Самоопределение к деятельности | Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках ? - Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? - Какими должны быть исследователи? - Лупа будет постоянно нам об этом напоминать. - Итак, уважаемые мои исследователи начинаем наше первое исследование – открытие нового знания. - Но нашим гостям также будет предложено исследовательское задание, они должны будут внимательно наблюдать за нашей работой и подобрать слова, которые характеризуют исследователей по нашей новой теме урока. Давайте, посмотрим, что лежит в конвертах? Работа в группах Задание: -Возьмите рабочий лист №1. Прочитайте слова. Выделите маркером корень в словах. (Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.) - Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску. (Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.) ученик слово правдолюб - Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание. - Что вы заметили? - Почему возникло затруднение? Постановка проблемного вопроса. - Какой вопрос возникает? - Сколько корней в слове правдолюб? (карточка со словом правдолюб?) -Сколько корней в слове? - Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование. - Что значит слово правдолюб? Правдолюб– любитель правды–правду любит. - Какой корень в слове правда? Докажите. Что нужно сделать? -Какой корень в слове любит? Докажите. Что нужно сделать? -Сколько корней в слове правдолюб? Выделим корни – Ребята, почему слово одно, а вариантов разбора несколько? В чем особенность данного слова? -Это слово имеет два корня. - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? Проверим наши предположения. | -Лупа. -Мы будем исследователями. Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными Ученики открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием для каждого ученика. Ученики работают каждый на своем рабочем листе, выделяют корни. Дети вывешивают свои варианты выполнения задания. -В слове правдолюб количество корней выделено по-разному. - Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове. Если затрудняются подобрать однокоренные слова. Нужно подобрать однокоренные родственные слова: правда, правдивый, оправдать. Во всех этих словах общая часть – корень –правд-. Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-. В слове книголюб два корня. Ученики выделяют корни. Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске варианты детей. | словесный, наглядный, практический | п л | Свои предположения |
Работа по теме урока Открытие нового знания | Сложные слова. - Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? 2.Постановка учебной задачи. - Сформулируйте тему нашего урока. - Какие цели мы перед собой поставим по теме урока? Определение сложных слов - Так, какие же слова называются сложными, давайте дадим определение. Мы с вами правильно дали определение сложным словам? 1.Работа в тетради. Я тетрадь свою открою и с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Откроем учебник на странице 77упр.138(самостоятельно) Работа в парах Возьмите рабочий конверт №2. Прочитайте задание. Выполните его. Проверка. Сформулируйте задание. Проверка на доске | Потому что слова образовались от сложения корней. Ученики самостоятельно формулируют тему и цели урока. 1. Научиться отличать сложные слова от других слов. 2.Учиться выделять корень в однокоренных словах. Дают определение сложным словам. Ученики записывают число и классная работа. 3 человека у доски проверка Выполняют задание. Ученики читают слова которые получились и называют корни | словесный, наглядный | р п | Высказывают своё мнение |
Рефлексия | Закричу, заурчу, Под небеса улечу.(Вертолёт.) С высоты большой срываясь, Грозно он ревёт И о камни разбиваясь, Пеною встаёт. (Водопад.) Он пыхтит, как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится — Пригласит чайку напиться.(Самовар.) Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошёл - там пыли нет, Пыль и сор - его обед.(Пылесос.) | Ученики записывают ответы, выделяют корни (Вертолёт.) (Водопад.) (Самовар.) (Пылесос.) | наглядный | р | Оценивают результат своей работы на уроке |
Подведение итогов урока | -О каких словах мы сегодня узнали? -Что такое сложные слова? Три ученика ответили на вопрос так: *Все непонятные слова называются сложными. *Все длинные слова – это сложные. *Слова, в которых два корня, называются сложными. -Кто прав? | Ответы детей Слова, в которых два корня, называются сложными. | | р | Формулируют конечный результат своей работы на уроке |