- развивать внимание, мышление, интерес к познанию нового.
- воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Смело, чётко говорим
И на доску все глядим.
Проверяют принадлежности, садятся правильно.
2.Актуализация опорных знаний, мотивация к дальнейшей работе.
-Сегодня мы с вами мысленно перенесёмся в город слов.
-Чтобы ворота города открылись, нужно прочитать предложение.
На доске: БОДРО ЛАЖВАПТОЬОА!
- Не смогли? Почему?
- Давайте переставим буквы местами и всё-таки попробуем прочитать это предложение.
Доска: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
-А сейчас понятно предложение? Почему?
- правильно! Знаем значение всех слов.
Пытаются прочитать предложение.
Ответы детей. Не знаем значения этих слов. Предполагают, что надо переставить буквы местами.
Ответы: Знаем значение всех слов.
3.Сообщение темы. Постановка цели.
- Давайте же определим, о чём пойдёт речь на уроке?
- Предположите, на какой странице учебника будем работать? Как будет называться тема урока?
- Правильно. Тема урока: Слова, у которых несколько значений. (слайд №2)
- Какие цели поставим? С чем познакомимся, просмотрите страницы учебника, посвящённые этой теме. (слайд №3)
Ответы: Мы будем разговаривать о значении слова.
О слове и его значении
Поиск учащимися страницы учебника, зачитывание темы урока.
Формулирование целей урока.
4. Новый материал.
1. Чтение стихотворения на стр. 100 учебника.
- Вы все открыли учебники на стр.100.
- Прослушайте отрывок из стихотворения Кристины Россети.
2. Беседа о прочитанном.
- Предположите, почему головка булавки называется головкой? (слайд №4)
-Итак, головка булавки такая же круглая, как голова человека. Это одно и тоже слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека.
-Где мы можем посмотреть значение слова головка?
-Правильно, в толковом словаре на стр. 103.
-Прочитайте словарную статью.
- Сколько раз записано слово ГОЛОВКА в Толковом словаре?
-Что же это означает?
- Прочитаем хором вместе со мной сообщение Летучей мыши на стр.101 учебника.
-Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения этого слова даны под разными цифрами.
- Прочитайте вторую строчку стихотворения (слайд № 5).
- Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть?
-Давайте проверим это. Найдите слово НОСИК в толковом словаре. (стр.117)
-Теперь сможете объяснить, почему так названы ушко иголки, язычок туфель?(слайд №6 и №7) На что они похожи?
- А почему так названы КИСТИ рябины- из-за сходства с кистью человека? (слайд № 8)
- Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова КИСТЬ.
-Сколько значений у этого слова?
- Обратите внимание. Что если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым.
- Прочитайте 1 значение слова Кисть. Подтвердились наши предположения?
-Какие значения может иметь слово Глазок? (Слайд №9)
- Как вы думаете, какое значение слова Глазок будет записано первым в БОЛЬШОМ ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ - глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного?
- Прочитайте подсказку Летучей мыши на стр. 102 учебника.
- А как же можно назвать все эти слова, у которых несколько значений?
- На стр. 103 учебника вы найдёте ответ на мой вопрос.(слайд №10)
- Правильно, такие слова называются многозначными.
Совместное чтение вместе с учителем.
Предположения детей
Ответ: в Толковом слова учебника. Самостоятельное нахождение словарной статьи.
1 часть читает один ученик, 2 часть-другой
Хоровое чтение
Самостоятельное прочтение
Предположения детей.
Чтение определений слова
Учащиеся высказывают свое мнение
Учащиеся находят и читают самостоятельно.
Ответы учащихся
Самостоятельное чтение подсказки
Самостоятельное чтение. Учащиеся по одному называют правильный ответ.
5. Динамическая пауза. (слайд №11)
Быстро все ребята встали,
Руки быстро вверх подняли.
Быстро хлопнули пять раз.
А теперь морганье глаз:
Быстро-быстро поморгали
И ногами постучали.
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились.
Вправо-влево десять раз-
Отдохнул уставший класс…
Все, как птички, полетели
И за парты тихо сели.
Выполнение упражнений физминутки
6.Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику.
- На стр. 103 прочитайте стихотворение Марины Бородицкой.
-Какие два слова вам встретились?
- Скажите, слова Галька и галька -разные слова или это одно слово, у которого 2 разных значения?
- Конечно, это 2 разных слова. Галька-это имя девочки, а галька – это название мелких гладких камешков.
2.Работа в тетради.
- Запишите оба слова в тетрадь. Подчеркните первую букву.
3. Работа по учебнику.
- На стр. 103 учебника и у меня на слайде (слайд №12)записано стихотворение Якова Козловского про норку и лисичек.
- Посмотрите, слово норка дважды помечено звёздочками. Это одно слова или два разных слова? А лисички?
-Правильно! Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы только один раз поставить звёздочку. Если у каждого из похожих слов своё значение, то в Толковом словаре каждое будет записано отдельно.т.е. будут записаны два разных слова ЛИСИЧКА, будут записаны два разных слова НОРКА, которые случайно звучат и пишутся одинаково.
- Давайте уточним это: обратимся к Толковому словарю.
Слово ЛИСИЧКА записано два раза, потому что ЛИСИЧКА(гриб) и ЛИСИЧКА (животное)- это два разных слова. Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-животным: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова.
-Слова НОРКА-зверёк и НОРКА-жилище животных не имеют связи и сходства, это два разных слова, поэтому в Толковом словаре будут записаны два слова НОРКА.
4. Самостоятельная работа учащихся.Работа в парах(по желанию)
- Запишите свои два предложения, используя разные значения слов НОРКА и ЛИСИЧКИ.
(учитель смотрит предложения, исправляет ошибки)
5. Чтение вслух составленных предложений. Анализ.
Ответы
Предположения детей. Корректировка.
Чтение стихотворения учащимися
Мнение детей, чтение высказываний Миши и Маши в учебнике на стр.104.Поиск слов в словаре.
Нахождение слов в словаре.
Составление и запись предложений в тетрадь. Работают самостоятельно или в парах
7.Итог урока.
- Какие цели перед собой ставили?
-Как называются слова, у которых есть несколько значений?
-Какие трудности были?
-Цели достигнуты?
-Кто доволен своей работой на уроке? Покажите, как вы оцениваете свою работу? (слайд №13)
Ответы детей
На маркерной доске рисуют значки (смайлики, солнышко и т.п.)