Тема урока С. А. Есенин «Черемуха»
Цель: знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»
Задачи:
Предметные:
Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; дать учащимся представление об особенностях отражения темы природы, Родины в стихах Есенина учить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору).
2. Метапредметные:
познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и одноклассниками в решении учебных задач; учитывать позицию собеседника.
регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать чувство прекрасного и эстетические чувства, учить адекватно оценивать свою деятельность.
Планируемые результаты.
Предметные: ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста; определять авторскую позицию; строить осмысленные речевые высказывания.
доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;
Метапредметные:
познавательные: ученик научится искать и выделять необходимую информацию по заданной теме, получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать анализ литературные произведения; строить речевое высказывание в устной форме;
коммуникативные: ученик получит возможность формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;
личностные: ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, для формирования умения понимать чувство автора к любви к природе, Родине
Ход урока:
Организационный момент
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами
Проверка д/з
Синквейны заслушать
Послушайте, пожалуйста, следующие отрывки и скажите, кто автор
(Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина) слайды
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Ответы уч-ся (автор отрывков С. Есенин), один из самых известных и любимых поэтов не только в нашей стране.
- Назовите каким жанром являются эти отрывки из произведений? (Ответы учащихся).
_ Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением С. Есенина.
Название стихотворения вы узнаете, угадав растение на слайде.
-Итак, какое растение изображено на этом слайде? (Черёмуха)
Загадка (дополнительно)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Ученик читает стихотворение:
Одна из первых я цвету
В садах стою я вся в цвету
И белый мой наряд,
И горький запах всех влечёт:
-Гляди, черёмуха цветёт! -
Все люди говорят.
- Итак, назовите тему урока (Сергей Есенин «Черёмуха»).
Какую цель и задачи мы поставим на уроке?
Ответы уч- ся слайд
-Каждую весну в конце мая врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.
- Что вы знаете о черёмухе?
Интересные факты о черёмухе:
1 ученик. С давних времен Черёмуха была символом нежности, молодости, чистоты и любви.
Цветущую Черёмуху ни с чем не спутаешь. Ее отчетливый аромат разносится по лесу на многие сотни метров.
По преданию, в дерево превратилась девушка, страдающая от неразделенной любви к молодому человеку. Сердце ее охладело, поэтому в пору, когда цветет Черёмуха, наступают холодные ночи и дни.
2 Ученик. Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова.
3 Ученик. В России существуют три реки с названием Черёмуха.
В аптеках продаются плоды Черёмухи, оказывающие вяжущее и противовоспалительное действие.
Итак, послушайте стихотворение, подумайте и скажите, какое настроение автора вы почувствовали?
Видеоролик «Черёмуха»
- Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
- А какие чувства возникли в вашем сердце?
Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”
- Откройте пожалуйста с. 36 и прочитайте про себя стихотворение Есенина.
Подумайте, с какой целью автор написал это стихотворение?
- Выберете ответы на слайде.
чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;
чтобы передать свою радость;
чтобы привлечь внимание к красоте природы;
чтобы вызвать взаимное сопереживание.
Чтение построчное (учитель – дети) и найдите непонятные вам слова и выражения:
роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
обдаёт – обливает со всех сторон;
вкрадчиво – осторожно; тихо;
под кручею – под обрывом.
Назовите рифмы
Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (2 картины)
Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
Дети: 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.
2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
3черёмуха
4 ручей
Чтение и анализ текста.
Прочитайте строфы, где Есенин описывает черёмуху
- Какие слова использует автор для описания образа черёмухи?
- Черёмуха душистая, ветки золотистые.
(Эпитеты) Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Дети: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.
- Почему ветви золотистые? (Блестят в лучах солнца.)
- С чем сравнивает ветки дерева? (С кудрями.)
- Какой литературный приём использует автор? (Приём сравнение)
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? (Олицетворение)
Черёмуха олицетворяет образ девушки.
- Как понимаете выражение: «а зелень золотистая на солнышке горит»?
- Какой литературный приём использовал автор? (метафора)
– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота) – Почему она так изменилась? (Прошло время, черемуха распустилась, расцвела)
Почему зелень сияет в серебре? (Блестит на солнце от росы) -
- Значит в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром)
- С помощью какого эпитета описывает росу?
Прочитайте строфы, где описывает Есенин ручей
- Что рассказывает автор о ручейке? серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).
- Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Образ юноши)
- Каким показан ручей в конце стихотворения? – Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды).
– На что стал похож он, если у него появилась волна?
- Гремучею – это как? (громко)
- Волною обдаёт? (бросает тень)
- Что значит выражение: «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт?»
- Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) (олицетворение)
- Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)
- Какие краски выбрали бы вы к иллюстрации этого стихотворения? (краски весны)
- Что автор «спрятал между строк?» (Такую красоту природы надо видеть и беречь.
автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор.
Физминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.
Выразительное чтение стихотворения «Черемуха».
Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.
Учитель: Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)
– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
- А сейчас прочитайте строчки из стихотворения, которые очень вам понравились (чтение детей)
Учитель: А сейчас поиграем в игру «Да или нет» -
Проверим, как вы внимательно слушали…
Берёза душистая? (нет- черёмуха)
Расцвела с веною? (да)
Завила черёмуха КУДРИ (да)
Рядом с черёмухой озеро? (нет- ручей)
Ручей большой? (нет- маленький)
Кисточки шёлковые (нет, атласные)
Кульминационный момент
Учитель: А сейчас Серёжа прочитает вам стихотворение З.Александровой «Черемуха». Оцените пожалуйста поступки людей.
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
(3.Александрова)
Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.
Учитель: Люди причиняют природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
Какой вывод вы сделаете? Такую красоту природы надо видеть и беречь.
Послушайте песню «Черёмуха»
Работа по группам:
Вставь пропущенные слова
Черемуха ________
С ________ расцвела
И ветки ________,
Что кудри, завила.
Чтение цепочкой по строчке
Работа в группе: синквейн «Черёмуха»
Имя существительное | Черёмуха |
Имя прилагательное (2) | |
Три глагола | |
Фраза из нескольких слов, относящиеся к черёмухе | |
Синоним | |
Итог
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
– С каким произведением вы познакомились на уроке?
Кто автор?
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Какие задания вам показались наиболее интересными?
Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черёмухи – ручья, девушки - юноши
-Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.)
-Достигли ли мы цель урока?
В нашем городе тоже цветет черемуха. А в каком дворе вы ее видели? Я думаю у многих возникло желание скорее увидеть цветущую черемуху. Я надеюсь, вы не будете ломать, а только восхищаться любоваться ею
Я желаю, чтобы весна жила в ваших сердцах, дарила любовь и радость.
Закончить хочется словами «Если Вы хотите, чтоб жизнь вам улыбалась, подарите ей улыбку» (Спиноза)
Д/з
Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха».
Оценки за урок
Если вам понравился урок украсьте наше деревце веточками черёмухи