Конспект интегрированного занятия на тему: «Время года зима. Знакомство со свойствами снега» для старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: Социум
Раздел: ознакомление с окружающим, худ. литература
Цель: формировать способы зрительного и тактильного обследования.
- продолжать знакомить детей со свойствами снега: тают в тепле- образуется вода.
- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
развивать у детей познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, умение анализировать события и делать выводы.
-развивать умение слушать и понимать заданный вопрос.
Настрой на занятие
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее- сильнее,
А теперь похлопаем смелее-смелее.
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем,
Улыбнемся снова – будьте все здоровы.
Сюрпризный момент: приходит Зайчик и загадывает загадку.
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто ответит, кто знает?
Когда это бывает?
- Верно зимой, а сейчас какое время года? Правильно, зима. А вам нравится зима? Почему? Давайте подойдём к окну и полюбуемся, как кругом всё бело и красиво. Попробуйте отгадать загадку:
На всех садится,
Никого не боится. (Снег)
Билингвальный компонент: кар – снег, кыз – зима.
- Как вы думаете, почему в загадке сказано, что снег никого не боится? (ответы детей)
- Снег никого не боится, потому что его ничто, и никто не может остановить, и ложится он, куда захочет: на деревья, на дома, на дороги, на людей, на животных, на машины. Вы знаете, как называется явление, когда падает снег? (снегопад.)
- А как вы думаете, чем зима отличается от других времён года?
-Да, только зимой бывает снег. Посмотрите ещё раз в окно, везде лежит снег: и на деревьях, и на крышах домов. Снег, как одеяло - покрыл всю землю.
А вы знаете, что со снегом случаются чудесные превращения? Хотите узнать какие?
- Давайте сядем на стульчики, а я вам расскажу одну историю.
Чтение произ-я «Сказочка про Снежок» Анна Алкинская
Первый снег родился утром, выпал скоро из «гнезда»,
То его родной был домик под названьем «Небеса».
Он летел как пух гусиный, ветер с ним завел игру:
Кружит он снежинки шустро, пригласил играть Пургу.
Снег резвился, веселился, мир увидел с высоты,
А потом он приземлился - столько в мире красоты:
Сел в лесу он на деревьях, белым стало все сразу вдруг -
Покрывалом будто землю он покрыл лесок вокруг.
Полежал он на деревьях, на пеньках и на кустах,
Будет ждать других Снежинок, чтоб остаться навсегда.
Так он думал, ведь он слышал, как сородичи его,
Рассказали им про Север - там не тает ничего.
Но пока пусть он побудет, ждет друзей своих с Небес,
А потом, когда растает, ручейком покинет лес.
Знает, что потом на Небо он вернется в дом родной,
А потом дождем он станет, или снегом вновь зимой.
А пока, он точно знает, будет праздник Новый год,
Там, в лесу, зверюшки, пташки заведут свой хоровод!
Физкультминутка
Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Беседа
- О чем стих-е?
- Откуда он взялся? С небес.
- Пока снег летел, куда он приземлялся?
- Весна придет, что будет со снегом?
- Почему автор пишет: «Знает, что потом на Небо он вернется в дом родной,
А потом дождем он станет, или снегом вновь зимой».
- Давайте проведём опыт (воспитатель вносит таз со снегом)
Опыт 1 «Снег – это вода»
- Посмотрите, что лежит в тазике?
- Верно, снег. А как вы догадались, может быть это вата? Потрогайте пальчиком. Какой снег? А ещё какой?
«Воздействие температуры»
- Возьмите немножко снега в ручки. Подержите его в ладошке и посмотрите, что произойдет со снегом. Что с ним случилось? (Он растаял)
- Значит он превратился во что? В воду.
- Вода какая? Твердая, мягкая или жидкая? (жидкая)
- Что можем делать с жидкой водой? Переливать.
- Какой можно сделать вывод?
- Вывод: Снег - это вода! Вода жидкая.
Опыт 2 «Вода - пар»
- А теперь давайте нагреем воду и посмотрим, во что она превратится. Открываю крышку нагретого электрочайника.
- Что идет из чайника? (пар).
- Когда вода нагревается, то она превращается в пар.
Теперь посмотрите, что вы видите под крышкой чайника? (капли)
- Пар подымается вверх и снова превращается в воду. И потом эти капли опять падают вниз.
Так же происходит и в природе. Сначала с неба падают капли дождя, затем дождевые лужи под действием солнца испаряются – превращаются в пар и поднимаются вверх, в воздух. И оттуда опять падают дождем. Это явление называется круговорот воды в природе.
Вывод: - Значит, что мы узнали о воде: вода жидкая, может превращаться в снег и в пар.
- А если эту воду вынести на мороз, что с ней случится? (превратится в лед)
Опыт 2 «Лед – это твердая вода»
Показываю детям кубики льда.
- Попробуйте его перелить. Попробуйте лед руками, какой он? (гладкий, твердый, прозрачный, холодный, блестящий)
Вывод: - Ребята, это третье состояние воды – она твердая.
- Если оставить блюдце со льдом в группе, что с ним произойдет?
Ответы детей.
Ставим блюдце со льдом на батарею. В конце занятия дети проверяют, правильно ли они ответили на вопросы.
- Сегодня на занятии мы очень много узнали о воде, провели опыты. Предлагаю вам перечислить три состояния воды. Во что может превратиться вода при нагревании? При охлаждении?
Ситуативная беседа по ЗОЖ «Правила поведения на прогулке зимой»
- Ребята, почему нельзя есть снег и сосульки?
- Как вы думаете, если одежда промокла во время игры, нужно продолжать играть, или лучше сразу уйти домой?
- А почему нельзя кататься с горки вблизи проезжей части?
- Как вы считаете можно стоять под сосульками?
- Зачем нужно обходить скользкие места?
- Правильно. Молодцы, правила поведения на улице зимой усвоили.