Система изучения имени существительного в начальных классах.
Система изучения имени существительного в начальных классах.
Система работы над темой "Имя существительное" представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система изучения имени существительного в начальных классах.»
Система изучения имени существительного
в начальных классах.
Система работы над темой «Имя существительное» представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.
Задачи изучения имен существительных:
Формирование грамматического понятия «Имя существительное».
Овладение умения различать по вопросам одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия.
Ознакомление с родом имен существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце.
Развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число.
Обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи.
Овладение операциями анализа, сравнение слов и обобщения.
Имя существительное как часть речи характеризуется определенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразны. Они могут обозначать конкретные предметы (книга, стол), живые существа (брат, жук), явления природы (снег, дождь), события (война, революция), качества (доброта, смелость), действия (бег, ходьба), состояния (сон, радость).
Грамматические признаки имен существительных.
Существительные бывают мужского, женского, среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными и неодушевленными, в предложении чаще всего употребляется в роли подлежащего или дополнения.
Смысловые и грамматические признаки имен существительных довольно сложны, поэтому постепенно в процессе выполнения практических заданий у учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительных как части речи.
В 1 классе подготовительный этап. Последовательность работы совпадает с периодом обучения грамоте. Подготовка учащихся к осознанию понятия «имя существительное» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слова как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умения классифицировать слова на группы с учетом их смысла (птиц, овощи, одежда).
Следующий этап характеризуется специальной работой над лексическим значением имен существительных и их грамматическим признаком (отвечает на вопрос кто? или что?, обозначают предметы). Учащиеся учатся отличать слова, отвечающие на вопросы кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?
В 1 классе у детей начинает формироваться умение писать с большой буквы собственные имена существительные.
Во 2 классе углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имен существительных, о собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленных существительных (без термина).
Для формирования понятия «имя существительное» важно выделять основные лексические группы слов, которые объединяются в данную часть речи, указать признаки, характерные для всех существительных, раскрыть их роль в нашей речи. С этой целью проводится систематизация слов, обозначающих предметы, выделяют группы слов, обозначающих людей, растения, животных, вещи и т. д. Устанавливаются общие для всех этих слов признаки: отвечают на вопрос кто? что?, обозначают предметы. Здесь у детей вызывают трудности существительные обозначающие действия и признаки. Они схожи с прилагательными и глаголами.
В 3 классе дети знакомятся с правилом имя существительное, числом, родом.
Как отмечается в лингвистической литературе, у большинства имен существительных род определяется по окончанию. Но младшим школьникам так род определить трудно, поэтому учим распознавать род путем подставки притяжательных местоимений мой, мая, мое, или путем замены существительных личными местоимениями он, она, оно. Чтобы определить род с помощью местоимений, учащиеся должны в своей речи правильно употреблять местоимения. Используем устные упражнения на замену существительных местоимениями (портфель- он, тетрадь- она) уже в период обучения грамоте. Специальные уроки отводятся для наблюдений над родовыми окончаниями. Обращаем внимание на согласование существительных и прилагательных.
Ознакомление с числом. Уже во 2 классе у учащихся формируется умение различать слова в единственном и множественном числе по смыслу. В 3 классе они учатся образовывать от формы единственного числа форму множественного числа. Сущность категории числа дети усваивают на основе сравнения слов, обозначающих один и несколько однородных предметов. В процессе работы над формой числа имен существительных необходимо систематически практиковать учащихся в распознании рода. Происходит как бы взаимодействие этих двух операций: для того чтобы определить род, надо существительное поставить в единственное число. Овладение такими взаимодействиями составляет основу для формирования у учащихся в дальнейшем умения распознавать тип склонения имен существительных. Наблюдение над изменением имен существительных по числам фактически представляют собой начальный этап над формой слова (форма ед. ч. и форма мн. ч.). Изменяя существительные по числам, т.е. изменяя окончания, учащиеся наглядно убеждаются в том, что лексическое значение слова остается прежним.
В 4 классе система работы над именем существительным условно делятся на 4 ступени.
На первом этапе школьники изучают падежи. Учащиеся знакомятся с названием падежей, вопросами и предлогами каждого из падежей, учатся склонять имена существительные с ударными окончаниями, овладевают последовательностью действий, которые необходимо выполнять для того, чтобы распознать падеж имени существительного по совокупности его основных признаков. Исходя из сущности падежа, ознакомление со склонением проводится в процессе анализа предложений, выделяется основа предложения (подл. и сказ.) и словосочетания. Наблюдая над изменением окончаний одного и того же существительного с разными словами, учащиеся подводятся к выводу о том, что изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. На падежную форму слова влияет в предложении предлог. Необходима специальная работа над предлогами в процессе изучения падежей. Целесообразно установить вместе с учащимися последовательность действий при распознавании падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное, затем по вопросу и предлогу задать вопрос.
