Модель урока
Учитель: Колодий Екатерина Густавовна, стаж-39лет, высшая квалификационная категория
Место урока: МКОУСОШ «Образовательный центр» г. Зуевка
Класс: 1 класс
Тема урока: «Слова – названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?» Первый урок в теме «Слова, слова, слова…» 4ч.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цели урока:
Предметные цели:
1.Классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению (люди, животные, растения и др.
2. Формировать умение ставить к словам-названиям предметов вопросы кто? что? и различать слова по данным вопросам.
3. Продолжить работу по формированию умения записывать предложение; развивать навыки письменной речи. 4.Развивать орфографическую зоркость.
5.Продолжить работу по развитию каллиграфического почерка.
Метапредметные цели:
Личностные: создать ситуацию, способствующую формированию у учащихся ответственного отношения к учению, активной жизненной позиции, умение высказывать личные суждения.
Познавательные: развивать умения классифицировать слова по группам, делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества при работе в парах, умения полно и точно выражать свою мысль и оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Оборудование: таблицы-опоры, карточки с заданием, конверты с заданием, солнышко, коробка, светофорики, цветные лучики, словарь, цветные карандаши, линейка успеха.
Анализ урока
Данный урок- первый урок из темы «Слова, слова, слова…», 4 часа
На уроке я использовала:
Технологии: личностно- ориентированный подход, технологию проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы.
Методы: словесный, практический, наглядный, объяснительно – иллюстративный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный, частично – поисковый.
Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности.
Изучение данной темы по отработке классифицирования и объединения слов-названий предметов в группы по их лексическому значению (люди, животные, растения и др.), формирование умения ставить к словам-названиям предметов вопросы кто? что? и различать слова по данным вопросам продолжится на следующих уроках.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Целевая направленность | Средства |
Предметные цели | Метапредметные цели |
1.Организованное начало урока. 2.Актуализация. | -Учитель приветствует детей. -Настраивает детей на успешную работу. -Предлагает сделать гимнастику для рук и дыхания. -Объясняет задание для чистописания | -Слушают учителя. -Читают стихотворение. -Делают гимнастику. -Пишут буквы по образцу и выполняют задание. | Продолжить работу по развитию каллиграфического почерка. | -Формирование ответственного отношения к учению. | Стихотворение на доске. Слово учителя. Схема |
3.Освоение нового содержания и его применение. Мотивация. Целеполагание. | -Предлагает составить новое словарное слово по схеме и через него выйти на новую тему. -Предлагает определить вместе тему урока и задачи урока и сравнить с выводом в учебнике. | -Слушают учителя. -Отвечают на поставленные вопросы. -Составляют словарное слово. -Работают со словарем. -Составляют и объясняют правописание предложения. -Называют тему и задачи урока. -Делают вывод: «Какие слова называем одушевленными, какие-неодушевленными и сравнивают с выводом в учебнике. | -Классифицировать и объединять слова-названия предметов по их лексическому значению. -Формировать умение ставить к словам-названиям предметов вопросы кто? что? и различать слова по данным вопросам. | -Умение высказывать личные суждения. -Умение высказывать свою точку зрения. -Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. -Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь. -Умение классифицировать слова по группам, делать выводы в результате совместной работы. | Слово учителя Схема Презентация Таблицы-опоры Учебник |
4.Контроль и оценка достижения. | -Предлагает работу в парах. -Предлагает работу на карточках и сделать вывод: «Отчего зависит написание слова?» -Предлагает записать предложение под диктовку и выполнить творческое задание. | -Дети работают в паре. -Выполняют задание и решают возникшую проблему. -Самостоятельно выполняют работу и делают вывод. -Объясняют правило написания предложения и пишут его под диктовку. -Проверяют написание предложения по линейке. -Выполняют творческое задание и оценивают себя. | -Умение ставить к словам-названиям предметов вопросы кто? что? -Умение записывать предложение. -Развитие орфографической зоркости. | -Развитие навыков сотрудничества при работе в парах. -Умение высказывать личные суждения. | Слово учителя Конверты со словами Карточки Презентация Таблицы-опоры |
Итог урока | -Возвращает к теме и задачам урока. -Предлагает ответить на вопросы. | -Отвечают на вопросы. | | -Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. -Умение оценивать свою учебную деятельность. | Слово учителя Презентация |
Рефлексия | -Предлагает оценить свою учебную деятельность. | -Прикрепляют к солнышку лучики разного цвета. | | -Умение оценивать свою учебную деятельность. | Презентация |
Ход урока.
