kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система изучения имени существительного в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы над темой "Имя существительное" представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную  взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система изучения имени существительного в начальных классах.»

Система изучения имени существительного

в начальных классах.


Система работы над темой «Имя существительное» представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.


Задачи изучения имен существительных:

  1. Формирование грамматического понятия «Имя существительное».

  2. Овладение умения различать по вопросам одушевленные и неодушевленные имена существительные.

  3. Формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия.

  4. Ознакомление с родом имен существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце.

  5. Развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число.

  6. Выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных.

  7. Обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи.

  8. Овладение операциями анализа, сравнение слов и обобщения.

Имя существительное как часть речи характеризуется определенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразны. Они могут обозначать конкретные предметы (книга, стол), живые существа (брат, жук), явления природы (снег, дождь), события (война, революция), качества (доброта, смелость), действия (бег, ходьба), состояния (сон, радость).


Грамматические признаки имен существительных.

Существительные бывают мужского, женского, среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными и неодушевленными, в предложении чаще всего употребляется в роли подлежащего или дополнения.

Смысловые и грамматические признаки имен существительных довольно сложны, поэтому постепенно в процессе выполнения практических заданий у учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительных как части речи.

В 1 классе подготовительный этап. Последовательность работы совпадает с периодом обучения грамоте. Подготовка учащихся к осознанию понятия «имя существительное» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слова как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умения классифицировать слова на группы с учетом их смысла (птиц, овощи, одежда).

Следующий этап характеризуется специальной работой над лексическим значением имен существительных и их грамматическим признаком (отвечает на вопрос кто? или что?, обозначают предметы). Учащиеся учатся отличать слова, отвечающие на вопросы кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?

В 1 классе у детей начинает формироваться умение писать с большой буквы собственные имена существительные.

Во 2 классе углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имен существительных, о собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленных существительных (без термина).

Для формирования понятия «имя существительное» важно выделять основные лексические группы слов, которые объединяются в данную часть речи, указать признаки, характерные для всех существительных, раскрыть их роль в нашей речи. С этой целью проводится систематизация слов, обозначающих предметы, выделяют группы слов, обозначающих людей, растения, животных, вещи и т. д. Устанавливаются общие для всех этих слов признаки: отвечают на вопрос кто? что?, обозначают предметы. Здесь у детей вызывают трудности существительные обозначающие действия и признаки. Они схожи с прилагательными и глаголами.

В 3 классе дети знакомятся с правилом имя существительное, числом, родом.

Как отмечается в лингвистической литературе, у большинства имен существительных род определяется по окончанию. Но младшим школьникам так род определить трудно, поэтому учим распознавать род путем подставки притяжательных местоимений мой, мая, мое, или путем замены существительных личными местоимениями он, она, оно. Чтобы определить род с помощью местоимений, учащиеся должны в своей речи правильно употреблять местоимения. Используем устные упражнения на замену существительных местоимениями (портфель- он, тетрадь- она) уже в период обучения грамоте. Специальные уроки отводятся для наблюдений над родовыми окончаниями. Обращаем внимание на согласование существительных и прилагательных.

Ознакомление с числом. Уже во 2 классе у учащихся формируется умение различать слова в единственном и множественном числе по смыслу. В 3 классе они учатся образовывать от формы единственного числа форму множественного числа. Сущность категории числа дети усваивают на основе сравнения слов, обозначающих один и несколько однородных предметов. В процессе работы над формой числа имен существительных необходимо систематически практиковать учащихся в распознании рода. Происходит как бы взаимодействие этих двух операций: для того чтобы определить род, надо существительное поставить в единственное число. Овладение такими взаимодействиями составляет основу для формирования у учащихся в дальнейшем умения распознавать тип склонения имен существительных. Наблюдение над изменением имен существительных по числам фактически представляют собой начальный этап над формой слова (форма ед. ч. и форма мн. ч.). Изменяя существительные по числам, т.е. изменяя окончания, учащиеся наглядно убеждаются в том, что лексическое значение слова остается прежним.

В 4 классе система работы над именем существительным условно делятся на 4 ступени.

