1.Организационный момент. Цель: проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу. | Приветствие учащихся, проверка готовности обучающихся к уроку. Если хочешь много знать Должен книгу ты читать Ты беседуй чаще с ней – Будешь вчетверо умней. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Положительное отношение к учебно-познавательной деятельности (Л). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Проверка домашнего задания Цель: | Проверяют наличие и готовность домашнего задания. - С каким произведением познакомились? - Представьте обложку к этому произведению. -Какое еще задание нужно было выполнить? Прослушивает чтение детей, выставляет отметки. | Представляют свои обложки. Выразительно читают текст. - «Плутишка кот» - Подготовить выразительное чтение | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л) Выразительно читать и пересказывать текст. (К) |
3. Первичный синтез. Цель: восприятие, чтение сказки «Журавль и цапля» | Сообщает тему урока. Нацеливает детей на работу. Подготовка учащихся к первичному восприятию текста. - В сказке «Плутишка кот» козел, баран и кот жили дружно, все делили поровну, друг друга в беде не бросали. -Сегодня на уроке мы тоже будем читать об умении дружить в произведении, которое называет «Журавль и цапля». Читает сведения из энциклопедии о журавле и цапле. - Сегодня мне помогли при подготовке к уроку 2 книги. - Отгадайте , где происходит действие? Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто Здесь осока, кочки, мхи … Нет опоры для ноги. Нацеливает детей на восприятия текста. -Сейчас вы послушаете произведение, вам необходимо определить жанр. Пересказывает произведение. (На доске нарисовано болото, «птицы ходят» во время пересказа).Задает вопросы. - Смогли ли вы определить жанр? -Подойдет ли обложка к этому произведению? Проводит словарную работу. -Во время чтения вам встретятся слова и словосочетания, значение которых нужно выяснить. Мне помог в этом толковый словарь. На доске: Свататься – звать в жены, предлагать замужество Болото месил – шагал по вязкой, полужидкой массе Худо- плохо, нехорошо -Несолоно хлебавши – не добиться своего, остаться ни с чем Долговязый – худой, высокий По сию пору – сейчас, в настоящее время | Нацеливаются на работу. Слушают сведения о журавле и цапли. Участвуют в беседе. Проводят словарную работу. - Болото -Это сказка, так как есть зачин, волшебный мир -Нет, так как это сказка народная | Оформлять свои мысли в устной форме.(К) Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (Р) |
4.Анализ произведения Цель: раскрытие конкретного содержания. | Организует чтение сказки цепочкой. Задает вопросы. - Какое настроение вызывает сказка? Почему? - Зачем нужна присказка? Организует выборочное чтение. Составляют характеристику птиц. (на доске) - Уже из первых предложений можно узнать какими были птицы? - «выстроили избушка» - трудолюбивые, хозяйственные - «задумал жениться» - рассудительный, благоразумный - «ступай прочь, долговязый» - капризная, упрямая, своенравная - «семь вёрст болото месил» - терпеливые - «заплакал от стыда» - стыдливая - Если посмотрим на характеристики птиц, то заметим, что у них много общего: живут в одном месте, улетают на зиму в теплые края, даже внешне похожи, почему же они тогда живут в одиночестве? -Важно не только умение слушать друг друга, но и обдумывать свои слова. Иной раз скажешь какие-нибудь слова, а потом жалеешь об этом. Найдите в тексте слова подтверждающие эту мысль. -И журавль и цапля после своих слов задумываются и жалеют о сказанном. | Читают сказку. Характеризуют птиц. Отвечают на вопросы. - Грустное, так как птицы живут в одиночестве. - Заинтересовать читателя, слушателя - Не умеют договариваться, слушать друг друга - Напрасно не взял за себя цаплю….; Зачем отказала? | Находить ответы на вопросы в тексте. (П) Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.(Л) Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (Р) Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.(Л) Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов(П) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы (П) |
5. Вторичный синтез Цель: переосмысление прочитанного рассказа. | Организует выразительное чтение учащихся. - В разговоре при встрече друг с другом журавль и цапля обращаются с разной интонацией, почему? -Прочитайте все диалоги выразительно. | Выразительно читают. - Сначала они отказывают друг другу, говорят капризно, горделиво, а потом начинают уговаривать, просить. | Выразительно читать текст. (К) Развиваем умение слушать и понимать речь других.(К) |
6. Заключение Цель: соотнести поставленную цель и результат работы на уроке. | Проводит беседу. -С каким произведением познакомились? - Зачем написана эта сказка? -Чему она учит? Вывод: Сказки отличаются мудростью и всегда чему- то учат. Эта сказка учит обдумывать слова, т.к. слово может «убить», «спасти»; учит внимательно относиться к окружающим, уметь находить не только отрицательные, но и положительные качества в каждом из нас; учит не бросаться своими словами; уметь дорожить тем, что имеем. Д\З Рассказать сказку от лица одного героя. | Отвечают на вопросы учителя. | Объективная оценка- осознание уровня и качества усвоения (Р) Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Л) |