2 4 3 1 1 2 3 I. Чтение 3-й части. 1. Работа с текстом во время чтения. Читают дети, поскольку это несложная часть текста. Основной приём анализа – комментированное чтение, то есть учитель вставляет по ходу чтения необходимые комментарии. То был один из самых скверных моментов в его жизни. Бильбо довольно быстро решил, что до утра делать ничего не надо: бессмысленно блуждать во мраке по лесу и выбиваться из сил, не имея никакой надежды на завтрак, чтобы их восстановить. Бильбо сел, прислонился спиной к дереву и в который раз стал вспоминать свою далёкую норку, прекрасные кладовые. (Он очень голоден, поэтому и вспоминает кладовые, где хранились съестные припасы.) Он погрузился в мечты о беконе, яйцах и жареном хлебе, как вдруг почувствовал чьё-то прикосновение. К его руке прижалась какая-то крепкая липкая верёвка (Догадались, что это за липкая верёвка?), а когда он попытался встать, тут же упал, так как ноги его оказались спутаны той же гадостью. И вдруг из-за спины у него появился здоровенный паук. Он-то и начал обматывать Бильбо паутиной, пока тот дремал. Бильбо видел его глаза, чувствовал, как притрагиваются мохнатые лапы; паук трудился на совесть (Старался!), опутывая и опутывая Бильбо своими мерзкими нитями. Хорошо, что Бильбо вовремя очнулся, – ещё минута, и он бы уже не смог шевельнуться. И тогда паук впрыснул бы ему яд, как проделывают с мухами обыкновенные пауки. (Оказывается, паук принял Бильбо за обыкновенную муху.) Бильбо стал отчаянно отбиваться от гадкой твари кулаками и вдруг вспомнил про кинжал (длинный нож). Как только он выхватил его, паук отпрыгнул назад, а Бильбо тем временем перерубил нити, опутывавшие ноги. Теперь настал его черёд нападать, и он накинулся на паука. Если бы паук знал, что ему грозит, он бы пустился наутёк сразу, но он явно не привык к «добыче» с таким жалом (жало – это кинжал), и Бильбо успел нанести ему удар кинжалом в голову. Паук заскакал, заплясал, дико задёргал лапами, и тогда Бильбо уложил его вторым ударом. Но тут же упал сам и надолго потерял сознание. 2. Работа с текстом после чтения. Выявление первичного восприятия и беседа о прочитанном. – Какой момент заставил вас поволноваться? – Как вы думаете, паука можно назвать сказочным? Почему? (Он огромный, коварный. Здесь, как в сказках, это сила зла.) – А каким мы видим Бильбо? (Находчивый, смелый.) – А почему Бильбо сам потерял сознание? 3. Обобщение прочитанного. – Обратите внимание, как построена сказочная повесть: мы не знаем, что происходит. Автор постоянно подкидывает нам загадки, которые приходится разгадывать. Как вы думаете, что произойдёт дальше? – Давайте проверим ваши предположения. II. Чтение текста 4-й части. Читают ученики по абзацам. Вопросы после чтения 1-го абзаца. – Изменилось ли что-то в лесу после победы Бильбо над пауком? (Пока нет. Может быть, есть ещё какие-то силы зла?) – На что обратил внимание Бильбо, когда пришёл в себя? – Почему на кинжале были именно чёрные пятна? – Каким же почувствовал себя Бильбо? – Как он решил называть теперь свой кинжал? Вопросы после чтения 2-го абзаца. – Зачем Бильбо отправился в разведку? – Бильбо сокрушается, что не послушался советов Гэндальфа и Беорна. Хотите узнать, кто же они такие? (Гендальф – добрый волшебник, посланный заморскими богами, чтобы поддерживать в Средиземье покой и порядок. Беорн – это человек-медведь. Дело в том, что люди в Средиземье появились позже, чем эльфы и гномы. Люди были разные и жили племенами. Одно из племён отличалось тем, что его люди могли превращаться в медведей. К ним и принадлежал Беорн.) – Что чувствует хоббит в этот момент? (Одиночество.) А ведь только что он чувствовал себя смелым, мужественным. Исчезло ли это чувство? Вопросы после чтения 3-го абзаца. – Что значит: счастье сопутствовало ему с рождения? – Почему хоббиты как никто умеют бесшумно ступать по лесу? – Почему Бильбо не шёл, не шагал по лесу, а крался? Вопросы после чтения 4-го абзаца. – Как же назывался лес, через который шли гномы и хоббит? – Что это были за клубки черноты? – Что необычного заметил Бильбо в пауках? (Пауки говорили.) Чтение текста до конца. Вопросы: – Чей разговор услышал Бильбо? – Где же гномы? (Они висят вниз головами.) – Как вы думаете, почему Бильбо не вмешался в разговор пауков? – Что же ждёт гномов? – Почему гномы не сопротивлялись? – В каком настроении были пауки? III. Обобщающая беседа. – Что нового мы узнали о Бильбо? – Можно ли предположить, как поступит хоббит? Как события будут развиваться дальше? – Вернёмся ещё раз к названию главы. Можем ли мы теперь объяснить, почему глава называется «Пауки и мухи»? IV. Составление характеристики героя. Выполнение задания 3 на с. 15–16 в тетради (начало). – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |