Тема урока: Сказка «Журавль и цапля»
Цели и задачи урока:
1. Формирование плавного, осознанного, выразительного чтения; умения понимать,
раскрывать и формулировать тему и идею произведения, основную мысль.
2. Развивать речь учащихся, артистические способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор, умение работать с текстом.
3. Воспитывать культуру речи, общения и поведения, любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: иллюстрации к сказке, иллюстрации к притче, экран, проектор, компьютер, карточки с тестами, слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит настроение радости.
- Я рада видеть каждого из вас
И пусть мороз на окнах сказки пишет.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
II. Мотивация.
Притча.
- Отпустите на волю, свое воображение и послушайте.
На одном острове обитала необычная жительница- Дружба. Когда началось наводнение, она стала просить о помощи. Мимо проплывала величественная ладья с Роскошью.
- Роскошь, - обратилась к ней Дружба. – Возьми меня, пожалуйста, с собой.
- Нет, в моей ладье столько добра, тебе нет здесь места!
Тогда Дружба решила обратиться к Печали, которая проплывала недалеко от острова.
- Возьми меня в лодку, прошу тебя!
-Ах, мне нужно побыть одной, мне так грустно, - ответила печаль и уплыла.
Тогда Дружба стала умолять Счастье взять ее на борт корабля. Но счастье было так поглощено собою, что даже не заметило Дружбы.
Лишь один Старец взял Дружбу с собой. Когда они приплыли к берегу, Старец пошел своей дорогой. Осознавая ,насколько Дружба обязана ему, она крикнула:
-Скажи, кто ты?
И услышала ответ Мудреца:
- Это было Время.
- Время? Но зачем оно помогало мне?
- Потому что только Время может оценить, насколько крепка Дружба.
- Что можно сказать об услышанном? ( Вывод Мудреца правильный.)
- Кто отказался помочь Дружбе? ( Роскошь, печаль, Счастье.)
- А кто помог ей? ( Время.)
Вывод: Только Время может оценить, насколько крепка дружба.
III. Подготовка к восприятию текста.
-Как вы думаете , о чем мы будем сегодня читать и говорить? ( Об умении дружить мы и будем сегодня читать.)
-Как вы понимаете смысл этого слова?
-Что вы ждете от сегодняшнего урока?
Давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем? ( Слово в русской народной сказке.)
- С какими сказками мы уже познакомились? ( « Мужик и медведь», « Мороз, Солнце, и Ветер» ,» Кулик», « Несмеяна-Царевна.»
-А какие бывают сказки? ( Бытовые и волшебные)
-А какие еще бывают сказки? ( О животных)
-Давайте вспомним, какие сказки о животных вы знаете./ иллюстрация/
-Кто является их героями?
-Как вы думаете, какую сказку , про кого мы сегодня будем читать?
IV. Постановка учащимися целей и задач по сказке. Какую работу можно провести?
1. Знакомство с текстом.
2. Словарная работа.
3. Определить героев, дать им характеристику.
4. Выявить главную мысль, сделать выводы.
5. Узнать, чему она нас может научить.
6. Добиться выразительного чтения.
V. Прослушивание сказки в исполнении профессиональных артистов.
- Понравилась вам сказка?
VI. Работа с учебником.
-Вы видите, что тексты разные. Посмотрите, около названия стоит имя автора. ( Даль).
Эта сказка пересказанная Владимиром Далем. В другом учебнике сказка, пересказанная Афанасьевым.
1. Чтение сказки учащимися.
-Возьмите карандаши и при чтении подчеркните непонятные слова.
-Читайте внимательно, вдумчиво.
2. Словарная работа.
3. Анализ литературного произведения.
- Есть ли рассказчик в произведении? ( Да.) – Р.
- Кто является рассказчиком? (рассказчиком является автор) – А
- Докажите, что рассказ ведется от лица автора. (это видно по первым строкам: « Летела сова, веселая голова…»)
- Чьими глазами видится мир? ( Глазами автора.) ГЛАЗ.
- Каков жанр произведения? ( Это сказка)
- Докажите.( Герои живут в волшебном мире и есть зачин.) В сказке всегда есть вымысел.
- Из каких частей состоит сказка? ( Присказка, Зачин, ситуация, описанная в сказке, концовка.)
Сравните присказки. – Зачем придумана присказка? ( Чтобы заинтересовать читателя.)
Сравните зачин. - « Жили-были……» « Пришла зима по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать….»
- В какое время года происходит действие? ( В теплое.)
- Докажите словами текста («…месил болото»...)
- А еще почему вы так решили? ( Эти птицы на зиму улетают в теплые края.)
