kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сбережём родные леса!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсе изучения окружающего мира  в начальных классах особое значение имеет изучение экологии: экологии растений, экологии животных, экологии человека. Как бы не менялись учебные программы, какие бы авторы не создавали учебники – эта тема всегда в центре внимания.  Уроки экологии  можно превратить в игру, охватывающую широкие просторы нашей Родины. Путешествие, которое дает яркое представление об удивительном многообразии и впечатляющей красоте ее природы. Эти уроки  должны воспитывать любовь к Родине, чувство  ответственности за каждый уголок, окружающий нас на Земле. Наблюдая и исследуя окружающий мир, каждый ученик  делает для себя открытия многогранных связей человека с природой, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сбережём родные леса!" »


Растения – это кислород!

Растения – это пища!

Растения – это красота!

В курсе изучения окружающего мира в начальных классах особое значение имеет изучение экологии: экологии растений, экологии животных, экологии человека. Как бы не менялись учебные программы, какие бы авторы не создавали учебники – эта тема всегда в центре внимания. Уроки экологии можно превратить в игру, охватывающую широкие просторы нашей Родины. Путешествие, которое дает яркое представление об удивительном многообразии и впечатляющей красоте ее природы. Эти уроки должны воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за каждый уголок, окружающий нас на Земле. Наблюдая и исследуя окружающий мир, каждый ученик делает для себя открытия многогранных связей человека с природой, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на Земле.

Тема: «Сбережем наши леса»

Цели: формировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека, познакомить с экологическими проблемами этой природной зоны, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Развивать познавательный интерес учащихся, умения сравнивать.

Воспитывать любовь к природе, культуру поведения в лесу, экологическую культуру школьников.

Оборудование:

Мультимедийные материалы, выполненные в среде Microsoft Power Point

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного.

Тестовая работа: «Да, нет» (Слайд №1)

  1. Зона лесов состоит из двух частей.

  2. Самую большую территорию занимают хвойные леса.

  3. В тайге растут: дубы, липы, клёны.

  4. Вечная мерзлота имеется в зоне тайги.

  5. Растительность широколиственных лесов значительно разнообразнее, чем в зоне тайги.

  6. Хорошо приспособлены к жизни в тайге лемминги, белые совы, тюлени.

  7. Царём тайги называют бурого медведя.

  8. Характерны для тайги хищники: волк, рысь, росомаха, соболь, куница.

  9. Глухарь – самая крупная птица таежного леса.

  10. Рябчик, дятлы, кедровка клёст – типичные представители зоны широколиственных лесов.

3.Проверка.

4.Изучение нового материала (по ходу беседы составляется схема значения леса)

- Скажите, чем является лес для человека? (лес – источник жизни на земле)

- Верно, существование человека невозможно без зеленого океана.

- Как дышится в лесу? Почему?

- Растения обогащают атмосферу кислородом и очищают воздух от излишков углекислого газа. Лес называют «лёгкими планеты». Растения насыщают воздух фитонцидами – летучими веществами, убивающими болезнетворные бактерии. Они служат надежным фильтром от пыли в больших городах.

- Лес – это не только деревья. Что еще полезного находит человек в лесу? (В лесу человек находит грибы, ягоды, орехи)

- Ребята, растения – источник пищевых продуктов и одежды для людей. Они служат лекарственным сырьем, строительным материалом. Лес дает целый ряд продуктов: смола, лекарственное сырье, сено и др.

- Почему на отдых люди стремятся в лес? (Здесь легко дышится)

- Кто, кроме человека пользуется лесными ресурсами? (животные)

- Растениями питаются домашний скот и дикие животные. Для диких животных растения являются частью среды обитания. Значит лес – это дом для растений и животных.

- Огромно значение леса в охране водных ресурсов и почвы. Таяние снега в лесу происходит медленнее, чем на открытом месте, поэтому увеличивается продолжительность паводка, регулируется поступление воды в русло и предотвращаются наводнения.

- Леса защищают поля от суховеев и способствует накоплению влаги в почве. Состояние урожая определяется лесом, от которого во многом зависит полноводность рек и степень увлажненности почвы.

- Посмотрит, какая у нас получилась схема значения леса для природы:

Лес: (Слайд №2)

  • Дом для растений и животных

  • Чистый воздух, почва

  • Полноводные водоёмы

  • Древесина

  • Место отдыха

  • Лекарственные растения

  • Место отдыха

- Какие роли выполняет лес?

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- По чьей вине возникают экологические проблемы в лесу? Давайте отправимся в лес и посмотрим все ли там в порядке. Перед путешествием вспомним правила поведения в лесу.

- Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу».

