Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока на тему "Есенин "Черёмуха"»
Урок 78 С. Есенин«Черемуха»
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Проверкадомашнегозадания. (Дети читают стихи наизусть.)
III. Работапотемеурока
1. Беседа о поэте.
Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.
В этом имени слово «осень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - (слайд 1) (Сергей Есенин)
Всей России встают черты…
- Вы услышали стихотворение о русском поэте С. А. Есенине.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром…
- Кто не знает этих строк и их автора? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. (Это строки Сергея Есенина.)
Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало...
(слайд 2) Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился под Рязанью в селе Константиново (слайд 3).
- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано — в девять лет.
Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.
2. Работа над стихотворением «Черемуха»
а) - Какое растение изображено на этом слайде (4)?
Одна из первых я цвету
В садах стою я вся в цвету
И белый мой наряд,
И горький запах всех влечёт:
-Гляди, черёмуха цветёт! -
Все люди говорят.
Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.
б) прослушивание стихотворения (слайд 5)
в) проверка восприятия
- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.
- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой
выбор (на листочках: ликующее
восторженное
шутливое
печальное
весёлое
праздничное
радостное
спокойное
грустное
мечтательное)
Р. т. – выписали – настроение: ликующее, восторженное, весёлое, праздничное, радостное.
- Подтвердите словами из стих.
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
(на листочках: изумление
спокойствие
радость
сожаление
восторг
печаль
ликование
грусть
Р. т. – выписали – чувства: изумление, радость, восторг, ликование.
- Что отражают лирические стихи?
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого
стихотворения?
- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это
настроение?
г) чтение стих.
- Открываем учебники на странице 55 – чтение про себя.
Вспомним правила выразительного чтения:
Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
После каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
д) Словарная работа. – (слайд 6)
роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
волна гремучая – издающая громкие звуки;
обдаёт – обливает со всех сторон;
вкрадчиво – осторожно; тихо;
под кручею – под обрывом.
е) Чтение вслух – 2 – 3 уч.
ж) Работа над литературными приёмами.
- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?
(своей необыкновенной красотой)
- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?
(ветки золотистые, ручей серебряный)
- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, -
«представили запахи».
- Какими словами поэт говорит о запахах? (душистая, медвяная, пряная)
- Какой приём использует поэт? (эпитеты)
Р. т. – эпитеты: душистая, медвяная, пряная, золотистые, серебряный.
- Зачем Есенин использует эпитеты?
- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.
(пушистая, белоснежная, весёлая, весенняя)
- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».
- Как называется этот приём? (метафора)
Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.
Р. т. метафора: сияет зелень в серебре
Зелень горит.
- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении? (центральный)
- Докажите. (название, иллюстрация)
- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.
- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?
- Какой приём использует поэт? (олицетворение)
- Какой образ олицетворяет черёмуха?
(образ красивой, кудрявой девушки)
- А кто в стихотворении представляется юношей? (ручей)
- Найдите строчки и прочитайте.
- Найдите строчки, где есть и олицетворение, и сравнение.
(И ветки золотистые, что кудри, завила)
Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.
з) выразительное чтение стихотворения – 2 – 3 уч.
д) вывод:
Вывод: Какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?
- Только ли о природе это стихотворение?
Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.