На первом этапе школьники изучают падежи. Учащиеся знакомятся с названием падежей, вопросами и предлогами каждого из падежей, учатся склонять имена существительные с ударными окончаниями, овладевают последовательностью действий, которые необходимо выполнять для того, чтобы распознать падеж имени существительного по совокупности его основных признаков. Исходя из сущности падежа, ознакомление со склонением проводится в процессе анализа предложений, выделяется основа предложения (подл. и сказ.) и словосочетания. Наблюдая над изменением окончаний одного и того же существительного с разными словами, учащиеся подводятся к выводу о том, что изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. На падежную форму слова влияет в предложении предлог. Необходима специальная работа над предлогами в процессе изучения падежей. Целесообразно установить вместе с учащимися последовательность действий при распознавании падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное, затем по вопросу и предлогу задать вопрос.

Вторая ступень 1, 2, 3-е склонение имен существительных. На данном этапе у учащихся формируется умение распознавать склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме. Для более прочного усвоения материала учащимися, надо организовать ознакомление с тремя типами склонения, чтобы они самостоятельно установили признаки существительных по которым они делятся на склонения: род и окончание в именительном падеже. С этой целью материал упражнений на первых парах акцентирует внимание детей на каждом из признаков. Например: определить склонение существительных у слов осина, осень , зима. Выявляется чем сходны имена существительные и как определить их склонение. Аналогичная работа проводится и с существительными мужского рода. Далее упражнения усложняются за счет того, что окончания сходны, а род нет (рысь, мышь, конь). Далее дети сами подбирают существительные одного и того же рода, но разных склонений и наоборот. Труднее всего определить склонение в косвенных падежах, поэтому, как учащиеся научились определять склонения у существительных в именительном падеже, широко используются тексты. Дети находят имена существительные, ставят слово в именительный падеж и находят склонения.

Третья ступень. Правописание падежных окончаний в единственном числе. Основная задача данного этапа- формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развития осознанного употребление имен существительных в разных падежах. На предыдущих ступенях у учащихся формировались умение распознавать падежи и тип склонения имен существительных. На этой ступени указанные умения выступают во взаимодействии между собой и на этой основе формируется навык правописаний окончаний. Для того, чтобы усвоенные грамматические знания учащиеся могли использовать для решения орфографических задач, большое внимание уделяется последовательности действий, которые необходимо выполнять для правильного написания безударных окончаний.

  1. Ученик ставит вопрос к существительному от слова, с которым связано существительное в предложении.

  2. По вопросу и предлогу узнают падеж.

  3. Узнают склонение.

Например: живет (где? в чем? П.п., 1-е скл., окончание е) в деревне. Позднее работа протекает быстрее в умственном плане и подобные записи не нужны.

Четвертая ступень. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе. Здесь школьники подводятся к выводу, что во множественном числе существительные не делятся на три склонения. Работа на уроках носит практический характер и включает лишь элементарные обобщения.

Итак, изучение имен существительных в начальных классах носит комплексный характер и направлено на усвоение школьниками функции данной части, ее признаков, а также на формирование правописание родовых и падежных окончаний.




Приложение

Наглядный материал

Дидактический материал

I Ознакомление с теоретическим материалом

Прочитай текст.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:

  1. Конкретные предметы: стол, книга, ручка, пенал, карандаш.

  2. Живые существа: собака, крокодил, муравей, слон.

  3. Явления природы: дождь, иней, молния.

  4. События: война, революция, праздник, митинг, парад.

  5. Процесс, действия: рост, развитие, бег, стрельба, ходьба.

  6. Абстрактные понятия: храбрость, смелость, дружба, ловкость.

Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные (девочка, река, город). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными (мама, дедушка, медведь, гусеница, голубь, карась). Остальные имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные (телефон, ваза, тетрадь). Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными (радость, гнев, смелость).

И мена существительные бывают трёх родов:



мужской род женский род средний род

(он, мой) (она, моя) (она, моя)

врач кошка окно

стул рука небо

ливень стена золото


Имена существительные изменяются по числам: единственное число (голова, коза, мышка), множественное число (головы, козы, мышки).

Есть имена существительные, которые имеют только множественное число (ножницы, брюки, сани) или единственное число (молоко, кофе, серебро).

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму (задать вопрос кто? или что?).


Проверь себя, самостоятельно вписывай ответы:


  1. Имя существительное – это _________ речи, которая отвечает на вопросы _________? и _________?

  2. Приведи примеры имен существительных:_____________________________________________________________________________________________________________________________.

  3. Имена существительные бывают собственные и ___________________

  4. Имена существительные бывают ________________и неодушевлённые.

  5. Имена существительные бывают ________ родов: __________________ род, __________________ род, _________________ род.

  6. Имена существительные изменяются по _______________________________.




II Задания для самостоятельной работы


Прочитай задание и выполни самостоятельно:


  1. Посмотри вокруг себя. Напиши имена существительные.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Из предложенных слов выпиши имена существительные: жаркий, далеко, море, страна, идти, по, мама, низкий, бежать, работа, красивый, мир, город, летит, автобус, учитель, любимая.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные одной чертой.

Наш класс светлый и чистый. Сегодня мы д.журные. Лена и Коля вытирали пыль. Таня и Света мыли пол. Люда поливала цв.ты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Отгадай загадки, напиши отгадки, разделив ответы на группы.

а) В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает.

Клонится к земле лоза.

Начинается ….

б) Над цветком цветок тот пляшет,

Веерками крыльев машет.

Так прекрасен он, хорош,

Но на клумбе не найдешь.


в) Дремлют на подушке

Маленькие ушки,

Мягонькие лапки,

Коготки-царапки.

г) Над цветами кто летает,

Сок цветочный собирает,

В домик свой его несет,

Из него готовит мед?

д) Бьется, скачет,

Но не плачет.

Приглашает детвору

На веселую игру.


е) Твоему мячу подобен,

Только вкусен и съедобен.

Хоть зеленые бока,

Мякоть красная сладка.


кто? что?

_________________ __________________

_________________ __________________

_________________ __________________


  1. Запомни изображённые предметы. Напиши их названия по памяти, закрыв картинки листком бумаги. Распредели слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, в два столбика.





кто? что?

_________________ __________________

_________________ __________________

_________________ __________________

_________________ __________________

_________________ __________________


  1. а). Из слов каждой строчки составь предложения и запиши их.

На, нежные, развернулись, берёзах, листочки.

Золотые, в, распустились, траве, цветы, зелёной, одуванчика.

Выползают, майские, из-под, жуки, земли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б). В каждом предложении подчеркни имена существительные.



  1. Подбери проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными.

Закр.чал - ___________, пом.рились - _________, п.левой - ____________, пл.сал - ______________, сп.ртивный - ____________, ст.пной - ___________.


  1. Выпиши имена собственные: река Днепр, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Кеша, корова Ночка, собака Тузик, бабушка Валя.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Запиши слова в два столбика: Лена, Урал, камень, гора, ваза, кувшин, корова, Зорька, Пётр, Иван, Кавказ, берёза, Михайлов.

Имена собственные Имена нарицательные

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________



  1. Составь предложения из слов и запиши:

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.

_________________________________________________________________

Кошки, были, Мурки, котята, у, Пушок, и, Рыжик.

__________________________________________________________________

Бурана, пруду, к, ведёт, коня, Саша.

__________________________________________________________________

Подчеркни в каждом предложении одной чертой имена собственные, двумя чертами – нарицательные.

  1. Образуй и запиши однокоренные одушевлённые имена существительные:

Пожар - _________________, мясо - _______________, лыжи - ____________,

бой - _____________, коровник - ______________, футбол - _______________,

грибы - ________________, баян - ________________, скрипка - ___________.


  1. Прочитай вопрос и ответь на него полным предложением. Запиши ответ.

Кто ловит рыбу__________________________________________________

Кто ухаживает за лесом?__________________________________________

_________________________________________________________________

Кто летает на самолёте?__________________________________________

_________________________________________________________________

Кто смотрит за садом?____________________________________________

__________________________________________________________________

Одной чертой подчеркни одушевлённые существительные, а двумя – неодушевлённые.

  1. Продолжи запись названий насекомых, рыб, птиц, цветов, овощей, деревьев.

Насекомые: шмель, оса, ___________________________________________.

Рыбы: лещ, щука, _________________________________________________.

Птицы: ласточка, кукушка, _________________________________________.

Цветы: мак, роза, __________________________________________________.

Овощи: огурец, перец, _______________________________________________ .

Деревья: осина, тополь, ______________________________________________.

Подумай, это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?


  1. Прочитай. Распредели слова на две группы, задав к ним вопрос что? или кто?

Запиши слова, подчеркни орфограммы.

(А, а)ндрей, (Ж, ж)учка, (Я, я)блоко, (К, к)апуста, (И, и)рина, (П, п)омидор, (А, а)пельсин, (К, к)иви, (Ш, ш)арик, (Т, т)ыква, (В, в)ладимир, (Г, г)недой.

Кто?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Что?_______________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Правильно закончи начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задай вопрос кто? или что? Запиши полученные предложения.

Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).

_____________________________________________________________________

В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

_____________________________________________________________________

Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).

_____________________________________________________________________

  1. Допиши слова.

Один Много

лужа ___________________

ландыш ___________________

ёрш ___________________

____________ ежи

____________ рощи

мышь ___________________

пень ___________________



  1. Выполни тестовые задания.


Тест 1.

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какое? какая?

б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имена собственные пишутся с большой буквы.

б) Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные изменяются по числам.

б) Имена существительные не изменяются по числам.

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные изменяются по родам.

б) Имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода.

5. Выбери из слов имя существительное женского рода.

а) тёмный;

б) темнеть;

в) темнота;

г) шкаф


Тест 2.


  1. Выбери верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

б) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

в) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

  1. Выбери верное утверждение.

а) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевленные – на вопрос кто?

б) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос что?

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имя существительное – это член предложения.

б) Имя существительное – это часть слова.

  1. Выбери верное утверждение.

а) Имена существительные изменяются по родам.

б) Имена существительные по родам не изменяются.

5. Найди существительное мужского рода:

а) тетрадь;

б) ручьи;

в) чувство



Индивидуальная карточка ученика

Имя _______________________Дата_______________

  1. Поставьте вопросы, определите падеж и склонение

имён существительных, выделите окончания у сущ. (В трудных случаях вспомни о ЛИСЕ)

Упал (с чего?) с крыши (1скл.,Р.п.).

Красил(……..?)крыш…(…скл,…п.).

Подошёл (………?)к насып… (…скл.,…п.).

Рад (………?)встреч… (…скл.,…п.).

Жили (………?) в деревн… (…скл.,…п.).

Вела (………?) от рощ… (…скл.,…п.).

Корм (………?) для лошад… (…скл.,…п.).

Писал (………?) ручк… (…скл,….п.).


  1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

П…беда, п…м…дор, п…суда, п…н…дельник,завтр…к,

п……ажир, х…зяйство, р…стение, в…зде, г…р…зонт.



СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Имя ____________________________


  1. В скобках поставьте вопросы и укажите падеж им. Сущ.

Скоро наступит (что?) зима (Им.п.).

    1. (…….?) Лето (….) кончилось.

    2. Дует холодный (……?)ветер (….).

    3. Листья у (…….?) берёзы (….) пожелтели.

    4. Дети вышли из (……?) комнаты (….).

    5. Миша послал (…….?) письмо (….) (……?)брату (….).

    6. Валя была рада (……?) книжке (….).

    7. Буря сломала (……?) дуб (….).

    8. Над (……?) избой (….) вьётся дымок.

    9. Поле засеяли (……?) пшеницей (….).

    10. Дети читали стихи (…….?) о России (….).

2)Вставь буквы в словарные слова:

…б…рона д…рога …гонь с…м…лёт

…г…род р…йон …гурец т…пл…воз

гор…д ур…жай п…года хл…б…роб

в…р…бей …бед …днажды дев…чка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система изучения имени существительного в начальных классах.

Автор: Аплоченко Елена Михайловна

Дата: 18.05.2023

Номер свидетельства: 631820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Система изучения имени существительного в начальных классах."
    ["seo_title"] => string(65) "sistema_izucheniia_imeni_sushchestvitelnogo_v_nachalnykh_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "568722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1609093673"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Развитие творческих способностей в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(58) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433850373"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Словарно-орфографическая работа  на уроках русского языка в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(88) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "170549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423569582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства