3) Воспитывать любовь к книге, к Родине, к природе,
поддерживать интерес к чтению.
Ход урока:
1.Организационный момент
-Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь ваш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
( Звучит музыка П.Чайковского «Сладкая грёза».)
- «Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» – гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное , совершать добрые поступки.
-Давайте подарим тепло и добро друг другу.
(На фоне музыки П.Чайковского «Сладкая грёза»)
Дети соприкасаются ладошками, учитель читает:
-Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
И сердце добром наполняется –
Так красота на земле рождается.
-Сегодня на уроке мы тоже прикоснёмся к красоте.
На доске слайд.
Наша речь полна величья, гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.
-Кого мы будем слушать на уроке? (поэта).
- На нашем уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.
2. Речевая разминка.
(2 слайд)
- Для чего мы проводим речевую разминку? ( Чтобы научиться правильно и чётко говорить).
-Прочитайте скороговорку хором.
-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:
Ляля – плакса,
В тетради – клякса.
На горе, на горке
Горько ревёт Егорка.
-Прочитайте эту же скороговорку с вопросительной и восклицательной
интонацией, так, как будто прочитала змея.
Дыхательная гимнастика.
«Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворения, окунёмся в чарующий мир природы.
-А теперь угадайте, о каком же поэте будет идти речь?
Звучит спокойная музыка. Учитель читает наизусть.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - ………….
Всей России встают черты…(Н.Браун)
-Молодцы, такие прекрасные слова действительно, сказаны про Есенина.
Говорят, что глаза - это зеркало души человека. А что вы можете увидеть в глазах Сергея Есенина? ( Доброту, ласку, нежность, доверчивость).
Как вы думаете, какой он человек? ( Добрый, красивый, спокойный).
-Мы с вами попробовали предположить, какой наш поэт. Может быть, биография даст нам полную характеристику Сергея Александровича Есенина.
Подготовленный ученик рассказывает о Есенине.
-А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.
Звучит запись звуков природы (весенняя капель, щебетание птиц, шелест листьев на ветру, журчание ручьев).
-Какое время года вам представляется?
- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущего дерева. А какого- угадайте.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
— Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Сейчас Рита расскажет нам об этом загадочном дереве.
Слова учителя.
-В народе даже существовало поверье, что достаточно постоять в тени черемухи, чтобы отпугнуть начинающуюся болезнь. И поверье это, как оказалось, не лишено оснований. В момент цветения черемуха выделяет громадное количество летучих фитонцидов, губительно действующих не только на микробы, но и на крупных животных (мышей, крыс). Вот почему букет черемухи, оставленный в закрытой комнате, способен вызвать головную боль и недомогание. Фитонциды черемухи во время Великой Отечественной войны использовали для лечения гнойных ран.
- Сформулируйте теперь тему урока. ( С. Есенин « Черёмуха»).
5. Работа по теме урока.
Учитель наизусть читает стихотворение.
У.: Давайте поделимся своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, весёлое, мечтательное?
Ответы учеников.
У. А какие чувства возникли в вашем сердце?
( радость, восхищение, восторг.)
У. Ребята, запомните, что лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Читая стихотворение « Черёмуха», мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые», и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Художник пользуется палитрой красок, изображая красавицу черёмуху, поэт «рисует» свой пейзаж с помощью слов. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя автор и не расписывает детально каждую строку.
Чтение и анализ стихотворения.
Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать стихотворение и постараться в своём внутреннем видении представить картину.
У. Нарисуйте словесную картину. ( Заслушиваем детей) Если дети «нарисовали» только черёмуху, попросить их медленно перечитать текст и постараться увидеть ещё один образ (ручей)
Физминутка.
Словарная работа.
На доске записаны словосочетания из текста. Дети с учителем объясняют значение словосочетаний.
Роса медвяная – ароматная, с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег, и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом ( круча – крутой спуск, обрыв).
У. Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?
Д. Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.
У.При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?
У. А как вы думаете, чем привлекает черемуха автора?
Д. Она душистая, веточки у неё золотистые, словно кудри, на коре дерева - капельки росы, около корней журчит серебряный ручей.
У. А на кого похожа черемуха? С кем её Есенин сравнивает?
Д. С красивой девушкой.
У. Как мы этом узнаем?
Д. «И ветки золотистые, что кудри завила…»
У. Итак, в этом стихотворении черемуха – это красивая девушка. А кого автор представляет
юношей?
Д. Серебряный ручей.
У. Прочитайте этот отрывок.
Д. Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенку поет.
У. А есть ли в этом стихотворении предметы, которые автор изображает как живые существа?
Д. Есть. Это черемуха, роса, ручей.
У. Докажите это примерами из текста.
У. Как называется такой приём в литературе?
Олицетворение – это наделение предметов и явлений природы чертами, присущими человеку.
-Молодцы, вы прекрасные исследователи. А сейчас мы побудем художниками.
Работа в парах Точечный рисунок детьми ветки черёмухи. Звучит песня Толкуновой.
Выставка на доске.
6.Подведение итогов
- Удалось вам почувствовать весну?
Какие сведения произвели на вас большее впечатление?
Какие задания вам показались наиболее интересными?
7. Рефлексия.
- Взяли оценочные листы (Прилагаются)
Раскрасьте тот листочек, кем вам больше понравилось быть: слушателями, художниками, исследователями.
- Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.
-Сергей Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь- всего 30 лет. В память о нём я зажгу свечу, а вам я бы хотела представить одну очень интересную и памятную видеозапись о Сергее Есенине.
- В кадрах будут записи с участием живого поэта. У нас с вами будет возможность увидеть его так же, как вы, например, сейчас видите своего соседа по парте.
- И в заключении ( горит свеча).
У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это, пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.