холодную грелку и после пробуждения спрашивали, что он видел. Он отвечал, что был в Антарктиде и ходил босиком по льду. Другому прикладывали горячую грелку к руку к рукам, и после пробуждения он утверждал, что принимал участие в тушении пожара и вытаскивал руками головешки.

Учитель: Но не все люди хорошо спят. Многие жалуются на плохой сон. Какие нарушения сна вы знаете.(Слайд №6)

Учитель Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Каких? (После обсуждения показать слайд №7)

ГИГИЕНА СНА

  1. Нужно спать в темном, тихом помещении со средней температурой воздуха.
  2. Во время сна в помещении должен быть свежий воздух.
  3. Спать можно в различном положении, но предпочтительнее -на правом боку.
  4. На спящем должна быть свободная одежда.
  5. Подушка не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой.
  6. Нужно ложиться спать в одно и то же время.

III. Закрепление знаний.

Творческая задача.

Бакинский изобретатель Р. С. Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрываться.

В чем ошибка изобретателя? Как действительно должно быть устроено приспособление для предотвращения засыпания водите­ля? Ответ поясните.

Ответ. Сон - явление, обусловленное работой нервной систе­мы. Сон наступает при выполнении нескольких условий, главное из которых - отсутствие внешних раздражителей. Закрытые глаза являются желательным, но не необходимым условием. Описаны случаи глубокого сна с открытыми глазами. Механизм, предот­вращающий сон, должен работать по другому принципу: нерегу­лярно и постоянно посылать раздражения на нервную систему водителя (чтобы не было эффекта привыкания).

Предложите различные варианты решения проблемы

Возможный вариант решения. Как только водитель за­снул, в кабину подается вещество с резким запахом, и человек просыпа­ется. Контроль факта засыпания производят видеокамера и анализатор компьютера.

Задание на дом: § 55, ответить на вопросы в конце параграфа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока 8 класс "Сон и сновидения" »

ТЕМА: «СОН И СНОВИДЕНИЯ»

Цель: сформировать представление о физиологии сна, его значении и природе;

показать цикличность сна и изменения в орга­низме, происходящие во время сна;

познакомить с гигиеной сна.

Оборудование: таблица «Головной мозг», мультимедиа.

Ход урока

I. Проверка знаний.

Фронтальная тестовая работа по теме «Врождённые и приобретённые программы поведения»

1.Врожденные программы поведения есть.

А.у животных Б.у человека В.у человека и животных

2.Инстинкт-форма врожденного поведения, которая представляет собой

А.Цепочку безусловных рефлексов

Б.Цепочку условных рефлексов

В.Цепочки безусловных и условных рефлексов

3.Рассудочная деятельность- это форма

А.Индивидуального поведения

Б.Группового поведения

В.индивидуального и группового поведения

4. Динамический стереотип в процессе жизни

А.постоянен

Б.Изменяется, если изменяются условия

В. Может исчезнуть

5.Установи соответствие

Рефлекс Программа поведения

1.динамический стереотип А.Врожденная

2.Инстинкт Б.Приобретенная

3.рефлекс следования

4.рассудочная деятельность

5.Запечатление

(По окончании теста ребятам предлагается оценить свою работу самим и поменяться листочками с соседом. На доске открываются правильные ответы и производится взаимопроверка с выставлением оценок. Учитель обращает внимание на совпадение самооценки и оценки другого ученика)

П. Изучение нового материала.

Перед началом изучения нового материала ставится проблемная задача на основе описания ситуации в рассказе «Сон» В. Катаева.

«Бойцы конницы С. М. Буденного в течение трех суток выдер­жали 20 атак, к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилось еще новое - мука борьбы с непреодолимым сном.

...Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заво­дил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, на­литое кровью, тяжелой и неподвижной, как ртуть, затихало мед­ленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжа­ли на лоб фуражки».

Проблемный вопрос:

- Почему человек и животные не могут обходиться без сна?

(возможные ответы : во время сна отдыхает организм, все системы и органы медленнее работают)

Учитель: Исследования последних лет показали, что сон- это не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной в период бодрствования информации.