5. Физминутка.

Побежим скорее в лес

Полным сказок и чудес.

Помахали мы крылами,

Покружились над полями,

А теперь мы стали львами,

Покачали головами,

Зарычали друг на друга,

Замолчали от испуга.

6. Работа по теме.

- Вот мы и в лесу. Нас встречает старичок –Лесовичок. Он очень расстроен. Почему, как вы думаете? (лес вырублен). (Слайд №3)

- Какие чувства вызывают у вас эта фотография? (ответы детей)

- Хорошо, что вам не безразлична судьба леса.

- Для чего человек вырубает лес? Раньше, понятно, древесина являлась основным видом топлива и главным строительным материалом. А сейчас, в топливе используют каменный уголь и газ, в строительстве – кирпич и бетон. Почему же не прекращается вырубка лесов? (Из леса получают много предметов и изделий)

- Вырубка лесов вызывает нарушение природного равновесия. Какие изменения произойдут в результате вырубки лесов?

- Итак, первая проблема леса – вырубка.

- Старичок – Лесовичок приглашает нас дальше. (Слайд №4)

- Посмотрите на следующий слайд. Какой поступок человека стал бедой для леса? (Пожар).

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары,

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес,

Что ни пихта, иссякла сила,

И что не лист пепелища – крест!

Я уходил из этой жути.

С большой тревогой за людей,

Не люди лес сожгли, не люди.

Не человек…злодей, злодей!

-Почему автор стихотворения называет человека злодеем?

- Какие изменения произойдут в результате пожара?

- Самый страшный враг леса – пожар. Народная пословица гласит: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев». А ведь этого не могло случиться, если бы люди соблюдали правила разведения костра.

Старичок - Лесовичок предлагает вам решить экологическую задачку. (Слайд №5)

Послушайте, какая история произошла с мальчиком Андреем:

- Вот и кострище есть. Давай сделаем костер, - предложил Андрей.

- Зачем здесь? Идем вот под дерево, там уютнее,- возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтоб не мешала.

- Скажите, что ребята сделали неправильно и почему?

(В результате получается таблица)

Правила разведения костра: (Слайд №6-7)

  • Правилами лесоводства строжайше запрещено разводить костер в еловом (сосновом, ином хвойном) молодняке, под кронами деревьев, и на торфяниках.

  • Запрещается разводить костер под кронами деревьев, на корнях, в сухой траве.

  • Разведение костров в этот период допускается только на очищенных до земли площадках.

  • Место для костра выбирают с подветренной стороны от палаток.

  • Костер должен располагаться на открытом месте, в безопасном отдалении от кустов или иных зарослей растительности, в первую очередь сухой травы.

  • Запрещается разведение костра с применением бензина.

  • Нельзя оставлять костер без присмотра дежурных. Следить, чтобы огонь не распространился по траве, мху.

  • Дежурные у костра должны находиться в одежде, обуви, головном уборе.

  • Дежурные должны передвигать и снимать с огня посуду, подкладывать дрова в костер и т.п. в рукавицах, защищающих от ожогов.

  • Готовую пищу нужно отставлять в специально отведенное место.

  • Просушка одежды, обуви, снаряжения у костра допускается только в присутствии дежурного.

  • Сидение у костра в полусонном состоянии чревато засыпанием и падением в огонь.

  • При уходе с места ночлега костер тщательно залить водой или засыпать землей, оставшиеся дрова аккуратно сложить, мусор сжечь или унести с собой.

  • В средней полосе наиболее безопасным периодом считается поздний август, по начало мая.

(Слайд №8) - А знаете ли вы, что дуб растет очень медленно, он глубоко пускает корни в землю. Лишь с 9 – летнего возраста начинает расти быстрее. А первые желуди он дает в 20-70 лет.

- А береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5-этажного дома. Береза – дерево – пионер. Она растет на вырубленном месте, на выгоревших местах.

- Старичок - Лесовичок приглашает нас пройти дальше. (Слайд №9)

Посмотрите, жалуется Лесовичок, лес превратили в свалку. Ребята, как вы думаете, откуда в лесу взялся мусор?

- Что нужно сделать для того, чтобы не было мусора в лесу? (Убирать после себя мусор, устраивать дни уборки пригородной зоны, закапывать)

- Всякий ли мусор можно закапывать?

- Верно, ведь пластмассовые и стеклянные предметы не гниют, а об осколки стекла могут пораниться звери. Значит следующая экологическая проблема – загрязнение лесов.

- Давайте поможем Лесовичку убрать мусор в лесу.

Для этого нам необходимо решить еще одну экологическую задачку: (Слайд №10)

Брошенная на землю бумага разлагается через два года. В школе вам предстоит учиться еще 7 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу бумагу (обертки, пакеты, газеты), сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился? (9лет)

- Молодцы, хорошо потрудились, Лесовичок очень доволен. (Слайд №11)

Он приглашает нас дальше. (Слайд №12)

- Посмотрите, какая тишь! Не слышно пения птиц, не видно зверей, даже растений стало меньше. Что произошло в этом лесу? Кто напугал зверей и птиц? Посмотрите на слайд. Кто это? (Ответы детей). (Слайд №13)

- Кто такие браконьеры? Давайте откроем Толковый словарь С.И. Ожегова и прочитаем.

Браконьер – это человек, который занимается браконьерством. Браконьерство – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах, в запрещенное время или запрещенным способом, а так же заниматься незаконной порубкой леса.

- В настоящее время, ребята, охота на лесных животных ограничено, а браконьерство наказывается по закону.

- Почему запрещено браконьерство? (браконьеры убивают животных, птиц и. т. д.)

- Верно, животных, растений, птиц становится все меньше.

- Значит следующая экологическая проблема – браконьерство.

- А кто из вас любит собирать цветы в букеты? Какую пользу вы оказываете этим природе? (наносим вред)

- Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. А куда занесены редкие растения и животные?

- Почему она названа Красной? (Слайд №14)

- Верно, это цвет опасности. Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и будет поздно. Международная Красная книга была создана в 1966 году в очень необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы разноцветные. На красных листах написаны сведения об исчезающих видах животных и птиц. На белых занесены животные и птицы, которые встречаются редко. Зеленые страницы говорят о животных, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов – лоси, бобры, соболь. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены: (Слайд №15-18)

Жук – коростел, дровосек реликтовый, жук – олень, венерин башмачок, женьшень, филин, утка-мандаринка, зубр, амурский тигр.

7. Работа в парах.

Старичок – Лесовичок предлагает нам сыграть в игру: «Собери мозаику». Каждой паре я раздам конверт с картинками и названиями животных или растений из Красной книги. Победит та пара, которая быстрее сложит эту картинку.

В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них, «Приокско-Террасном заповеднике», прочитаем в учебнике. (Слайд №19)

8. Работа по учебнику.

- Ребята, у нас в Томской области тоже есть особо охраняемые места и памятники природы. (Слайд №20)

9. Закрепление пройденного.

- Лесовичок - хозяин леса. Потому и носит такое название. И иногда бывают такие плохие дни, что и ему и всем обитателям леса плохо. Это человек и его поведение в сообществе леса. Как вы думаете, может ли человек влиять на благополучие в сообществе леса? Как?

- Как вы думаете, почему люди не выполняют правила поведения в лесу?

- Придумайте названия этим экологическим знакам. (Слайд №21)

10. Рефлексия. У каждого из вас стикер на столе. Кто согласен соблюдать правила поведения в лесу, возьмите стикер и прикрепите на доску.

11. Домашнее задание. Прочитать рассказы из книги «Великан на поляне».


Литература:

  1. О.И. Дмитриева «Поурочные разработки к урокам окружающего мира».- М.: «Вако», 2007, 398с.

  2. А.Т. Зверева «Экологические игры».- М.: «Дом педагогики», 1998.

  3. О.Г. Муковкина «Природоведение».- В.: «Учитель-АСТ», 2002.

  4. Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». М.: «Вако», 2007.

  5. Н.Т. Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барлыкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». М.: «Вако», 2004.

  6. Фотографии и картинки – [email protected]



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Сбережём родные леса!"

Автор: Ольшанская Оксана Анатольевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация для урока "Сбережём родные леса!" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-dlia-uroka-sbieriezhiom-rodnyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "105524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402859887"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Воспитательное мероприятие "Я не обижу родную Землю " "
    ["seo_title"] => string(61) "vospitatiel-noie-mieropriiatiie-ia-nie-obizhu-rodnuiu-ziemliu"
    ["file_id"] => string(6) "138297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417525269"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект мероприятия "Земля - наш дом" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-mieropriiatiia-ziemlia-nash-dom"
    ["file_id"] => string(6) "144500"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418738731"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект интегрированной организованной деятельности "Время года Зима. Знакомства со свойствами снега"""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_integrirovannoi_organizovannoi_deiatelnosti_vremia_goda_zima_znakomstva"
    ["file_id"] => string(6) "647625"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1711000807"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Сценарий последнего звонка "Прощай школа" "
    ["seo_title"] => string(48) "stsienarii-posliedniegho-zvonka-proshchai-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "104742"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402755369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства