– воспитывать любовь интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.
– принятия учебные задачи, сформулированной вместе с учителем.
– выводы в результате совместной работы класса с учителем.
– составление небольших рассказов; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других.
– выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать;
– развития способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Читает стихотворение. - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | Приветствуют учителя. | Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Речевая разминка | - Мы на уроке изучения грамоте. Зачем нам эти уроки? - Поэтому нам надо размять наш речевой аппарат. а) чистоговорка: на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? б) «Коровка». (сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы: му-у-у-у…) | - Учиться читать, составлять предложения, рассказы. Дети выполняют | |
Упражнение на внимание | - Сегодня к нам в гости пришли такие гости (на доске картинка мышат) - Внимательно посмотрите на картинку и «сфотографируйте» ее (запомните) - Сейчас я уберу картинку, а вы по памяти должны будете сказать где что лежало. - А теперь давайте откроем учебника на с.32 и посмотрим что мы с вами забыли назвать. | Дети запоминают Дети называют Дети отвечают | |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | а)- Откройте учебник на с.32, что делает каждый из мышат? - Ребята, давайте наберем красивых предложений по рисунку на с.32. - Что вы сейчас произнесли? - Докажите - О чем? - Какой речью мы пользовались? б)- Что изображено под рисунком? - Докажите - Что можно о нем сказать? - Составьте предложение по схеме в)- Начертите схему к предложению: Тётя Зина печёт отличные булочки. - Почему второе слово тоже с большой буквы? | Дети отвечают Дети произносят составленные ими предложения - Предложения - Есть законченная мысль - Устной - Предложение - Первое слово с большой буквы, в конце стоит точка. - Предложение состоит из 10 слов. Дети составляют предложения Дети чертят схему - Потому что это имя | Познавательные: умение структурировать знания, анализировать. Регулятивные: прогнозирование. |
Физкультминутка | Физкультминутка «Мы осанку исправляем» Дети выполняют движения по тексту. Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. | Дети выполняют | |
3. Выявление места и причины затруднения | - Назовите предметы, изображенные на картинке. - Какой звук часто повторяется? - А кто догадался, над каким звуком мы сегодня будем работать? | Дети называют - Звук [ы] Анализируют и делают вывод | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук... и буквы, которые его... - Сформулируйте задачи урока с опорой на фразы: 1. Познакомимся с... 2. Будем учиться находить... 3. Будем учиться читать... | - Тема нашего урока звук [ы] и буквы, которые его обозначают. 1. Познакомимся со звуком [ы], буквой «ы». 2. Будем учиться находить звук [ы] в словах. 3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «ы» | Познавательные: словесное моделирование. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование. |
5. Реализация построенного проекта | Работа со звуком а) звуковой анализ слова «часы» - Что это? - Сколько слогов? (хлопаем в ладоши) - Какой слог ударный? - Произнесем 1 слог. - Ударный или безударный? - Произнесем 2 слог. - Ударный или безударный? - Из скольких звуков он состоит? Произнесем поочередно, обозначим в схеме. Аналогичная работа со словом «рыба» б) Артикулирование звука - Произнесем хором звук и посмотрим, какую форму принимает наш рот. в) Выделение и характеристика звука [ы] - Дайте характеристику этому звуку. - Какой он: гласный или согласный? Почему? - Ударный или безударный? г) Упражнение на слышание - Я произнесу слова, а вы, если услышате новый звук, хлопните в ладоши: кровать, дом, часы, дырокол, тумба. - Рассмотрите сюжетную иллюстрацию в Азбуке и назовите все предметы с новым звуком. - А теперь сами подберите слова с новым звуком. - С каким звуком мы познакомились? Что про него узнали? | - Часы - Ча-сы, 2 слога - Часыыыы, 2 слог - Ча- - Безударный - Сы- - Ударный - Из 4: [ч/а/с/ы] [ыыыы] Губы широко раздвинуты, зубы хорошо видны - Гласный звук — воздух не встречает преграду - Ударный и безударный Хлопают на слова часы, дырокол Рассматривают иллюстрацию и называют слова Приводят примеры своих слов [ы] — гласный звук, может быть ударным и безударным | Познавательные: применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка | Физкультминутка «Большая буква» Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок. | Дети выполняют | |
5. Продолжение реализации проекта | Работа с буквой а) Ознакомление Звук [ы] на письме обозначается буквой ы (показ картинки) - ы не простая буква. «ы» всегда служить готова, только не в начале слова. Заглавной буквы ы не существует, так как ы не встречается в начале слов. - На что похожа буква ы? - Рассмотрите внимательно картинки на доске: на что еще похожа буква? - Разучим стишок про букву ы: Мы спросили у синицы, Мы спросили у совы, Не смогли они придумать Нам слова на букву Ы. (учитель читает весь стих, потом по строчке — дети повторяют 2-3 раза, после чего предлагаем рассказать тем, кто запомнил) - Так как эта буква обозначает гласный звук, то поселим букву ы в красный домик ленты букв. Буква ы указывает на твердость предшествующего согласного звука, поэтому разместим ее наверху ленты. б) Запоминание - Сконструируем букву из счетных палочек. в) Узнавание - У вас на парте лежит листочек с текстом: найдите и подчеркните букву ы, сколько букв вы нашли? | Дети предлагают варианты Дети рассматривают предложенные учителем картинки и отвечают Дети слушают, повторяют хором, рассказывают по одному Конструируют букву Дети подчеркивают изученную букву, отвечают | |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Организую работу с учебным диском - Посмотрите на экран, прочитайте, соблюдая знаки в конце предложения. - ы! - ы? - ы-ы-ы! - Прочитаем выразительно. | Дети читают | Познавательные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организую работу в учебнике с.32 - Послушайте стишки. - Посчитайте сколько букв «ы»? - Проверьте по эталону. | Работают с текстом Считают, сколько букв «ы» Сравнивают с эталоном. Корректируют | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка — оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Организую работу с учебником для развития речи: - Рассмотрите рисунок на с.33 Что это? - Произнесите название этого предмета и внимательно послушайте. Что интересного? - Вот об этом стихотворение. (читает хорошо читающий ученик, заранее подготовленный) - Посчитайте, сколько в этом стихотворении встретилось букв «ы». | - Шары - Это слово заканчивается на ы -11 | Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять? - С какой буквой познакомились? - Кто считает, что он работал хорошо и все понял, поднимите левую руку. Кому еще нужна помощь — правую. | Отвечают Поднимают нужную руку | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка. |