Так что же такое сон? Как вы думете? (Слайд №1 «Сон- это периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных, которое хорактеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшениея ряда физиологических процессов)

Учитель: Почему мы спим ночью, а днем бодрствуем? С чем это связано?

Это связано с биоритмами. Ведь все живое , что существует на нашей планете подчиняется единому ритму. Вращение Земли вокруг своей оси создает смену дня и ночи. Этому биоритму подчиняется и организм человека.

Учитель: А вы замечали ,как человек спит?

Установлено, что сон не является однородным состоянием мозга и организма, а состоит из двух различных компонентов- «быстрого» и «медленного» сна. Это установили при помощиЭЭГ головного мозга.Как Вы думаете, чем отличается быстрый и медленный сон? (учитель выслушивает ребят)

Учитель: Давайте посмотрим, как же характеризуется быстрый и медленный сон?(Слайды3,4)

Учитель: Медленный и быстрый сон постоянно сменяют друг друга. Сколько времени человек проводит в состоянии быстрого сна и состоянии медленного сна?(Работа с рис.118 на стр.280) Примерно четвертую часть всего сна человек проводит в быстром сне.

Какой сон более полезен для организма?

Чтобы понять значение быстрого сна, людей будили, как только в электрической активности их мозга начинали появляться быстрые колебания биопотенциалов. Днем эти люди были крайне раздражительны, а на пятые сутки у них появились признаки нарушения памяти и психические расстройства. Ничего подобного не наблюдали у другой группы людей, которых будили в период медленного сна. Они чувствовали себя бодрыми, хорошо выспавшимися.

Учитель: поднимите руки. Кто не видел сновидений? Что же это такое? ( учитель выслушивает учеников и дает определение сновидению) Слайд №5

В сновидениях с нами происходят удивительные вещи, мы можем быть супергероями, разговаривать с животными. Но можно ли повлиять на сновидения?

Учитель: Во время быстрого сна спящему человеку к ногам прикладывали холодную грелку и после пробуждения спрашивали, что он видел. Он отвечал, что был в Антарктиде и ходил босиком по льду. Другому прикладывали горячую грелку к руку к рукам, и после пробуждения он утверждал, что принимал участие в тушении пожара и вытаскивал руками головешки.

Учитель: Но не все люди хорошо спят. Многие жалуются на плохой сон. Какие нарушения сна вы знаете.(Слайд №6)

Учитель Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Каких? (После обсуждения показать слайд №7)

ГИГИЕНА СНА

  1. Нужно спать в темном, тихом помещении со средней температурой воздуха.

  2. Во время сна в помещении должен быть свежий воздух.

  3. Спать можно в различном положении, но предпочтительнее -на правом боку.

  4. На спящем должна быть свободная одежда.

  5. Подушка не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой.

  6. Нужно ложиться спать в одно и то же время.

III. Закрепление знаний.

Творческая задача.

Бакинский изобретатель Р. С. Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрываться.

В чем ошибка изобретателя? Как действительно должно быть устроено приспособление для предотвращения засыпания водите­ля? Ответ поясните.

Ответ. Сон - явление, обусловленное работой нервной систе­мы. Сон наступает при выполнении нескольких условий, главное из которых - отсутствие внешних раздражителей. Закрытые глаза являются желательным, но не необходимым условием. Описаны случаи глубокого сна с открытыми глазами. Механизм, предот­вращающий сон, должен работать по другому принципу: нерегу­лярно и постоянно посылать раздражения на нервную систему водителя (чтобы не было эффекта привыкания).

Предложите различные варианты решения проблемы

Возможный вариант решения. Как только водитель за­снул, в кабину подается вещество с резким запахом, и человек просыпа­ется. Контроль факта засыпания производят видеокамера и анализатор компьютера.

Задание на дом: § 55, ответить на вопросы в конце параграфа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
конспект урока 8 класс "Сон и сновидения"

Автор: Романова Надежда Константиновна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 233000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-i-snitsia-chudnyi-son-tat-ianie"
    ["file_id"] => string(6) "187814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586095"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по химии в 9 классе "Великий углерод". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-vielikii-ughlierod"
    ["file_id"] => string(6) "213474"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432059494"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства