Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы. Обобщение знаний.»
Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок, Начинаем мы урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно!
- Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-- Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)
- Назовите осенние месяцы.
- Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?
- Как называется это явление природы?
- Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?
II.Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные - составлять слова из слогов.
Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)
- Запишите слоги: си то ни ан мы но
-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)
- Запишите эти слова на следующей строчке.
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.
Актуализация знаний.
Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».
- Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Скажу я слово высоко, А ты ответишь … (низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь … (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол).
Скажу, что слово потерял,
Скажешь ты… (нашёл).
- Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова - антонимы.)
Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».
- А теперь сыграем в игру «Договори словечко».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: («Привет».)
А сосед его ушастый
Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)
- Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?
- Когда вы употребляете слово здравствуй?
- Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?
- Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)
- Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
- Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.
- Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)
- Запишите слово до свидания в рабочей тетради.
- Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)
- Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.)
- Как называются такие слова? (Синонимы.)
- Для чего нужны синонимы в речи?
- Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
- Для чего нужны антонимы в речи?
- Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
Обобщение и систематизация знаний.
Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.
- Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.
- Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?
- Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?
- Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.
- Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась. Подчеркните в ней антонимы.
- Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь. 2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)
Лист 5: проведите физминутку.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.
Лист 6: подберите к словам антонимы.
- Устно подберите антонимы к словам:
вечер - добрый -
ночь - громкий -
радость - новый -
зима - слабый –
- Дополните предложения противоположными по смыслу словами.
Дерево высокое, а куст …(низкий).
Чай горячий, а мороженое …(холодное).
Грач чёрный, а снег … (белый).
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».
Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».
Лист 8: проведите физминутку для глаз.
Физминутка для глаз.
- Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.
Послушные глазки.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
(Закройте оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
(Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)
Нарисуем букву О, получается легко.
(Глазами нарисуйте букву О.)
Вверх поднимем, глянем вниз.
(Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)
Вправо-влево повернём.
(Посмотрите вправо-влево.)
Заниматься вновь начнём.
(Тихо сядьте на свой места.)
- Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.
- Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:
работа ураган
быстро труд
ветер скоро
узор рисунок
дети ребята
путь дорога
- Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:
плюс сложение
вычитание минус
сумма больше
меньше разность
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Возьмите свою карточку и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).
- Чему научились на уроке?
- Что узнали нового?
- Понравился ли вам урок?
- Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?
- Какие слова называются антонимами?
- Для чего нужны синонимы в речи?
- Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
- Для чего нужны антонимы в речи?
- Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
- Сегодня на уроке я поставила оценки…
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог.
Мы много вспомнили, друзья.
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.
Антонимы, синонимы
К словам мы подбирали.
А теперь, внимание,
Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)
- Домашнее задание: упражнение 74.
- Прочитайте загадку.
- По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?
- Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг - друг.)
- Найдите в загадке антоним к слову близко.
- Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)
- Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.