- Где происходит действие? ( На болоте.)
- Покажите словами текста. ( Жили-были на болоте….»)
- Как вы представляете себе болото?
- Что построили Журавль и Цапля? ( Избушки.)
- Давайте еще раз назовем героев произведения. ( Сова, Цапля и Журавль.)
-Какой вы представляете себе сову? ( Сова – непоседа, могла эту историю подглядеть, да и рассказать автору.)
- Какой вы представляете цаплю? ( Капризной, но стыдливой.)
- Докажите словами текста. ( « Цапля заплакала от стыда…»)
-Каким вы представляете Журавля? ( Рассудительным, гордым)
- Докажите. ( « Скучно стало жить одному, и задумал он жениться»)
- Опишите его. ( Ноги долги, платье коротко, худо летает.)
Физкультминутка.
Дети изображают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд- сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.
VII. Чтение по ролям. ( Если позволит время.)
- Давайте среди героев выберем главных.
- С чего начинается действие? ( Журавлю стало скучно.) – Ж.
- Проследим, как развивались события. ( « Дай пойду, посватаюсь к цапле») Ц.
- Как отреагировала Цапля? Зачитайте.
- Что произошло потом? Зачитайте.
- Сколько раз повторяется это действие? (4 стрелки.) - Зачем нужны эти повторы? ( Что бы указать на бесконечность действий героев). Это позволяет сделать вывод: Не могут принять решения! Не могут договориться по такому простому вопросу! Можно предположить, что в будущем все останется по-прежнему.
Вывод: Так построен сюжет сказки : Цапля и Журавль ходили друг к другу.
- Как настроены наши герои по отношению друг к другу?
- Где вы больше всего волновались? Зачитайте этот место.
« Вот так-то и ходят они по сию пору…»
- Это является ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ СКАЗКИ.- Он в том, что ни тот ни другой герой не могут вовремя, а главное, одновременно принять решение. Смысл сказки в том, что надо думать и правильно принимать решения, а иначе можно оказаться в такой смешной ситуации.
- Поэт В. Маяковский говорил: « Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод»
- Какой же мы сделаем вывод? Почему это случилось?
( Надо сразу принимать решение.)
- Давайте прочтем концовку. Какие слова вы считаете главными?
(Нейдет Федора за Егора , а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.)
( Гордыня замучила)
Вывод: такая история могла произойти на самом деле, т. е. и с людьми. Значит, сказка в данном случае, высмеивая качества Журавля и Цапли, дает жизненный урок человеку. Ведь и он поступает иногда так же.
-На что похожи сказки о животных? ( На басню). Но если в басне нравоучительный вывод (мораль) уже высказан чаще всего самим автором, то в сказке о животных поучительный вывод читатель имеет право додумать и сформулировать самостоятельно.
Особенность сказок о животных: в них показано то, что народ осуждал в себе, в своих врагах, в обществе. Высмеивались глупость, плутовство, жестокость, лицемерие, лесть, жадность, хвастовство. Сказки о животных содержат некоторое назидание: многие из них с помощью остроумной шутки , юмора, нелепой ситуации высмеивают пороки, недостатки человека ( как и басни).
-Можно ли продолжить эту сказку?
-Как бы вы поступили на месте Журавля? (Инсценировка.)
VIII. Тестирование.
-Возьмите карточку для тестирования. Выберите правильный ответ на вопрос:
- Почему не состоялась дружба и совместное проживание Цапли и Журавля?
А) Цапля была обидчива и некрасива.
Б) Герои испытывали друг к другу неприязнь, ненависть.
В) Герои были нерешительными, гордыми.
Г) Журавль был долговязым и плохо летал.
IX. Итоги.
-Какой жизненный урок вы получили от проведенного урока литературы?
-Вот мы и разгадали секреты русской народной сказки. Сказки отличаются своей мудростью и обязательно чему-нибудь учат.
-Наш урок мы начали со слова ДРУЖБА. На этом слове мне и хочется его закончить.
Мне хочется вам всем сказать:
Умейте искренне играть.
Умейте дружбой дорожить
И без предательства дружить.
Желаю вам не расставаться,
А только обретать друзей.
Желаю чаще улыбаться
И с радостью встречать гостей!
- Всем спасибо за урок.
Домашнее задание.
Чтение по ролям. Пересказ в виде сценки.
ТЕСТ.
Почему не состоялась дружба и совместное проживание Цапли и Журавля?
А) Цапля была обидчива и некрасива.
Б) Герои испытывали друг к другу неприязнь, ненависть.
В) Герои нерешительные и гордые.
Г) Журавль был долговязым и плохо летал.