Проект «Повышение интереса школьников к чтению литературы».
Автор: Цацуро Анна Николаевна
В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.
В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.
А сколько таинств хранит в себе книга? Она пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть возможность окунуться в мир мечты. Именно чтение позволяет становиться нам грамотными, приобрести облик образованного человека, развить интеллект, развить память, мышление, речь, воображение.
Цель проекта: Разработать систему мероприятий для повышения интереса у школьников к чтению литературы.
Шаги исследователя:
Этап 1. Проводим анкетирование школьников.
На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаем вопросы связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников. Варианты вопросов для форума: 1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему. 2. Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам? 3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы? 4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете? 5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?
Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.
Отметим, что по результатам проведенного исследователем анкетирования были сделаны следующие выводы: многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе; многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона; часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.
Данные выводы подтвердили обозначенную ранее автором проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.
Этап 2. Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.
План мероприятий:
- Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений». Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме и провести её среди школьников.
- Литературный брейн-ринг (между классами).
- Общешкольная конференция «Современный школьник и литература». Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.
- Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.
- Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).
- Разнообразные конкурсы: Конкурс собственного стихотворения. Конкурс на самый интересный рассказ. Конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой». Конкурс «Читатель месяца».
- Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины. Посещение театров и кинотеатров.
- Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.
- Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.
Этап 3. После серии мероприятий проводится тестирование ребят-участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.
Ожидаемые результаты проекта: Реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.
ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ 5-9 классов для проведения
анализа по «Проекту повышения интереса школьников к чтению литературы».
Ф.И.О. № школы, класс________________________________________________________________
1.Как ты относишься к уроку литературы?________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сколько раз в день ты читаешь, сколько это занимает у тебя времени?_______________________
__________________________________________________________________
3.Какую книгу ты сейчас читаешь?_______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Делишься ли ты после прочтения книги своими впечатлениями? ___________________________
______________________________________________________________________________
5.В роли какого литературного героя ты себя представляешь? _______________________________
______________________________________________________________________
6.Какие произведения тебе нравится читать: рассказы, романы, или стихи? _____________________________________________________
7.Каких писателей и поэтов Краснодарского края ты знаешь
___________________________________________________________________________
8.Посещаешь ли ты библиотеки нашего города? ___________________________________________
_____________________________________________________________
9.Посещаешь ли ты театры нашего края и как часто? _____________________________________
_________________________________________________________________________
10.Какого литературного героя ты хотел бы сыграть в кино и почему? ________________________
___________________________________________________________________________
11.Любишь ли ты писать сочинения, стихи, рассказы?_______________________
______________________________________________________________________
12.Какую бы интересную книгу ты мне посоветуешь прочитать?_____________________________
______________________________________________________________________________
___________________________