kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка "Журавль и цапля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан к урокам литературного чтения. C целью развивать речь учащихся, артистические способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок»

Тема урока: Сказка «Журавль и цапля»


Цели и задачи урока:

1. Формирование плавного, осознанного, выразительного чтения; умения понимать,


раскрывать и формулировать тему и идею произведения, основную мысль.

2. Развивать речь учащихся, артистические способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор, умение работать с текстом.

3. Воспитывать культуру речи, общения и поведения, любовь к устному народному творчеству.


Оборудование: иллюстрации к сказке, иллюстрации к притче, экран, проектор, компьютер, карточки с тестами, слайды.



Ход урока.

I. Организационный момент.


- Сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит настроение радости.


- Я рада видеть каждого из вас

И пусть мороз на окнах сказки пишет.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!


II. Мотивация.

Притча.

- Отпустите на волю, свое воображение и послушайте.

На одном острове обитала необычная жительница- Дружба. Когда началось наводнение, она стала просить о помощи. Мимо проплывала величественная ладья с Роскошью.

- Роскошь, - обратилась к ней Дружба. – Возьми меня, пожалуйста, с собой.

- Нет, в моей ладье столько добра, тебе нет здесь места!

Тогда Дружба решила обратиться к Печали, которая проплывала недалеко от острова.

- Возьми меня в лодку, прошу тебя!

-Ах, мне нужно побыть одной, мне так грустно, - ответила печаль и уплыла.

Тогда Дружба стала умолять Счастье взять ее на борт корабля. Но счастье было так поглощено собою, что даже не заметило Дружбы.

Лишь один Старец взял Дружбу с собой. Когда они приплыли к берегу, Старец пошел своей дорогой. Осознавая ,насколько Дружба обязана ему, она крикнула:

-Скажи, кто ты?

И услышала ответ Мудреца:

- Это было Время.

- Время? Но зачем оно помогало мне?

- Потому что только Время может оценить, насколько крепка Дружба.



- Что можно сказать об услышанном? ( Вывод Мудреца правильный.)

- Кто отказался помочь Дружбе? ( Роскошь, печаль, Счастье.)

- А кто помог ей? ( Время.)


Вывод: Только Время может оценить, насколько крепка дружба.


III. Подготовка к восприятию текста.

-Как вы думаете , о чем мы будем сегодня читать и говорить? ( Об умении дружить мы и будем сегодня читать.)

-Как вы понимаете смысл этого слова?

-Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем? ( Слово в русской народной сказке.)

- С какими сказками мы уже познакомились? ( « Мужик и медведь», « Мороз, Солнце, и Ветер» ,» Кулик», « Несмеяна-Царевна.»

-А какие бывают сказки? ( Бытовые и волшебные)

-А какие еще бывают сказки? ( О животных)

-Давайте вспомним, какие сказки о животных вы знаете./ иллюстрация/

-Кто является их героями?

-Как вы думаете, какую сказку , про кого мы сегодня будем читать?



IV. Постановка учащимися целей и задач по сказке. Какую работу можно провести?

1. Знакомство с текстом.

2. Словарная работа.

3. Определить героев, дать им характеристику.

4. Выявить главную мысль, сделать выводы.

5. Узнать, чему она нас может научить.

6. Добиться выразительного чтения.



V. Прослушивание сказки в исполнении профессиональных артистов.


- Понравилась вам сказка?


VI. Работа с учебником.

-Вы видите, что тексты разные. Посмотрите, около названия стоит имя автора. ( Даль).

Эта сказка пересказанная Владимиром Далем. В другом учебнике сказка, пересказанная Афанасьевым.


1. Чтение сказки учащимися.

-Возьмите карандаши и при чтении подчеркните непонятные слова.

-Читайте внимательно, вдумчиво.

2. Словарная работа.

3. Анализ литературного произведения.

- Есть ли рассказчик в произведении? ( Да.) – Р.

- Кто является рассказчиком? (рассказчиком является автор) – А

- Докажите, что рассказ ведется от лица автора. (это видно по первым строкам: « Летела сова, веселая голова…»)

- Чьими глазами видится мир? ( Глазами автора.) ГЛАЗ.

- Каков жанр произведения? ( Это сказка)

- Докажите.( Герои живут в волшебном мире и есть зачин.) В сказке всегда есть вымысел.


- Из каких частей состоит сказка? ( Присказка, Зачин, ситуация, описанная в сказке, концовка.)

Сравните присказки. – Зачем придумана присказка? ( Чтобы заинтересовать читателя.)

Сравните зачин. - « Жили-были……» « Пришла зима по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать….»

- В какое время года происходит действие? ( В теплое.)

- Докажите словами текста («…месил болото»...)

- А еще почему вы так решили? ( Эти птицы на зиму улетают в теплые края.)

- Где происходит действие? ( На болоте.)

- Покажите словами текста. ( Жили-были на болоте….»)

- Как вы представляете себе болото?

- Что построили Журавль и Цапля? ( Избушки.)

- Давайте еще раз назовем героев произведения. ( Сова, Цапля и Журавль.)

-Какой вы представляете себе сову? ( Сова – непоседа, могла эту историю подглядеть, да и рассказать автору.)

- Какой вы представляете цаплю? ( Капризной, но стыдливой.)

- Докажите словами текста. ( « Цапля заплакала от стыда…»)

-Каким вы представляете Журавля? ( Рассудительным, гордым)

- Докажите. ( « Скучно стало жить одному, и задумал он жениться»)

- Опишите его. ( Ноги долги, платье коротко, худо летает.)



Физкультминутка.

Дети изображают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд- сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.


VII. Чтение по ролям. ( Если позволит время.)

- Давайте среди героев выберем главных.

- С чего начинается действие? ( Журавлю стало скучно.) – Ж.

- Проследим, как развивались события. ( « Дай пойду, посватаюсь к цапле») Ц.

- Как отреагировала Цапля? Зачитайте.

- Что произошло потом? Зачитайте.

- Сколько раз повторяется это действие? (4 стрелки.) - Зачем нужны эти повторы? ( Что бы указать на бесконечность действий героев). Это позволяет сделать вывод: Не могут принять решения! Не могут договориться по такому простому вопросу! Можно предположить, что в будущем все останется по-прежнему.

Вывод: Так построен сюжет сказки : Цапля и Журавль ходили друг к другу.

- Как настроены наши герои по отношению друг к другу?

- Где вы больше всего волновались? Зачитайте этот место.

« Вот так-то и ходят они по сию пору…»

- Это является ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ СКАЗКИ.- Он в том, что ни тот ни другой герой не могут вовремя, а главное, одновременно принять решение. Смысл сказки в том, что надо думать и правильно принимать решения, а иначе можно оказаться в такой смешной ситуации.




- Поэт В. Маяковский говорил: « Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод»

- Какой же мы сделаем вывод? Почему это случилось?

( Надо сразу принимать решение.)

- Давайте прочтем концовку. Какие слова вы считаете главными?

(Нейдет Федора за Егора , а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.)

( Гордыня замучила)


Вывод: такая история могла произойти на самом деле, т. е. и с людьми. Значит, сказка в данном случае, высмеивая качества Журавля и Цапли, дает жизненный урок человеку. Ведь и он поступает иногда так же.


-На что похожи сказки о животных? ( На басню). Но если в басне нравоучительный вывод (мораль) уже высказан чаще всего самим автором, то в сказке о животных поучительный вывод читатель имеет право додумать и сформулировать самостоятельно.

Особенность сказок о животных: в них показано то, что народ осуждал в себе, в своих врагах, в обществе. Высмеивались глупость, плутовство, жестокость, лицемерие, лесть, жадность, хвастовство. Сказки о животных содержат некоторое назидание: многие из них с помощью остроумной шутки , юмора, нелепой ситуации высмеивают пороки, недостатки человека ( как и басни).

-Можно ли продолжить эту сказку?

-Как бы вы поступили на месте Журавля? (Инсценировка.)