1.Орг. момент.
*Прозвенел звонок и смолк - начинается урок.
2. Психологическая настройка.
*Мы - умные! Мы - дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В 1 классе учимся. Все у нас получится! (Приложение 1).
*Учитель: у меня хорошее настроение потому, что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
3. Мотивация.
*Сегодня на уроке я желаю вам сделать для себя открытие, получить новые знания.
4. Фонетическая зарядка. Упражнение для дыхания. Слайд 1.
и- э -а –о - ы
*Успокойте свое дыхание, пусть оно будет плавным, медленным, равномерным.
5. Пальчиковая гимнастика.
* Вот помощники твои –правая и левая, Их как хочешь поверни, а они все сделают. Руки требуют заботы
Ведь полно у них работы. (Массаж пальцев).
6. Минутка чистописания. Слайд 2. Схема.
* Букву для чистописания вы определите сами. Поставьте на схеме ее между буквой К и концом стрелки и получишь слово. Какое слово не понятно. Объясни значение слова. К-т К-м К-к К-л
* Сегодня будем писать букву О.
*Определите порядок следования букв в данном ряду (в тетради и на доске)- ОочОошОощ….(Приложение 2)
*Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая последовательность и ориентируясь на алфавит (Проверка по образцу на доске).
7. Словарно-орфографическая работа.
*Слово, с которым вы сегодня познакомитесь, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки: (молоко). Схема. Слайд 3.*Что такое молоко?
* Молоко-это жидкость, которую получают от коров.
*Какие еще животные могут давать молоко? (козы, овцы, лошади, верблюды)
*Зачем людям нужно молоко? (в пищу).
*Обобщите, что же обозначает слово молоко?
Молоко - это жидкость, которую получают от коров и других животных и употребляют в пищу.
*Произнесите слово молоко, определите ударный слог.
*Найдите слово молоко в орфографическом словарике, напишите его в тетради, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить. Слайд 4. Молоко…
*Подберите слово, которое соединяло бы между собой слова молоко и собака так, чтобы получилось предложение:
СОБАКА ЛЮБИТ МОЛОКО. СОБАКА ВЫПИЛА МОЛОКО. СОБАКА НЮХАЕТ МОЛОКО.
*Чтобы записать предложение, какие правила вспомним? Сколько слов? (Учитель чертит схему на доске)
*Запишите самостоятельно.
Собака выпила молоко.
*Взаимопроверка по линейке успеха. Зажгите светофорики.
8.Изучение нового материала.
*Назовите слова, которые так или иначе связаны со словом молоко.
Доярка, сено, сливки, пастух, масло, корова.Слайд 5.
*Что обозначают данные слова? (предметы).
*По какому признаку можно разделить эти слова на 2 группы? Почему?
*Назовите тему урока. Слайд 6. «Слова- названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?
*Зная тему урока, сформулируйте задачи урока, используя слова…
Слайд 7.Познакомимся с …(со словами - названиями предметов, которые отвечают на вопросы кто? что?) Научимся различать…(слова - названия предметов и ставить к ним вопросы кто? что?)
*В каких случаях мы задаем к словам, обозначающим предметы, вопрос кто? (слова, которые называют людей и животных). Таблица 1. Одушевленные кто? (Приложение 3).
Учитель: во всех остальных случаях к словам, обозначающим предметы, мы должны задавать вопрос что? Таблица 2. Неодушевленные что? (Приложение 3)
*Скажите, слово и предмет, это одно и то же? Почему?
*Вокруг нас много разных предметов. (например, коробка…, ее можно подвинуть, уронить, взять в руки)
*Какую учебную задачу мы решили? (предметы бывают одушевленные и неодушевленные, отвечают на вопросы кто? что?)
