Дата проведения:19.03.2014 г
Тема урока: Обобщение имени прилагательного
Общая цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки
Задачи
Повышение уровня знаний детей по теме «Имя прилагательное»
Развитие интеллектуальных качеств ребенка: речь, внимание, мышление
Воспитание чувства дружбы и товарищества
Ожидаемые результаты
Ученики должны
Определять какая часть речи называется имя прилагательное и уметь правильно склонять их по падежам
Уметь использовать прилагательные в речи, делая ее более яркой и выразительной
Научиться анализировать, делать выводы
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Запишите свой ответ, используя прилагательные.
Я хочу, чтобы сегодняшний урок был…интересным, поучительным, веселым, чтобы мы узнали много нового.
Ученики:
Учитель: Слова какой части речи вы использовали в своих ответах?
Ученики: Прилагательные
Учитель: А то, что прилагательное действительно обладает волшебными свойствами, убедимся, отгадав загадки.
2. Прием «Интеллектуальная разминка» Игра «Эрудит»:
1) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой)
2) Земля беленькая, а птички на ней черненькие. (Книга)
3) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
Оценивание ()
Учитель: Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках?
Ученик: Имя прилагательное. Благодаря имени прилагательному, мы отгадали загадки.
3. Прием « Мозговой штурм» Фронтальный опрос:
1) Что обозначает имя прилагательное?
2) Как изменяются имена прилагательные?
3) С какой частью речи согласуются прилагательные?
4) Каким членом предложения являются?
Оценивание ()
4. Прием «Кто быстрее?»
Учитель: Кто из вас помнит названия сказок, где употреблены имена прилагательные?
Ученики:1. «Сказка о царе Салтане, осыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
3. «Сказка о золотом петушке».
4. «Стойкий оловянный солдатик».
5. «Гадкий утенок».6. «Дикие лебеди».
Оценивание ()
5. Работа с текстом
Этот …………. зверёк живет в лесу. У него …………. уши и ………. хвост. Шубка у зверька летом ………, а зимой ……….. Морковь и ………… капуста – любимое лакомство. Зайка всего боится.
Нужно вставить нужные прилагательные и прочитать весь текст.
Вывод: Мы опять убедились в волшебных свойствах прилагательных. Они способны не только охарактеризовать, но и описать предмет.
Оценивание ()
6. Эмоциональная разрядка на уроке:
ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите:
«Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого -то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».
7. Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше»
1)Подберите синонимы:
Добрый человек – благородный, великодушный, жалостливый.
Злой человек – бездушный, недобрый, бессердечный, дерзкий.
2)Назовите, какой это человек:
Как называют соблюдающего во всем порядок человека? Аккуратный.
Как назовут человека проникнутого вниманием? Внимательный.
Честный человек, который соответствует принятым правилам поведения? Порядочный.
Как называют человека, который имеет доброе сердце? Добросердечный.
3)Подберите антонимы к словам:
Аккуратный – неряшливый, неопрятный.
Внимательный – рассеянный, неприветливый.
Порядочный – беспорядочный, хаотичный.
Добросердечный – бессердечный, злой.
Учитель: Что общего у этих слов? Имена прилагательные отвечают на какие вопросы? Зачем они нам нужны?
Ученик: Это слова – синонимы, антонимы. Они нужны, чтобы рассказать о каком-либо человеке.
8. Прием «Опиши меня»
Учитель: А какие вы? Добрые или злые? Уравновешенные или нет? Расскажите о себе, не утаивая отрицательных черт. Это поможет вам избавиться от них. А своему однокласснику скажите добрые слова, похвалите его, сделайте ему комплимент!
Ученик:
Какой я?
Какой мой друг?
Я маленького роста, с рыжими волосами, с большими круглыми глазами и пухлыми губами. По натуре я человек добрый и ответственный. Но мне надо еще много трудиться над своим воспитанием.
Мади – мой любимый друг. Его рост чуть выше меня. Но унего крепкое телосложение. У него карие глаза и темные волосы. Он очень любит спорт, любит смотреть интересные телепередачи.
Ссылка на ресурсы
Оценивание ()
9. Итог урока «Плюс-Минус-Интересно»
Плюс
(+)
Минус
(-)
Интересно
Основные ресурсы:
Учебник русская речь 5 класс
Алматы «Атамура» 2010г
У.А.Жанпеисова
Ш.Т.Кожакеева
Наглядности, оборудование
ИКТ, маркеры, флипчарты.