МОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского».
Тема: «С.А.Есенин «Черёмуха»
Цель: продолжение отработки навыков анализа лирического текста, формирование умений воссоздавать картины, нарисованные автором;
развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работы); развитие творческого воображения (через приём рисования);
воспитание интереса к предмету и культуры общения/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««С.А.Есенин «Черёмуха» »
Урок литературного чтения в 3 классе «А»
МОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского».
Тема: «С.А.Есенин «Черёмуха»».
Цель: продолжение отработки навыков анализа лирического текста, формирование умений воссоздавать картины, нарисованные автором;
развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работы); развитие творческого воображения (через приём рисования);
воспитание интереса к предмету и культуры общения;
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Долго длилась в этом году зимняя пора. Со светлой надеждой ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны, бывают её первые шаги: то и дело зима даёт знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.
Учащиеся нашего класса инсценируют стихотворение «разговор Зимы и Весны».
Автор.
Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровице всё справлялася:
Весна.
Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима.
Бью челом тебе, Весна тёплая!
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
Весна.
Потому что ты – больно лютая,
И холодная и голодная!
Я же – тёплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты. Зима у людей
Не пора ли тебе уходить из гостей?
- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Сегодня на уроке я хочу вам предложить стихотворение «Черёмуха».
Если это стихотворение, как вы думаете , что бы вы хотели узнать и чему научиться?
Д. Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение.
Для чего вам это нужно?
Д. Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим.
III. Знакомство с биографией С.Есенина.
- Автор этого стихотворения Сергей Есенин.
- Но прежде , чем познакомить вас с этим произведением, давайте обратимся к биографии С.Есенина. ( появляется портрет С.Есенина)
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда.
Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой.
Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.
Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
IV.Технология работы над стихотворением.
Первичное чтение текста
- А теперь пришло время познакомимся со стихотворением «Черемуха».
- О чем будет стихотворение?
-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
- Чтение стихотворения учителем:
Черёмуха душистая
С весною расцвела (1)
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.(2)
Кругом роса медвяная (3)
Сползает по коре (4),
Под нею зелень пряная (5)
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей. (6)
Черёмуха душистая, (7)
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.(8)
Ручей волной гремучею (9)
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
- Кому понравилось?
-Какие чувства возникли у вас?
- А теперь нарисуйте то, что вы увидели.
( практическая работа детей)
Медленное повторное чтение текста с анализом «ключевых» слов.
Почему о дереве говорится, как о цветке, - «расцвела»?
Почему «с весною», а не «весною»?
Почему такое сравнение?
Почему у поэта роса цвета мёда, ведь она – прозрачная?
Автор говорит, что роса «сползает по коре». А если бы поэт сказал – «стекает», была бы другая картина?
Что означает слово «пряная»? Почему оно применимо к черёмухе?
Пряная – острые, ароматные по вкусу и запаху
Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
Почему эта часть стихотворения начинается такими же словами. Как в начале?
Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? Почему?
Гремучая – шумная, издающая громкие звуки
Обдает – окатывает водой, брызгами со всех сторон
Вкрадчиво – осторожно, доверительно
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
А ручей такой же? Каким он стал? Почему?
Физминутка.
Представим весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели).
Солнышко светит, идет приятный весенний дождик,
и этот цветок растет, расцветает,
тянется к солнцу (дети изображают)
кругом яркое солнце.
Покажите руками его лучи.
Размышление над загадкой этого текста, его лирическим сюжетом.
Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)
- А в чём же загадка этого текста?
Рассмотрите ручей сначала и потом.
-Его особенность в том, что в нём две картины, разделённые временем.
Это ясно на образе ручья: сначала – «струится маленький», да ещё и рифмуется с «проталинкой», а потом его «гремучая волна» обдаёт все ветки черёмухи. Отношения с черёмухой изменились: вначале ручей просто был рядом с ней, а потом – как бы обнимает её «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт». В этом стихотворении ещё и присутствует тема любви.
Итак, мы с вами выходим на понятие времени в тексте. Можно нарисовать один рисунок к этому произведению? ( нет)
В рисунке можно запечатлеть лишь один момент, а поэт нарисовал картину весны в движении.
VII. Итог урока. Домашнее задание
- Удалось вам почувствовать весну?
- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?