2.Проверка домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях. | - Какое произведение мы с вами прочитали на прошлом уроке? - Что можете о ней рассказать? - Почему К. Ушинский именно так озаглавил сказку? Как вы поняли? - А кому из вас понравилась первая иллюстрация на стр.19? Поднимите руку. - А теперь поднимите руку те, кому понравилась иллюстрация на стр.21. - А кому понравилась последняя иллюстрация? - Сказка народная или авторская? - А кто является автором народных сказок? -Знаете ли вы народные сказки о животных? Какие? СЛАЙД 1 Хотите познакомиться ещё с одной? | - Сказку Константина Ушинского «Плутишка кот». - Авторская, о животных, о том, как кот… (Ответы детей) - Авторская, написал автор К. Ушинский. - Народ Волк и семеро козлят Зайкина избушка Колобок Лиса и журавль Лисичка-сестричка и волк Мужик и медведь (Вершки и корешки) Петушок — Золотой гребешок Репка Теремок |
3.Сообщение темы и целей урока, работа с текстом до чтения: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта. | - Ребята, откройте рабочие тетради на стр.18 и найдите задание 3. Прочитайте про себя вторую загадку. Кто это? - Запишите рядом отгадку. - А теперь прочитаем 1-ю загадку. - Кто это? - Запишите отгадку. (Учитель помещает на доску карточки с иллюстрациями и словами цапля и журавль) СЛАЙД 2 - Какие слова помогли вам отгадать загадку? Прочитайте. - Что вы знаете об этих животных? - Как вы думаете, о ком будет произведение? - Какую цель и задачи на уроке себе поставите? Задачи: (Учитель фиксирует на доске цель и задачи урока) СЛАЙД 3 - Итак, сегодня на уроке вы становитесь исследователями русской народной сказкой «Журавль и цапля». ( Иллюстрации к сказке на доске). СЛАЙД 4 | - Цапля. (Учащийся читает вслух) - Журавль. (Ответы детей) - Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв. - О журавле и цапле. - Познакомиться со сказкой. - найти в ней мудрые мысли, -познакомиться с устаревшими словами. |
5. Беседа после чтения. Анализ сказки. Выборочное чтение: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Работа в парах Работа по учебнику Выполнение учащимися модели обложки. | - -Давайте побеседуем по содержанию сказки. - Почему журавль решил жениться? Прочитайте. - Сколько раз журавль сватался к цапле? - Исполнилось ли желание журавля? - Как вы думаете, почему? - Какой фрагмент проиллюстрировал художник на стр.24? - У каждой пары на столе есть конверт со словами-признаками, откройте их и распределите слова, те слова, которые по вашему мнению относятся к цапле – расположите под картинкой цапли, те слова, которые более подходят к характеристике журавля расположите под картинкой журавля.(Слова в конверте: упрямый(ая) смешной(ая) капризный (ая) нерешительный (ая) добрый (ая) умный (ая) несговорчивый (ая) придирчивый (ая) хвастливый (ая) честный (ая), а также иллюстрации цапли и журавля) - Прочитайте выбранные слова. - У каких пар такой же ответ? - У всех ли получилось договориться друг с другом? - Зачем нужно это умение? - Какие слова объединяют цаплю и журавля? - Ребята, послушайте, я прочитаю вам пословицу: «Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга» - Как вы ёё понимаете? - Как вы думаете подходит ли она к сказке «Журавль и цапля»? Физминутка - Давайте вспомним, как начиналась эта история? Что вы можете сказать о начале сказки? - Что такое присказка? Найдите ответ в учебнике на стр.18. - Зачем нужна присказка? - Давайте ещё раз прочитаем присказку. Помните присказка читается по-особому – скороговоркой. А как это? - Какие слова повторяются в присказке? -Зачем нужны повторы? - А как называется разговор двух героев? - Ребята, найдите и прочитайте вместе со своим соседом по парте первый диалог журавля и цапли - Второй диалог. - Третий диалог. - Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке? - Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятными для них или нет? - Давайте, попробуем составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и научим журавля и цаплю договариваться друг с другом. На доске для вас есть небольшие подсказки, которыми вы может воспользоваться, но можно также применить и свои высказывания. Вы можете поблагодарить, за предложение, отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду. (На доске открываются слова: СЛАЙД 6 -Спасибо за предложение. Я очень рада, что ты выбрал меня. - Дай мне время подумать. Можно мне подумать? - У тебя такие замечательные перья. - У тебя красивый клюв. - У вас на партах есть листочки, выполните на них модель обложки к этому произведению. - Покажите свои модели. - Сравните свою модель с модель на доске (На доске увеличенная модель обложки). - Поднимите руки, у кого такая же модель обложки. - Почему так нарисовали? - Какие советы, пожелания вы высказали бы героям данного произведения? | - журавль пошел к цапле - «Стало скучно жить одному». - Два раза. - Нет. - Не могут договориться, отказывают друг другу. - Разговор героев сказки. (Ответы детей) - Упрямые, капризные, нерешительные, несговорчивые, придирчивые. (Ответы детей) - Начинается с присказки. (Ответы детей) - Привлекает наше внимание. - Быстро, чётко, правильно.(Чтение присказки) - «Летела, хвостиком повертела» - Готовят нас к повторам в сказке. - Диалог. (Ответы детей) - Нет. (Ответы детей) Инсценировка. (Ответы детей) - Это сказка о животных. (Ответы детей) |
7. Итог урока: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. | - Могла ли эта история приключиться с людьми? - Какое правило из этой сказки нам надо взять? - Так достигли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны цели урока) Оценки за урок. | - Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу. - Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться. (Ответы детей) |