VIII. Тестирование.

-Возьмите карточку для тестирования. Выберите правильный ответ на вопрос:

- Почему не состоялась дружба и совместное проживание Цапли и Журавля?


А) Цапля была обидчива и некрасива.

Б) Герои испытывали друг к другу неприязнь, ненависть.

В) Герои были нерешительными, гордыми.

Г) Журавль был долговязым и плохо летал.


IX. Итоги.

-Какой жизненный урок вы получили от проведенного урока литературы?


-Вот мы и разгадали секреты русской народной сказки. Сказки отличаются своей мудростью и обязательно чему-нибудь учат.


-Наш урок мы начали со слова ДРУЖБА. На этом слове мне и хочется его закончить.


Мне хочется вам всем сказать:

Умейте искренне играть.

Умейте дружбой дорожить

И без предательства дружить.

Желаю вам не расставаться,

А только обретать друзей.

Желаю чаще улыбаться

И с радостью встречать гостей!



- Всем спасибо за урок.


Домашнее задание.

Чтение по ролям. Пересказ в виде сценки.



ТЕСТ.


Почему не состоялась дружба и совместное проживание Цапли и Журавля?


А) Цапля была обидчива и некрасива.

Б) Герои испытывали друг к другу неприязнь, ненависть.

В) Герои нерешительные и гордые.

Г) Журавль был долговязым и плохо летал.

Просмотр содержимого презентации
«23»

Сказка – урок жизни!

Сказка – урок жизни!

ДРУЖБА

ДРУЖБА

Роскошь Дружба

Роскошь

Дружба

Печаль Дружба

Печаль

Дружба

Счастье Дружба

Счастье

Дружба

Время ДРУЖБА

Время

ДРУЖБА

ВРЕМЯ

ВРЕМЯ

ДРУЖБА

ДРУЖБА

Только время может оценить на сколько крепка дружба

Только время может оценить на сколько крепка дружба

Дружба- это одна душа, живущая в двух телах

Дружба- это одна душа, живущая в двух телах

Сказки литературные народные волшебные бытовые волшебные бытовые О О животных животных

Сказки

литературные

народные

волшебные

бытовые

волшебные

бытовые

О

О

животных

животных

Владимир иванович даль Александр Николаевич Афанасьев

Владимир иванович даль

Александр Николаевич

Афанасьев

семь верст -- худо летаешь -- ноги долги -- Долговязый -- несолоно хлебавши --
  • семь верст --
  • худо летаешь --
  • ноги долги --
  • Долговязый --
  • несолоно хлебавши --

старинная русская мера длины, равная 1, 06 километра

плохо

длинные

высокий, неуклюжий, худой

Обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого

СКАЗКА Присказка Концовка Зачин

СКАЗКА

Присказка

Концовка

Зачин

Ж Ц Ж Ц Ж

Ж

Ц

Ж

Ц

Ж

Гордыня  замучила Дорожки проторили, а пива  не сварили

Гордыня замучила

Дорожки проторили, а пива

не сварили

Дружба МОЛОДЦЫ !!! МОЛОДЦЫ !!!

Дружба

МОЛОДЦЫ !!!

МОЛОДЦЫ !!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Сказка "Журавль и цапля"

Автор: Чурсина Ирина Владимировна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока чтения в 7 классе СКШ VIII вида Русская народная сказка "Журавль и цапля""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokachtieniiav7klassieskshviiividarusskaianarodnaiaskazkazhuravlitsaplia"
    ["file_id"] => string(6) "262178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449276716"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Журавль и цапля"
    ["seo_title"] => string(17) "zhuravl-i-tsaplia"
    ["file_id"] => string(6) "321461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461301101"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Русские народные сказки"
    ["seo_title"] => string(23) "russkiienarodnyieskazki"
    ["file_id"] => string(6) "293760"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455543387"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока литературного чтения "Знакомство с русской народной сказкой "Журавль и Цапля"""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiaznakomstvosrusskoinarodnoiskazkoizhuravlitsaplia"
    ["file_id"] => string(6) "340416"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471945787"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  литературного чтения во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiavo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "297374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456168623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства