kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимы и антонимы. Обобщение знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы. Обобщение знаний.»

Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.

Планируемые результаты:


Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.


Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно!

- Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-- Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)

- Назовите осенние месяцы.

- Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?

- Как называется это явление природы?

- Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?



II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные - составлять слова из слогов.



Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)



- Запишите слоги: си то ни ан мы но

-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)

- Запишите эти слова на следующей строчке.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

- Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?



- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.



  1. Актуализация знаний.



Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».



- Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь … (низко). 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь … (близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь … (пол).

Скажу, что слово потерял,

Скажешь ты… (нашёл).

- Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова - антонимы.)



Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».



- А теперь сыграем в игру «Договори словечко».



Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: («Привет».)

А сосед его ушастый

Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)

- Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?

- Когда вы употребляете слово здравствуй?

- Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?

- Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)

- Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)

- Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.

- Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)

- Запишите слово до свидания в рабочей тетради.

- Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)

- Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.)

- Как называются такие слова? (Синонимы.)

- Для чего нужны синонимы в речи?

- Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

- Для чего нужны антонимы в речи?

- Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.



  1. Обобщение и систематизация знаний.



Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.



- Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.

- Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?

- Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?

- Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.

- Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в ней антонимы.

- Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь. 2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)



Лист 5: проведите физминутку.



Физминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.



Лист 6: подберите к словам антонимы.

- Устно подберите антонимы к словам:

вечер - добрый -

ночь - громкий -

радость - новый -

зима - слабый –

- Дополните предложения противоположными по смыслу словами.



Дерево высокое, а куст …(низкий).

Чай горячий, а мороженое …(холодное).

Грач чёрный, а снег … (белый).



  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.



Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».



Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».



Лист 8: проведите физминутку для глаз.



Физминутка для глаз.

- Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.

Послушные глазки.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

(Закройте оба глаза.)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

(Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)

Нарисуем букву О, получается легко.

(Глазами нарисуйте букву О.)

Вверх поднимем, глянем вниз.

(Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)

Вправо-влево повернём.

(Посмотрите вправо-влево.)

Заниматься вновь начнём.

(Тихо сядьте на свой места.)

- Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.

- Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:

работа ураган

быстро труд

ветер скоро

узор рисунок

дети ребята

путь дорога





- Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:

плюс сложение

вычитание минус

сумма больше

меньше разность

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.



VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Возьмите свою карточку и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).

- Чему научились на уроке?

- Что узнали нового?

- Понравился ли вам урок?

- Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?

- Какие слова называются антонимами?

- Для чего нужны синонимы в речи?

- Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

- Для чего нужны антонимы в речи?

- Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

- Сегодня на уроке я поставила оценки…

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог.

Мы много вспомнили, друзья.

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Антонимы, синонимы

К словам мы подбирали.

А теперь, внимание,

Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)



- Домашнее задание: упражнение 74.

- Прочитайте загадку.

- По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?

- Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг - друг.)

- Найдите в загадке антоним к слову близко.

- Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)

- Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Синонимы и антонимы. Обобщение знаний.

Автор: Кузьмина Наталья Геннадьевна

Дата: 27.10.2022

Номер свидетельства: 616106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок – аукцион. Обобщение знаний о частях речи."
    ["seo_title"] => string(54) "urok-auktsion-obobshchieniie-znanii-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "252179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341314"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Антонимы. антонимические пары"
    ["seo_title"] => string(29) "antonimyantonimichieskiiepary"
    ["file_id"] => string(6) "285533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454181925"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "обобщение по теме лексика и словообразование."
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchieniie_po_tiemie_lieksika_i_slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "372043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482308781"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Обобщение имени прилагательного "
    ["seo_title"] => string(40) "obobshchieniie-imieni-prilaghatiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "180612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425216543"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства