Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point.
Ход урока.
I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.
На уроке не зевай – Слайд № 2
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
II. Сообщение темы и целей урока.
- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 3
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? Слайд № 4
- Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
- Ребята, а вы любите зиму? За что?
- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.
- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!
- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»
- Отгадали. Какая это буква?
- Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».
«пальчики здороваются»
«змейка»
«молоточки»
- Молодцы, приступаем к работе.
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.
Зз
зима зимний зимняя зимнее зимние
- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.
- Оцените сами себя.
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.
(на доску прикрепляется снежинка)
IV. Словарная работа.
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
По снегу покатите-
Я подрасту.
На костре согрейте-
Я пропаду.
- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?
- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.
- Запишите: словарный диктант.
- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.
-Первым бросает снежок…
д… кабрь за…. ц
ин… й к… ртина Слайд № 5
сев… р ф… враль
к… л… ндарь пр … красный
мес … ц …нварь
ул… ца п… года
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.
(на доску прикрепляется снежинка)
V. Актуализация знаний об имени прилагательном.
- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.
- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.
- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».
( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 6
1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2) Что оно обозначает?
3) Как изменяется имя прилагательное?
4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?
5)С какой частью речи связано?
6) Что образует с существительным?
7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода
именительного падежа, и какие имеют окончания?
10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- Кого мы «вылепили»?
- Снеговика.
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.
( прикрепляю снежинку на доску)
VI. Изучение нового материала.
- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.
- Кто они? Вы догадались?
-Да, это зимние месяцы.
- Героев какого произведения вы видите? Слайд № 7
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.
- Назовите первый зимний месяц. Слайд № 8
- О Декабре нам расскажет Маша.
Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».
1. Задание Декабря.
- Декабрь предлагает вам выполнить упр.1.
- Откройте учебники на стр. 3, найдите упр. 1. Запишите.
- Прочитает задание…
- Вспомните, на какой вопрос отвечают и какие родовые окончания имеют имена прилагательные женского рода в форме именительного единственного числа?
- Прочитайте слова. Поставьте их в форме женского рода именительного падежа единственного числа
- Запишите данные прилагательные, выделите окончания.
- Как вы думаете, в прямом или в переносном значении оно употребляется в речи?
- Ребята, а вы знаете, что в русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами, например: « водить за нос», работать спустя рукава» и т.д.
- Фразеологизм синяя птица - символ счастья, прекрасная, но недостижимая мечта – произошёл от названия пьесы М. Метерлинка, в которой дети ищут синюю птицу. Тот, кто найдёт синюю птицу, будет всё знать и всё видеть. Но дети так и не нашли синей птицы – это оказалась только красивая сказка о счастье.
- Укажите род, число, тип основы прилагательных (устно).
- С каким существительным (одушевлённым или неодушевлённым) сочетаются имена прилагательные каждого словосочетания.
- Ребята, Январь предлагает вам понаблюдать, как склоняются имена прилагательные единственного числа женского рода (Работа по таблице упр.3 в учебнике на стр. 4)
- Рассмотрите таблицу.
- Какие вопросы имеют имена прилагательные с твёрдой и мягкой основой?
- На какие вопросы отвечают прилагательные женского рода единственного числа в косвенных падежах? В именительном падеже? В винительном падеже?
- Какие падежные окончания имеют прилагательные женского рода с твёрдой основой, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными сущ.?
- Какие падежные окончания имеют прилагательные женского рода с мягкой основой, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? Слайд № 11
- Как же склоняются имена прилагательные женского рода с твёрдой и мягкой основами при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными?
- Сделайте вывод о вопросах, на которые отвечают имена прилагательные единственного числа женского рода в косвенных падежах.
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 5 Слайд № 12
- Скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода ед. числа в косвенных падежах? В винительном падеже?
- Как склоняются имена прилагательные ед. числа женского рода с твёрдой и мягкой основами при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? (одинаково, т.е. имеют одни и те же окончания в каждом падеже)
- Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.
(на доску прикрепляется снежинка)
3. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
4. Задание Февраля.
-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.
Слайд № 13
Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
- Откройте учебники на стр. 6 и найдите упр. 5. Запишите. Это и есть задание Февраля.
- Прочитайте словосочетания самостоятельно.
- Определите род прилагательных.
Дубовая роща, большая поляна, лесная тропинка.
- Употребите данные словосочетания в винительном падеже. Вспомните, на какой вопрос отвечают прилагательные единственного числа женского рода в винительном падеже? (какую?) Запишите их самостоятельно.
- А теперь задание по рядам.
1 ряд составит предложение, используя словосочетание дубовую рощу
2 ряд составит предложение, используя словосочетание большую поляну
3 ряд составит предложение, используя словосочетание лесную тропинку
( спрашиваю по одному человеку с каждого ряда)
- Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке.
(прикрепляется три снежинки на доску)
5. Физкультминутка для глаз. Слайд № 14
6.Самостоятельна работа. Слайд № 15
- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.
Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!
- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.
- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.
( Задание написано на снежинках)
Списать, дописывая окончания.
Определить падеж у имён прилагательных.
В син… луже, с зимн… рыбалки,
о русск… лесе, с дальн… севера.
в дальн… дорогу, на березов… ветке.
Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний
одно предложение, указать части речи.
( выборочно проверяю)
- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.
(прикрепляю снежинку на доску)
VII. Домашнее задание (разноуровневое).
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» - составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.
- Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.
Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой?
Имена прилагательные единственного числа женского рода с твёрдой основой как и имена прилагательные с мягкой основой, при сочетании с одушевлённым. и неодушевлёнными существительными склоняются…. одинаково
То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже.
- Давайте посчитаем все снежинки.
- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 16, № 17
- Продолжите: Слайд № 18
Сегодня на уроке я:
*повторил….. *было интересно… *было трудно ….
- Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.
- Наш урок окончен. Спасибо!
Список использованной литературы:
1.Л.М.Зеленина,Т.Е. Хохлова Учебник «Русский язык 4 класс» - Москва «Просвещение». 2005г.
2. Журнал «Начальная школа»( подборки за разные года)
3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» - Издательство «Вако», 2005г.