*Какую надо решить? (применить знания)
10. Работа с учебником. Стр.22. Подтвердите свой вывод с правилом в учебнике.
11.Работа в парах.
*На парте конверт. Каждый из вас возьмите конверт (конвертов не хватает). (Приложение 4)
*Как выйти из этого положения? Работаем в парах, помогаем друг другу.
*Задание по плану:
1.прочитай слова,
2. составь из слов 2 ромашки,
3. объясни, почему так.
4.запиши слова в тетрадь в 2 столбика. (медведь, голубь, муха, пеленгас, ящерица, солнце, снег, вода, камень).
*У кого возникли вопросы при распределении слов на группы?
*Почему у вас возникла проблема? (не хватает знаний)
*Где можно узнать? (словарь,интернет). Слайд 8. Картинка - пеленгас. (из интернета)
*Определите слово пеленгас в одну из групп. Объясните. Почему?
*А куда бы вы поместили само слово ромашка?
*Физминутка. Если слова отвечают на вопрос кто?, имитируем движения животных. Если слова отвечают на вопрос что? – приседаем.
(заяц, стул, медведь, птица, доска, лиса, шарик). Почему делаем по –разному?
Слайд 9. Роза-роза роман-Роман Сережа-сережка Поля- поле
*Объясните: Почему звучат одинаково, а написаны по-разному? (разные значения)
*Зависит ли вопрос от значения слова? Табличка 3: Значение слова. (Приложение 5).
11.Самостоятельная работа. Работа на карточках. (Приложение 6).
*Прочитайте предложения
* Раскройте скобки
* Запишите предложенияв тетрадь:
*(Ш,ш)арик лает на (Ш,ш)арик. (Р, р)оман прочитал (Р, р)оман.
*Найдите в предложении слова-названия предметов.
*Над словами-названиями одушевленных предметов рисуем сердечко, неодушевленных предметов – солнышко.
*Оцени себя. ( таблица-опора: я знаю +, я не уверен ?, я затрудняюсь -)
*Объясните как написали? Почему? Проверка. Слайд 10.
*Какой сделаем вывод?
Вывод: чтобы правильно задать вопрос к слову, нужно знать, что оно обозначает.
12. Слайд11. (картинки-правый угол- слова- названия одушевленных предметов, левый угол-неодушевленных предметов)
*Какие тут предметы? Докажите.
13. Игра «Логическая цепочка» (слова- названия предметов)
Начинай слово на последнюю букву, задавай вопрос ( что? забор, кто? рак- кто? корова и т.д.
14. Итог урока.Вспомните тему урока. Слайд 12. Слова-названия предметов, отвечающие на вопрос кто? что?
*Закончи предложения:
1. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? обозначают…(предметы)
2.Одушевленные предметы отвечают на вопрос…(кто?)
3.Неодушевленные предметы отвечают на вопрос…(что?)
4.Прежде, чем задать вопрос к слову, узнай его… (значение)
15. Рефлексия. Слайд 13. Картина-поле, береза,коровка, пастух, собачка.
*Посмотрите на картину. На ней изображены все персонажи, о которых мы говорили сегодня на уроке.
*Чего не хватает? (солнышка) Солнышко прикрепляем в центр. (желтый круг)
*У вас на парте лучики разного цвета.
*Оцените свою работу на уроке:
1.Кто уверен, что хорошо понял новый материал, отлично работал, был внимательным и старательным - прикрепи лучик желтого цвета.
2. Мне не все было понятно, но я постараюсь на следующем уроке во всем разобраться – прикрепи оранжевый лучик.
3. Я не во всем разобрался, мне было трудно – прикрепи розовыйлучик.
Приложение 1.
Мы - умные! Мы - дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В 1 классе учимся. Все у нас получится!
Приложение 2.
ОочОошОощ…
Приложение 3.
Табличка: Одушевленные кто?
Неодушевленные что?
Приложение 4.
Конверт со словами: медведь, голубь, муха, пеленгас, ящерица, солнце, снег, вода, камень
Приложение 5.
Табличка: Значение слова
Приложение 6.
*(Ш,ш)арик лает на (Ш,ш)арик. (Р, р)оман прочитал (Р, р)оман