Тема урока: Семья, бюджет семьи.
Цель: Закрепить понятия «общество», «семья». Научить «составлять» бюджет семьи, «расходовать» его. Развитие познавательной активности через использование занимательного материала. Экономическое воспитание. Воспитание доброжелательного отношения к близким.
Ход урока:
1. Круг радости
Звучит аудиозапись музыкальной композиции (на выбор учителя). Учитель приглашает учеников встать в круг, затем предлагает закрыть глаза и представить цветы (незабудки, розы, лилии, тюльпаны, ромашки, нарциссы), из которых нужно мысленно составить букет в подарок родным и близким людям. Учащимся предлагается рассказать, из каких цветов состоит букет и кому он предназначен. Погружение в тему завершается чтением стихотворения.
Семья — людей святой оплот.
Надежду жить она дает,
Дает простор, дает тепло,
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
Заботы делит пополам.
2. Тема, цель урока.
- Вам уже известно, что все мы живем в обществе. Мы объединены общими целями, планами, делами. Наш классный коллектив – это тоже общество. У нас общее желание встречаться, обсудить разные проблемы, получить ответы на интересующие нас вопросы, показать свои таланты. Мы - частицы общества и мы близки друг к другу общностью своих взглядов и интересов.
-Ребята, а вы знаете, кто самые близкие для вас частицы общества?
(мама,папа,…………)
-Как одним словом назвать этих людей?(семья)
3.Чтение народной мудрости о семье
В семье и каша гуще.
Дружно - не грузно.
Мать кормит детей, как земля людей.
Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
4.Формирование знаний
А) Работа над понятием «СЕМЬЯ»
-Что такое семья? Прикрепите свой бейджик на глобус и этим покажете, что ваша семья и вы являетесь частичкой общества.
-Где живет семья? Во всем мире люди живут в самых разнообразных домах.
-А знаете ли вы, как они называются?
- Крестьянский дом в украинской и белорусской деревне. (Хата)
- Жилище на колесах у кочевых народов. (кибитка)
- Отдельная комната у монахов в монастыре. ( келья)
- Жилище кочевников (юрта)
- Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев. (вигвам)
- Дворец и крепость рыцарей, феодалов (замок)
- Жилище кавказских народов (сакля)
- Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой.(шалаш)
- Крытое углубление в земле, вырытое для жилья (землянка)
- Временное помещение из натянутой на остов ткани (палатка)
-У каждого человека есть дом – не просто жилище над головой, а место, где его ждут, любят, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Б) Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Прочтём названия этих качеств.
-Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
В) «Строим свой дом»
-С чего начинают строить дом? Фундамент нашего дома – это семья.
(из цветной бумаги выкладываем на магнитную доску кирпичи, на которых написаны слова: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба. и т.д.
-Как образуется семья?
Ставим стены. Что нужно в доме? (мебель, бытовые приборы, личные вещи и т.д)
-Что нужно для того, чтобы все это было? Что является крышей нашего дома? (бюджет)
5.Работа над понятиями «деньги», «бюджет», «банк»
А) -У нас есть большой кошелек, найдите на доске слова, которые мы можем положить в наш кошелек:
Зарплата мамы, зарплата папы, пенсия бабушки, пенсия дедушки, стипендия.
-Как одним словом назвать эти слова (доход)
-Деньги мы сложили, что теперь с ними делать?
-Из чего же состоит бюджет семьи? (доход, расход)
-Ребята, нужно ли деньги откладывать? Для чего?
Где хранить деньги?
Б) Чтение текста.
-Кто знает, что такое банк? – спросил папа.
-Я,- вскочила Дарига.
-Вот, - протянула она банку от кофе, из которой на стол выкатились несколько монет.
-Это банка, а не банк,- улыбнулся папа.
-А какая разница?- поинтересовалась Дарига.
-В твоей банке деньги лежат мертвым грузом, а в настоящем банке деньги всегда в обороте.
