kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта урока на тему "Есенин "Черёмуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Есенин "Черёмуха" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока на тему "Есенин "Черёмуха"»

Урок 78 С. Есенин «Черемуха»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. (Дети читают стихи наизусть.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа о поэте.

Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.

В этом имени слово «осень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - (слайд 1) (Сергей Есенин)

Всей России встают черты…

- Вы услышали стихотворение о русском поэте С. А. Есенине.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

- Кто не знает этих строк и их автора? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. (Это строки Сергея Есенина.)

Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало...

(слайд 2) Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился под Рязанью в селе Константиново (слайд 3).

- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано — в девять лет.

Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.

2. Работа над стихотворением «Черемуха»

а) - Какое растение изображено на этом слайде (4)?

Одна из первых я цвету

В садах стою я вся в цвету

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

-Гляди, черёмуха цветёт! -

Все люди говорят.

Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

б) прослушивание стихотворения (слайд 5)

в) проверка восприятия

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой

выбор (на листочках: ликующее

восторженное

шутливое

печальное

весёлое

праздничное

радостное

спокойное

грустное

мечтательное)

Р. т. – выписали – настроение: ликующее, восторженное, весёлое, праздничное, радостное.

- Подтвердите словами из стих.

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

(на листочках: изумление

спокойствие

радость

сожаление

восторг

печаль

ликование

грусть

Р. т. – выписали – чувства: изумление, радость, восторг, ликование.

- Что отражают лирические стихи?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого

стихотворения?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это

настроение?

г) чтение стих.

- Открываем учебники на странице 55 – чтение про себя.

Вспомним правила выразительного чтения:

Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

После каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;

Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

д) Словарная работа. – (слайд 6)

роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;

зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

волна гремучая – издающая громкие звуки;

обдаёт – обливает со всех сторон;

вкрадчиво – осторожно; тихо;

под кручею – под обрывом.

е) Чтение вслух – 2 – 3 уч.

ж) Работа над литературными приёмами.

- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?

(своей необыкновенной красотой)

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

(ветки золотистые, ручей серебряный)

- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, -

«представили запахи».

- Какими словами поэт говорит о запахах? (душистая, медвяная, пряная)

- Какой приём использует поэт? (эпитеты)

Р. т. – эпитеты: душистая, медвяная, пряная, золотистые, серебряный.

- Зачем Есенин использует эпитеты?

- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.

(пушистая, белоснежная, весёлая, весенняя)

- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

- Как называется этот приём? (метафора)

Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.

Р. т. метафора: сияет зелень в серебре

Зелень горит.

- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении? (центральный)

- Докажите. (название, иллюстрация)

- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

- Какой приём использует поэт? (олицетворение)

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

(образ красивой, кудрявой девушки)

- А кто в стихотворении представляется юношей? (ручей)

- Найдите строчки и прочитайте.

- Найдите строчки, где есть и олицетворение, и сравнение.

(И ветки золотистые, что кудри, завила)

Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

з) выразительное чтение стихотворения – 2 – 3 уч.

д) вывод:

Вывод: Какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?

- Только ли о природе это стихотворение?

Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

Д/з: стр. 55 – 56, наизусть, Р. т.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка конспекта урока на тему "Есенин "Черёмуха"

Автор: Зарина Исрафиловна Туранова

Дата: 19.04.2021

Номер свидетельства: 578670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства