Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время беседы, дружеские взаимоотношения
Побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
Основной дидактический метод: беседа по теме «Секреты дружбы»
Частные методы:
Словестные: указания, вопросы.
Наглядные: показ картинок, показ гимнастики для глаз
Игровые: игры
Ресурсы беседы:
Литература:
Основная общеобразовательная программа Дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр., и доп.- М: Мозаика-Синтез, 2015-368с
Демонстрационный материал: воздушные шары, клубок ниток, мяч, книга Э. Успенского «Чебурашка, Крокодил Гена, Шапокляк и все, все, все».
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время беседы, дружеские взаимоотношения
Побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
Основной дидактический метод: беседа по теме «Секреты дружбы»
Частные методы:
Словестные: указания, вопросы.
Наглядные: показ картинок, показ гимнастики для глаз
Игровые: игры
Ресурсы беседы:
Литература:
Основная общеобразовательная программа Дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр., и доп.- М: Мозаика-Синтез, 2015-368с
Демонстрационный материал: воздушные шары, клубок ниток, мяч, книга Э. Успенского «Чебурашка, Крокодил Гена, Шапокляк и все, все, все».
Оборудование: песня о дружбе, электронная гимнастика для глаз,
План беседы:
Вводная часть
1.1. Организационный момент
1.2. Мотивация
2. Основная часть
2.1. Д. И. «Посмотри и назови эмоцию»
2.2. Д. И. «Сложи картинку и определи эмоцию ребенка» (радость, удивление. испуг, грусть, печаль, злость.)
2.3. Д. И. «Музыка и эмоции» (Хачатурян «Танец с саблями»; веселая музыка из фильма «Усатый нянь»; релакс Шопен.)
2.4. Игра с мячом «Скажи наоборот».
2.4. Песенка «От улыбки»
2.5. Игра «Горная тропинка».
2.6. Игра «Волшебный клубок»
3. Заключительная часть
3.1. Подарок от Шапокляк
3.2. Подведение итогов
Ход беседы:
Внимание детей привлекает мультипликационный клип на песню о дружбе (на экране телевизора).
- Посмотрели? Улыбнулись?
- Улыбнулись. (Улыбаются друг другу).
- Подружились?
- Подружились. (Берутся за руки, образуя круг).
Вместе: Вот теперь мы дружные
И в пути друг другу нужные.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- О дружбе, о друзьях
- Почему вы так решили?
- Потому что на телевизоре музыка про дружбу
- А знаете ли вы секреты настоящей дружбы?
В группу вбегает Шапокляк с воздушными шарами (на шарах – злые, грустные лица).
Шапокляк: Привет! Привет! Детишки!
Девчонки и мальчишки!
Шла я мимо сада
И что же вот досада:
Вдруг слышу я беседу! Ах! Ах! Ах!
О хорошеньких добрых делах!
Так знайте же, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Кто людям помогает,
Тот тратит время зря.
Хорошими делами
Прославиться нельзя!
- Это я вам говорю. А кто я? Правильно, старуха Шапокляк. Как я люблю маленьких детей. Они шалят, балуются, игрушки ломают, ссорятся, дерутся. За это их ругают, наказывают. И потом у них вот такие лица, как на моих шарах.
- Постой, Шапокляк, это неправда! Ребята, какие лица на шарах?
- Злые и грустные
- Это отрицательные или положительные эмоции?
- Отрицательные
- А в нашей группе, какие царят эмоции?
- Положительные
Шапокляк: Где же я могу увидеть эти ваши эмоции?
Шапокляк: И чему, интересно, радоваться и улыбаться?
- Потому что у нас хорошее настроение
Шапокляк: А я радуюсь маленьким пакостям. Картинки с детскими лицами разрезала и разбросала. Попробуйте их собрать и определить эмоцию ребенка.
Шапокляк: Поглядите, какие вы умные и довольные. А я вам приготовила трудное задание. Попробуйте определить характер музыки, показать нужную эмоцию и подобрать соответствующую картинку.
Шапокляк: Все-то вы знаете А я сейчас вас всех поссорю. Где мне взять мяч? Я буду бросать мяч кому-нибудь из вас, кто поймает его, повторяйте слова за мной.
Твой друг – плохой. --- Нет, мой друг – хороший
глупый - умный
злой - добрый
грустный - веселый
ленивый - трудолюбивый
жадный - щедрый
Шапокляк: Не хотите повторять за мной. Никто меня не любит, никто со мной дружить не хочет. Я с вами поссорилась и на вас обиделась.
- А вот скажите, ребята, такие слова, как ссора, ругань подходят к слову дружба?
-Нет, не подходят
- Да, Шапокляк, бывают в жизни ссоры, но нужно уметь прощать и мириться. Ведь недаром говорится в пословице: «Каждая ссора красна примирением». А какое для этого у нас есть волшебное средство?
- Прости меня, пожалуйста
- Да это примирялка. Повернитесь друг к другу и вместе скажите слова примирялки:
Мы не будем больше злиться (Дети сцепляются мизинчиками)
Мы решили помириться.
Злюка, уходи от нас, (Стряхивают руки)
Мы опять друзья сейчас
Шапокляк повторяет за детьми слова. (Обнимаются)
- Какое у вас настроение, когда вы миритесь?
- Хорошее, радостное
- Делаем вывод: как должны жить друзья?
- Друзья должны жить мирно
- Вот один из секретов дружбы – мир.
Шапокляк: А у меня нет друзей. И вообще, что такое дружба и как дружить, я не знаю. (Вздыхает горько).
- Успокойся, Шапокляк. Если хочешь иметь друзей, необходимо знать секреты дружбы. Хочешь узнать второй секрет дружбы? Послушай нашу песенку.
Дети поют первый куплет и припев песни «От улыбки» и выполняют движения:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
- Ну что, Шапокляк, с каким человеком приятнее общаться: с тем, кто хмурый и злой или с тем, кто улыбается?
Шапокляк: Не знаю даже. Наверное, с тем, кто улыбается.
- Ребята, подскажите, какой второй секрет дружбы? (Ответы детей).
- Улыбайся, Шапокляк, чаще, ведь ты хочешь иметь друзей.
Шапокляк: Как интересно у вас. Я хочу скорее узнать и другие секреты дружбы.
- А сейчас, предлагаю каждому выбрать себе друга с помощью веревочки. (Предложить каждому ребенку взять за конец любой веревки и потянуть. Середины веревок находятся в руках у воспитателя. Те, кто взялся за концы одной веревки, образуют пары.) Говорят, что друг познается в беде.
- Посмотрите, мы с вами высоко в горах. Перед вами, пропасть, через которую надо перебраться. Как мы это сделаем?
- Мы пойдем через пропасть по мостику навстречу друг другу
Вы правы, вы пойдете навстречу друг другу по узкому мостику через пропасть. Нужно не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке.
(Дети, разбившиеся на пары, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.)
- Молодцы, ребята! Вы преодолели препятствие. Почему?
- Потому что мы помогали друг другу
- Вот вам еще один секрет дружбы. А как мы его назовем?
- Помогалочка
- Правильно. Помощь, взаимопомощь.
Шапокляк: Я уже запуталась, столько секретов! Как мне их запомнить?
- Не волнуйся, Шапокляк, мы тебе поможем. Я где-то оставила сундучок.
(Дети его находят и достают клубок ниток).
Вот волшебный сундучок,
В нем волшебный клубок.
По дорожке доброты
Пробежим и я, и вы.
Ниточка, тянись, тянись,
С нами дружбой поделись. (Дети встают в круг).
- У меня «клубочек дружбы». Предлагаю передавать его друг другу и повторять важные секреты дружбы, спрятанные в пословицы. При этом ниточку оставляйте в руке.
Дети:
Без друга в жизни туго
Глупые ссорятся, а умные договариваются.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Один за всех и все за одного.
- Посмотрите, ребята, какая у нас получилась паутина. А как мы ее назовем?
- Паутинка дружбы
- Да, это паутина дружбы. Замотаем клубок обратно и подарим его Шапокляк. Если ты забудешь секреты дружбы, то размотай ниточку и вспомни их.
Шапокляк: Спасибо, я поняла, что такое дружба. Я постараюсь больше не вредничать и буду улыбаться. Ой, а что случилось с моими шарами?
- Пропали плохие лица
- Ребята, как вы думаете, почему исчезли злые лица с шаров?
- Потому что в нашей группе хорошие эмоции
- Вы правы, в нашей группе царят положительные эмоции. А отрицательным эмоциям нет места здесь. Вот они и исчезли.
Шапокляк: Так вы волшебники!
- Ребята! А вам нравились злые лица, которые исчезли с шаров? А сможете нарисовать новые лица, которые вам нравятся?
- Нет, лица нам не понравились, но мы можем нарисовать другие
- Мы эти шары вернем Шапокляк. Но сначала подготовим глазки.
Упражнение для профилактики нарушений зрения «Электронная гимнастика для глаз» (зафиксировав подбородок руками, голова абсолютно неподвижна).
Дети рисуют на шарах лица, отдают Шапокляк и напоминают ей, что такое дружба.
Дети:
Дружба – это когда не ссоримся.
Дружба – это когда не обижаем друг друга.
Дружба – это когда делимся игрушками.
Дружба – это когда уступаем друг другу.
Дружба – это когда помогаем друг другу.
Дружба – это когда после ссоры мирятся.
- Правильно, ребята, дружба – это когда люди хотят быть вместе и им интересно вместе.
Шапокляк берет в руки шары (растерянно): Это мне? Так вы мои друзья? (Обнимает детей). Спасибо. Дарю вам книгу Э. Успенского «Чебурашка, Крокодил Гена, Шапокляк и все, все, все». Я поняла:
Улыбаться нужно чаще –
Утром, вечером, в обед…
Без улыбки день пропащий,
А с улыбкой – лучше нет!
До свидания! (Уходит с шарами.)
Воспитатель: Хорошо, что есть, друзья
Нам без них никак нельзя!
Ребята, цените дружбу, не ссорьтесь и чаще улыбайтесь друг другу. Ведь улыбка украшает нашу жизнь. До свидания, ребята