-Как это?- заинтересовалась Дарига.
-Пока твои деньги тебе не нужны, ими пользуются другие.
-Моими деньгами?- возмутилась Дарига.
-Конечно.
-А если я захочу их забрать?
-Пожалуйста, - улыбнулся папа. – Сколько денег сдали в банк, столько и находиться в обороте. Ты всегда можешь получить свои деньги обратно. Тебе ещё заплатят процент за то, что твоими деньгами пользовались.
-А откуда они знают, сколько у меня денег? Вдруг я захочу взять больше?
-В банке есть твой счет, где всё записано.
-Придется сдать деньги в банк, - серьёзно сказала Дарига.
-Отлично, - поддержала её мама, в субботу пойдем платить за квартиру и откроем свой счет.
-Будем хранить деньги в банке? Одну часть храним, а другую расходуем. Через некоторое время мы отправимся с вами по магазинам, потом сделаем вывод хорошие ли вы помощники своим родителям. Но прежде чем нам потратить деньги на товар, мы должны знать где его производят.
Итак, задание:
В) Соедини чертой название предприятия с названием выпускаемого товара
Молокозавод
Обувная фабрика
Швейная фабрика
Мясокомбинат
Трикотажная фабрика
Хлебозавод
Кондитерская фабрика
Плодоконсервный комбинат
Кирпичный завод
творог
Пальто
Брюки
Колбаса
Батон
Конфеты
Сок
Майка
Сметана
Кумыс
Кирпич
Торт
сапоги
6. Работа над понятием «услуга»
Услуга- действие, приносящее пользу, помощь другим.
Задание: Куда пойти?
- В доме нет хлеба. Где найти?
- Нужно отправить телеграмму. Куда пойти?
- На костюме пятно. Что делать?
- Сломался телевизор. Куда пойти?
ПОЧТА АТЕЛЬЕ ХИМЧИСТКА МАГАЗИН
7. Игра «Исключи слово»
-Даны предприятия, производимые товар и оказывающие услуги, найди лишнее слово.
Кондитерская фабрика
Почта
Школа
Кинотеатр
Цирк
Магазин
Обувная фабрика
Поликлиника
Ателье
Химчистка
Бюро ремонта
Кирпичный завод
Телефонная станция
Пекарня
Парикмахерская
Стадион
8. Назовите магазины нашего города.
А)- К вам приехали гости. Хотят приобрести некоторые товары. Где купить?
-Отправляемся в обувной магазин
Занимательное задание. Распределите обувь по полочкам: мужская, женская, детская (иллюстрации обуви)
Что сколько стоит? Что бы вы купили?
Б) Магазин СУПЕРМАРКЕТ.
-Что такое супермаркет, почему его так называют?
Занимательное задание. «Знаете ли вы цены разных товаров». (на столе предметы). С этими предметами вы сталкиваетесь ежедневно. ( Раздаются таблички, в каждой графе нужно поставить +)
№ товар Примерные цены в тенге
До 100 До 500 До 1000 До 10 000
1. Шариковая ручка
2. Булка хлеба
3. Тетрадь
4. Мороженное
5. Детская куртка
6. Ряженка
7. йогурт
8. сок
Занимательное задание
-Вы вошли в магазин. Один из продавцов перепутал товар и поставил его не в тот отдел. Ваша задача: выявить «лишний» товар и отнести его в нужный отдел (сказать именно какой)
Молоко Ранец Сапоги Батоны
Курт Шкаф Шуба Сушки
Сметана Стол Ботинки Конфеты
Колбаса Стул Туфли хлеб
9. Итог урока.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня показали отличные знания, узнали новую информацию. Вы очень хорошие помощники для своих родителей. Ваши родители смело могут называть вас опорой и надеждой.
К сожалению, наш урок заканчивается, а жизнь в каждой семье идет своей чередой.
Домашнее задание: составить рассказ о своей семье.