Вторая ступень 1, 2, 3-е склонение имен существительных. На данном этапе у учащихся формируется умение распознавать склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме. Для более прочного усвоения материала учащимися, надо организовать ознакомление с тремя типами склонения, чтобы они самостоятельно установили признаки существительных по которым они делятся на склонения: род и окончание в именительном падеже. С этой целью материал упражнений на первых парах акцентирует внимание детей на каждом из признаков. Например: определить склонение существительных у слов осина, осень , зима. Выявляется чем сходны имена существительные и как определить их склонение. Аналогичная работа проводится и с существительными мужского рода. Далее упражнения усложняются за счет того, что окончания сходны, а род нет (рысь, мышь, конь). Далее дети сами подбирают существительные одного и того же рода, но разных склонений и наоборот. Труднее всего определить склонение в косвенных падежах, поэтому, как учащиеся научились определять склонения у существительных в именительном падеже, широко используются тексты. Дети находят имена существительные, ставят слово в именительный падеж и находят склонения.
Третья ступень. Правописание падежных окончаний в единственном числе. Основная задача данного этапа- формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развития осознанного употребление имен существительных в разных падежах. На предыдущих ступенях у учащихся формировались умение распознавать падежи и тип склонения имен существительных. На этой ступени указанные умения выступают во взаимодействии между собой и на этой основе формируется навык правописаний окончаний. Для того, чтобы усвоенные грамматические знания учащиеся могли использовать для решения орфографических задач, большое внимание уделяется последовательности действий, которые необходимо выполнять для правильного написания безударных окончаний.
Ученик ставит вопрос к существительному от слова, с которым связано существительное в предложении.
По вопросу и предлогу узнают падеж.
Узнают склонение.
Например: живет (где? в чем? П.п., 1-е скл., окончание е) в деревне. Позднее работа протекает быстрее в умственном плане и подобные записи не нужны.
Четвертая ступень. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе. Здесь школьники подводятся к выводу, что во множественном числе существительные не делятся на три склонения. Работа на уроках носит практический характер и включает лишь элементарные обобщения.
Итак, изучение имен существительных в начальных классах носит комплексный характер и направлено на усвоение школьниками функции данной части, ее признаков, а также на формирование правописание родовых и падежных окончаний.
Приложение
Наглядный материал
Дидактический материал
I Ознакомление с теоретическим материалом
Прочитай текст.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:
Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные(девочка, река, город). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными (мама, дедушка,медведь, гусеница, голубь, карась). Остальные имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные (телефон, ваза, тетрадь). Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными (радость, гнев, смелость).
И мена существительные бывают трёх родов:
мужской род женский род средний род
(он, мой) (она, моя) (она, моя)
врач кошка окно
стул рука небо
ливень стена золото
Имена существительные изменяются по числам: единственное число (голова, коза, мышка), множественное число (головы, козы, мышки).
Есть имена существительные, которые имеют только множественное число (ножницы, брюки, сани) или единственное число (молоко, кофе, серебро).
Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму (задать вопрос кто? или что?).
Проверь себя, самостоятельно вписывай ответы:
Имя существительное – это _________ речи, которая отвечает на вопросы _________? и _________?
Из предложенных слов выпиши имена существительные: жаркий, далеко, море, страна, идти, по, мама, низкий, бежать, работа, красивый, мир, город, летит, автобус, учитель, любимая.
Отгадай загадки, напиши отгадки, разделив ответы на группы.
а) В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает.
Клонится к земле лоза.
Начинается ….
б) Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдешь.
в) Дремлют на подушке
Маленькие ушки,
Мягонькие лапки,
Коготки-царапки.
г)Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед?
д) Бьется, скачет,
Но не плачет.
Приглашает детвору
На веселую игру.
е) Твоему мячу подобен,
Только вкусен и съедобен.
Хоть зеленые бока,
Мякоть красная сладка.
кто? что?
_________________ __________________
_________________ __________________
_________________ __________________
Запомни изображённые предметы. Напиши их названия по памяти, закрыв картинки листком бумаги. Распредели слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, в два столбика.
кто? что?
_________________ __________________
_________________ __________________
_________________ __________________
_________________ __________________
_________________ __________________
а). Из слов каждой строчки составь предложения и запиши их.
Правильно закончи начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задай вопрос кто? или что? Запиши полученные предложения.
Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).