Педагогическая поддержка в условиях дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Как помогать ученикам установить положительные отношения с учителем. Как оказать внимание ученикам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сколько поддержки необходимо младшему школьнику?»
Сколько поддержки нужно младшему школьнику?
Учителя часто спрашивают, сколько теплоты нужно давать ученику, чтобы не испортить его? Но ни вниманием, ни признанием, ни своими теплыми чувствами избаловать невозможно. Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. Удваивая, учетверяя дозы, мы все равно не рискуем нанести вред воспитаннику.
Некоторые учителя говорят, что как раз те ученики, кто больше всех нуждается в поддержке, не могут ее получить от нас, так как все время доставляют нам неприятности. Но чья это проблема? Трудность, возможно, существует для нас, действующих педагогически в целях повышения их самоуважения. Сначала мы испытываем трудности, но потом замечаем, что дело идет легче, и, в конце концов, обнаруживаем, что наши усилия оплачены улучшением поведения ученика.
Другая точка зрения, что многие ученики не слышат позитивных замечаний в свой адрес. Они настолько озлоблены, что хорошие слова просто пропускают мимо ушей. Нужно внимательно следить за выражением лица, глазами и языком тела, чтобы убедиться в том, что ваши слова производят впечатление. Иногда достаточно спросить: «Ты слышал, что я только что сказала?». Иногда мы должны учить учеников воспринимать слова поддержки. Начав однажды переживать опыт новых отношений, ученик, как правило, становится их сторонником. Остановимся более подробно на педагогических приемах, помогающих младшему школьнику установить позитивные отношения с учителем.
Как помогать ученикам установить положительные отношения с учителем
Если говорить кратко, наша помощь в этом сводится к тому, чтобы относиться к ученику, демонстрируя ему наши: принятие, внимание, одобрение, теплые чувства. Когда мы моделируем эти составляющие общения, мы учим детей тому, как заводить и укреплять позитивные отношения с другими.
Принятие
Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Если не будет принятия, не будет эффективно действовать ни один педагогический прием, ни одна педагогическая техника. Не «Ты мне нравишься за то-то и то-то», а «Ты мне нравишься, потому что это ты». Проблема типа «Мне не нравится, как он хихикает или как он одевается» – это скорее проблема учителя, и ему не следует перекладывать ее на плечи учеников.
Внимание
Дарить внимание, позитивное внимание ученикам – дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать лишь одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют от него на уроке нарушители поведения.
Как уделить внимание каждому ученику, если в классе 30-40 человек? Здесь важно не количество, а качество. Вот несколько таких приемов.
Приветствия учеников. Самый быстрый и легкий путь одарить каждого ученика вниманием – использовать несколько минут перед уроком, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально. Если, предположим, школьнику до этого казалось, что учитель «просто не любит меня», то такие «партнерские» встречи могут исправить его впечатление. В свою очередь и учитель может поближе узнать учеников, которые ему «не очень нравятся». Вот пример:
Леша, восьми лет, был неразговорчивым, трудно шел на контакт с учителем. Все время ворчал и дулся. Его учительница решила оказывать ему знаки внимания каждое утро. Она похвалила его рубашку. Леша стал улыбаться и не снимал рубашку целую неделю.
Обращайтесь к ученикам по имени. Младший школьник обычно любит свое имя. Фамилия значима в сочетании с именем. Если в классе, например, две Насти, то к одной можно обращаться – Настя, а к другой – Настюша или Анастасия.
Выслушивайте учеников. Это самый сильный прием, чтобы улучшить отношения «учитель-ученик». Выслушайте то, о чем хочет сказать ученик. Беседуя с учеником, не следует думать, что надо дать совет или решать его проблемы. Надо, прежде всего его выслушать. Вот основы правильного слушания.
Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.
Используйте парафраз: «Если я правильно тебя поняла….».
Отражайте чувства.
Конечно, мы не всегда готовы сразу же оказать внимание в тот самый момент, когда ученик чувствует потребность, но мы можем использовать ряд приемов, которые помогут ученику чувствовать себя внимание учителя. Ниже приведем идеи, как оказывать внимание ученикам. Эти идеи были предложены учителями-участниками семинаров по теме «Искусство любить ребенка».
Как оказать внимание ученикам
Поболтайте о чем-нибудь с учениками в классе после уроков.
Запоминайте то, что рассказывают вам ученики и используйте это в беседе с учеником в подходящий момент.
Выражайте искренний интерес к хобби своих учеников.
Становитесь рядом, если ученик шалит.
Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
Посылайте открытки ученикам, которые болеют, с парой строк, написанных своей рукой.
Участвуйте в коллективных замыслах ваших учеников.
Отмечайте дни рождения своих учеников.
Одобрение.
Одобрение мы высказываем самим ученикам, показывая, что нам нравятся черты их характера, что они что-то хорошо сделали или пытались сделать. Это поддерживает учеников в уверенности, что у них есть что-то хорошее, что нужно развивать и это позволяет им чувствовать себя успешными. А что такое чувствовать успех? Это радостные переживания, желание работать, активное и положительное отношение к окружающим и к себе.
Вот несколько фраз, которые помогают ученику чувствовать состояние успеха при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения.
1.Снятие страха – «Ничего страшного…»
2.Авансирование – «У тебя получится…»
3.Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»
4.Усиление мотива – «Нам это нужно для…»
5.Педагогическое внушение – «Приступай же!»
6.Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя замечательно…»
Важно использовать для каждого ребенка индивидуальные слова, описывающие положительные черты характера. Для этого можно составить список слов и пользоваться им для выражения устного и письменного признания. Вот примерный список таких слов: честолюбие, смелость, храбрость, творчество, любознательность, энергичность, общительность, умение слушать другого, настойчивость, дружелюбие, нежность, доброта, честность, опрятность, спокойствие, упорство, заботливость, понимание, остроумие.
Теплые чувства.
Хороший учитель умеет создать необыкновенную атмосферу. Такой учитель устанавливает радостные отношения со своими учениками. Учитель для младшего школьника выполняет несколько ролей – «мамы», «друга», «наставника». У младшего школьника остается потребность в физическом контакте. Рукопожатия, прикосновения, похлопывание по плечу, объятия очень хорошо выражают теплоту. Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Они транслируются на учеников как модель приемлемого поведения также легко, как модели неконструктивного поведения.
Использование установок: принятие, внимание, одобрение, теплые чувства приводит к изменению позиции педагога, которая из позиции – «борьбы с...» переходит в позицию – «я позабочусь о тебе». Данные установки предполагают дифференцированный подход к оказанию педагогической поддержки младшим школьникам.
Педагогическая поддержка в условиях дифференцированного подхода к обучению младших школьников
Внимание педагога необходимо не только детям, испытывающим трудности в обучении, в поведении, но и «психологически благополучным», которые, как правило, остаются в тени и их проблемы обычно воспринимаются как незначительные. Например, младшие школьники, внешне не проявляющие признаки эмоционального неблагополучия, могут испытывать переживания по поводу своего внешнего вида, первой влюбленности, боязнь ситуации неуспеха. Усиление всех видов поддержки – лучшая педагогическая реакция на поведение ученика в ситуации стресса. Чтобы не явилось причиной стресса – болезнь, разрыв с любимым мальчиком или девочкой, развод родителей – мы немедленно должны ответить поддержкой.
Особого внимания требуют дети, неуверенные в себе, тревожные. Такие дети отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Следует обращать внимание на то, как ребенок предпочитает отвечать – с места или у доски. Ответ у доски у таких детей является напряженной ситуацией и очень заметно отражается на качестве ответа. Так как слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость, то лучше такого ученика спрашивать в середине урока.
Кроме того, важно отмечать, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицания – они для них очень значимы. Такого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать время подумать. Самое важное - повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно, как можно чаще специально обращать внимания на его успехи, особенно когда такой ребенок раньше делать что-то не умел, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое же отношение было не только в классе, но и дома.
Каждый опытный педагог отметит, что в классе встречаются дети, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне класса, обратить на себя внимание учителя. Часто, с целью, чтобы на них обратили внимания, они могут выкрикивать и вскакивать с места.
Работая с такими детьми, важно очень осторожно пользоваться похвалой, т.к. они легко начинают противопоставлять себя классу. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести ребенку серьезную психологическую травму, настроить его против педагога в классе, а с другой - таким детям ценно любое проявление внимания к ним. Если учитель хочет наказать такого ребенка, то самое лучшее, что он может сделать, это не обращать на него внимания. Но, если ребенок ведет себя хорошо, то следует периодически поощрять его мелкими знаками внимания.
Важным фактором, определяющим эмоциональное благополучие младшего школьника, являются его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Это характеризуется наличием у ребенка друзей, желание поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать педагогу поведение ребенка на прогулке, во время игр - активно участвует в них или играет один; какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании, так как такое неблагополучное положение в системе личных отношений ведет к общему эмоциональному дискомфорту.
Эмоциональное самочувствие ребенка, переживание им состояние успешности во многом зависят от хорошего, творческого самочувствия учителя.
Одним из эффективных способов создания творческого самочувствия учителя является овладение методикой самонаблюдения эмоциональных состояний в педагогической деятельности.
Содержанием данной методики выступают следующие аспекты:
Параметры наблюдения:
1) мимика;
жесты;
речь, ее громкость, скорость, интонации;
движения;
дыхание.
Схема анализа эмоциональных состояний.
эмоциональное состояние, с которым учитель начинает урок:
а) спокойное,
б) усталое,
в) раздраженное,
г) угнетенное,
д) доброе
е) радостное;
2) смена эмоционального состояния в процессе урока:
а) с какого состояния на какое;
б) под влиянием какого фактора (источник, причина, повод, условие);
3) эмоциональное состояние в конце урока:
а) сравнение с состоянием в начале урока;
б) был ли урок эмоционально завершенным;
Работая со своей эмоциональной сферой – выделяя отрицательные и положительные эмоции, легко и трудно управляемые эмоции – учитель учится помогать младшему школьнику чувствовать себя успешным, значимым. Учитель, контролируя свои жесты, взгляд, слова, показывает ученику, что он любит его, верит в него и заботится о нем.
Известный ученый, психолог, педагог, основатель развивающего обучения в начальной школе – Леонид Владимирович Занков на одной из встреч с учителями произнес такую фразу: «Ребенку в школе должно быть хорошо, комфортно, он должен хотеть приходить туда, где его все знают и радуются его приходу…». Из зала раздался возглас: «Это шаманство какое то». «Нет, – ответил Леонид Владимирович, – Это не шаманство, это истинная педагогика!».
В современной начальной школе решительно отвергается авторитарный подход, если под этим подразумевается стрессовая воспитательная стратегия, подавление естественной активности ребенка. Вместе с тем в основе обучения и развития должна лежать ясная, последовательная система предъявляемых ученику требований, а не аморфная педагогика, якобы предоставляющая необходимый простор для инициативы и самореализации личности. Благожелательное отношение к ребенку, готовность принять его таким, какой он есть, должно сочетаться с умением установить определенные правила и границы.
Учителя, обучаясь на курсах повышения квалификации, участвуя в семинарах, в работе творческих групп, в рамках личных консультаций заставляют меня задаваться вопросом о возможностях личных отношений учителя и ученика в достижении успехов в обучении. На основе своего опыта работы с учителями начальных классов, анализа психолого-педагогической литературы я постаралась в данной статье положительно ответить на этот вопрос и описать конкретные педагогические приемы как это сделать.
В заключении, хочется отметить, что новое направление, утверждаемое в начальной школе, – личностно-развивающее направление – рассматривает систему «учитель-ученик», как постоянно развивающуюся духовную общность, где учитель не только создает оптимальные условия для развития возможностей каждого ученика, способен заинтересовать, увлечь, поддержать, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоянно развивается и получает удовольствие и удовлетворение от своего труда.
Литература
1. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка./Под ред. М.Р. Битяновой – М.: Просвещение, 1997.
2. Вайнер М.Э. Дети. Школа, Эмоции. – М., 2001.
3. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993.
4. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика.– Харьков: 2002.
5. Коррекционно-развивающее образование в начальном обучении /под. ред. Кумариной Г.Ф. – М., 2003.
6. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002.