Урок окружающего мира для учащихся 2 класса коррекционной школы 8 вида. В уроке были использованы мимическая гимнастика, колективная игра "Отражение", игра на развитие моральных качеств "Оцени поступок"; ребята обсуждали прблемные ситуации, раскрывали смысл пословиц и поговорок о дружбе. В заключении учащиеся составили цветок дружбы из качеств настоящего друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Приветствие.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Учитель: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
ПОЖЕЛАЕМ ДОБРОГО УТРА нашим гостям!
Дети: Доброе утро!
2. Эмоциональный настрой на урок.
Для создания психологического настроя в начале урока ученикам предлагается игра.
- Поиграем в игру «Пожелание».
- Встаньте в круг, передавая солнышко, скажем друг другу короткое пожелание на сегодняшний день. Не забудьте обращаться друг к другу по имени. Внимательно следите за тем, чтобы солнышко побывало у каждого, постарайтесь никого не обидеть.
- Сели на свои места.
II. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний учащихся
- Ребята, какое у вас настроение? Расскажите. Почему?
- Если у вас хорошее настроение, как сообщить об этом без слов?
-Нужно улыбнуться.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнение «Отражение»
(работа в парах)
-Повернитесь друг к другу, изобразите сердитого льва, грустного козленочка, веселую мартышку.
Показывают «отражение» друг друга, изображая животных.
-Кого приятней было изображать? Почему?
- Веселую мартышку. Улыбаться было приятней.
-Улыбаясь, мы показываем не только хорошее настроение, но и хорошее расположение к человеку, дружелюбие.
- Сделаем вывод, о ком и о чем будем говорить на уроке и составим план учебных действий.
Учащиеся делают вывод, - Будем говорить о дружбе.
- Ребята, сегодня занятие будет посвящено очень важной и интересной теме: дружба.
Открыть тему урока, наметить план учебных действий
Вы учитесь в одном классе, много времени проводите вместе в школе, поэтому дружеские отношения очень важны, чтобы вы чувствовали себя в школе комфортно, уютно.
Мы попытаемся ответить на вопросы:
1. Что такое дружба?
2. Правила дружбы.
3. Сделай вывод.
3. Открытие новых знаний
Вспомнить известные знания о дружбе.
Выяснить, что такое дружба.
а. Что такое дружба?
- Взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить». Скажите, что такое дружба?
- Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее. Тот, кто хорошо дружит – не ссорится, делится игрушками. Если товарищ не знает, как правильно поступить, ему помогут, научат.
- У кого из вас есть друг?
Все (почти все) поднимают руку.
- Может ли каждый человек быть твоим другом? Почему?
- Не может. Друг – очень близкий человек. Я его выделяю из знакомых мне людей по особым качествам.
Назовите качества, которые вы цените в своих друзьях.
- Бывает ли такое, что друзья ссорятся?
- Бывает.
Ответы детей.
- Сделайте вывод, когда отношения детей можно назвать дружбой?
- Дружбе не мешает ссора. Друзья всегда вместе. Их связывают общие интересы и увлечения.
- Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.
- Расскажите о своем друге по плану (карточки с планом на столах)
Рассказ-описание «Расскажу о своем друге»
Учащиеся составляют рассказ о своем друге по плану:
1.Как зовут твоего друга?
2.Сколько ему лет?
3.Он твой родственник, сосед по дому, одноклассник? Как он выглядит?
4.Чем он любит заниматься? Чем вы с ним занимаетесь, когда вместе проводите время?
5. Что помогает сохранить дружбу?
(в рассказе детей акцентирую внимание на п.5)
Вывести правила дружбы.
-Почему же случается так, что дружба распадается?
- Как сохранить дружбу?
- Надо относиться с уважением к другу.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства.
- Относиться к другу с уважением, значит соблюдать правила дружбы.
- Сделаем вывод о том, какие же правила надо соблюдать, чтобы дружба была крепкой.
б. Правила дружбы.
умение слышать другого
считаться с его мнением,
договариваться
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Уступать
Не грубить.
Не злиться.
Не жадничать
Помогать другу.
Быть честным.
(Карточка на доске)
Соблюдая эти правила, вы никогда не потеряете друга и станете настоящими друзьями.
ФИЗМИНУТКА
Логоритмика.
Тук, тук, молоток. (Дети стучат кулачком правой руки по ладони левой.)
Строим, строим новый дом.
Дом с трубой и красной крышей. (Поднимают руки вверх и затем изображают крышу.)
Дом большой и видный вышел. (Разводят руки в стороны.)
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем
Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы нам нельзя.
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
- Можно ли отнести слова «дружба», «друг», «подруга» к одноклассникам»? Почему?
- Да. Мы проводим много времени вместе. Со многими ребятами у нас общие интересы, увлечения. Мы вместе играем.
-Обсуждение проблемных ситуаций.
1. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
2. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Ребята! Если у нас в классе произошла ссора, как нам поступить? Что нам нужно делать?
- Обсудить поступок. Показать, как надо было поступить правильно.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
-Каждый должен уметь оценивать своё поведение и поведение окружающих, должен знать что можно, а что нельзя делать.
-Внимательно рассмотрите картинки и оцените поступки детей. Где дети поступают хорошо, а где – плохо?
Объяснение смысла пословиц.
- Во все времена, у всех народов очень высоко ценились дружба, верность, преданность.
-В дружной работе, в общем отдыхе, во взаимовыручке народ усматривает силу. Народная мудрость изложена в пословицах.
- Много пословиц сложено о дружбе.
Один за всех, все … (за одного).
Старый друг, лучше … (новых двух).
Нет друга, ищи, а нашел … (береги).
-Попробуйте объяснить их смысл.
Хочешь дружбы – будь другом(когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся, каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
-Народная мудрость гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Действительно, по тем людям, которых мы выбираем для общения, можно многое сказать о нас самих. Если его друзья хорошие люди, верные друзья, хорошо учатся, то будут такой же пример подавать и тебе.
Викторина «Кто с кем дружит?»
- И взрослые и дети все любят сказки. В сказочной стране живут герои, которые дружат между собой.
Я буду называть сказочного персонажа, а вы, ребята хором называйте его друга . Итак начинаем… (на слайд вывести картинки)
-Белоснежка и …(Семь гномов)
-Буратино и …..(Пьеро, Мальвина)
- крокодил Гена и …..(Чебурашка)
- Винни-Пух и ….(Пяточок)
- Бурундуки Чип и …(Дейл)
- Золушка и …(Принц)
- Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.
-Итак, ребята, сегодня мы рассмотрели ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
-Сейчас мы с вами поиграем.
-Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете ногами. (или Да / Нет)
-В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.
-У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.
- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?
Сделай вывод.
Вывод:Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
-Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
- У каждого из вас есть ладошка, которую вы обвели и вырезали самостоятельно. Подарите ее тому мальчику или девочке, которого вы считаете своим другом, или тому, с кем бы вы хотели дружить. И тогда вам действительно будет уютно и приятно жить в нашем общем доме, в школе.
5. Рефлексия
Можно ли научиться общению? Как стать хорошим другом? Как его найти? Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы?
- Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в нашем классе, проведём праздничный салют.
На слово «красный» - хлопают все учащиеся. На слово «жёлтый» - хлопают гости . И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:
«Красный» - хлопают дети.
«Жёлтый» - хлопают гости.
«Зелёный» - хлопают все вместе.
учитель: Наш урок подошёл к концу. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей.
И давайте учиться дружить,
Пусть не раз вам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Спасибо всем, кто был у нас в гостях! До новых встреч, друзья!