kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.А. Есенин стихотворение "Черемуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся со стихотворением С.А. Есенина, учить основам смыслого чтения стихотворного произведения, выражать свои мысли и чувства, прививать любовь к родной природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С.А. Есенин стихотворение "Черемуха"»

Технологическая карта урока

Класс: 3    

Предмет: Литературное чтение.       

Тема: С.А.Есенин «Черемуха»

Цель: познакомить учащихся со стихотворением С.А. Есенина, учить основам смыслового чтения стихотворного произведения, выражать свои мысли и чувства, прививать любовь к родной природе.

Предметные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, научатся читать стихотворение, передавая настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; получат возможность научиться понимать лирические произведения, представлять картины весенней природы; пользоваться элементарными приемами анализа текста.

Метапредметные:

– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;
– познавательные УУД: формировать навыки смыслового чтения текста в соответствии с поставленной целью, использоваться простейшие виды анализа текста;

– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Оборудование:  ИКТ, учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий; аудио приложение к учебнику.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Сообщение о поэте.

  4. Самоопределение к деятельности.

  5. Подготовка к первичному восприятию.

  6. Чтение стихотворения.

  7. Физминутка.

  8. Анализ стихотворения.

  9. Работа над выразительным чтением.

  10. Рефлексия урока.

  11. Подведение итогов урока.

  12. Домашнее задание.



№ этапа, название,

задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Формируемые умения (УУД)

1.Организационный момент.














2. Актуализация знаний


















3. Сообщение о поэте

(презентация)



























4. Самоопределение к деятельности














5. Подготовка к первичному восприятию





6. Чтение стихотворения (аудиозапись)














7. Физминутка












8. Анализ стихотворения.
















































































9. Работа над выразительным чтением












10. Рефлексия урока








11. Подведение итогов урока














12. Домашнее задание

Слово приветствие.

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Психологический настрой на урок

Пожмите соседу руку,

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте хорошего настроения.

-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.



Из данных анаграмм составить фамилии известных вам людей (работа в парах).

ТВЕЧЮТ, ЕПВЕЩЕЛ, ТФЕ, НЕСЕИН.)

(Тютчев, Плещеев, Фет, Есенин.)

- Что общего между этими фамилиями?

-  Это всё поэты, они писали стихи о природе.

- Молодцы! Хорошо поработали.

-  С одним из этих поэтов мы сегодня с вами встретимся. А вот с кем? Сейчас вы прослушаете стихи, которые мы уже с вами изучали. Вспомните автора этих стихов.

1-ый ученик читает отрывок из стихотворения « Берёза»

2-ой ученик читает отрывок из стихотворения «Поёт зима – аукает».

- Кто автор этих стихов?

- Есенин Сергей Александрович.

- Правильно. Молодцы!



С.А. Есенин родился 3 октября 1895г. в селе Константиново Рязанской губернии.

Отец его Александр Никитич был крестьянином, мама Татьяна Фёдоровна безграмотной женщиной.

Детство Есенина было такое же как у всех сельских ребятишек. Очень хорошо он умел лазать по деревьям. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери. Дед был хорошим знатоком церковных книг. Читать Есенин начал с пяти лет, его учил дядя. Стихи стал писать с 9 лет. Толчки для сочинения давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые из них с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Часто у них в доме собирались слепцы, странствующие по сёлам, они пели духовные стихи. На творчество Есенина так же повлияли деревенские частушки. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин приехал в Москву, ему было 17 лет. Он работал в типографии. Первые стихи появились в московских журналах 1914 г. 1915 году познакомился с А. Блоком. Блок оценил талант поэта.

В 1916 году вышел первый сборник Есенина «Радуница». Есенин воспевает в своих стихах природу и не зря его называют певцом русской природы.



– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.)
– Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она 
Вся от ягоды черна.

– Правильно. Черемуха. Попробуйте определить тему и задачи урока.



- Закройте глаза, представьте черёмуху, вот вы подходите к этому белоснежному чудному дереву и вдыхаете его аромат.(пауза)

Поделитесь своими впечатлениями, настроением, которое рождается при видении этой картинки.



- Прослушайте стихотворение С. Есенина «Черёмуха» в исполнении актёра. Вслушайтесь в него и попытайтесь проникнуть тем настроением, которое родилось у поэта, когда он увидел черёмуху.

(после прослушивания небольшая пауза)

Обмен читательскими впечатлениями.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

(выслушать ответы нескольких учащихся)

- Можно определить какое настроение было у поэта.

-  Бодрое, весёлое, возвышенное, волшебное, восторженное, радостное, светлое, солнечное, счастливое. Почему такое настроение?



-Ребята, используя строчки стихотворения, давайте проведём физминутку.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.



А теперь давайте внимательно почитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием.


Читаем 1 четверостишие.

-Какой называет черемуху автор? (душистой)

Поэт и видит черемуху и как-бы вдыхает запах самой черемухи.

- С помощью, каких слов поэт передает окраску ее ветвей? (золотистые). Почему не «золотые»?

-С чем он сравнивает эти ветки? Почему?


Читаем 2 четверостишие.

-Как автор называет росу? (медвяная) Это какая?

-Какое образное определение дал поэт слову «зелень»? Пряная - острая и ароматная по вкусу и запаху. Почему она такая? (свежая зелень).


Читаем 3 четверостишие

- Найдите образные слова с помощью которых автор передает цвет и быстроту бегущего ручья. ( серебряный - КАКОЙ?, струится - ДРУГИМИ словами?)


Читаем 4 четверостишие.

-Какие строки уже встречались? Как вы думаете для чего поэт использовал этот прием? (Придать эмоциональную окраску, что б обратить внимание еще раз, что она душиста и красива.)


- Как вы понимаете смысл выражения «развесившись, стоит»?

- Есенин употребил глагол «горит», подберем к нему синонимы. (светит, сверкает, сияет, пламенеет, излучает.) Поставим их по нарастающей силе.

- светит, сверкает, сияет, горит.

- Почему автор выбрал именно этот глагол? (очень ярко сверкает, горит)

- Какое настроение у вас возникает при чтении этих строк? (радостное, светлое, веселое.)

- Какие слова помогают автору создать такое настроение? (горит, золотистая, душистая.)


Читаем последнее четверостишие.

- О чем автор говорит в этой части?

- Какой называет волну автор? (гремучей- производящей громкие звуки.)

- Как вы поняли, что значит « обдает»?- окатить, облить сразу со всех сторон.

- Как поет ручей? (вкрадчиво, доверчиво, старается вызвать доверие, расположить к себе, даже с лестью).

- Как вы думаете, почему Есенин выбрал именно слово «вкрадчиво»? (ему казалось, что так более точно передается звучание бегущего ручья. И придаёт эмоциональную окраску.)

Мы сравнили и поняли, что в этом особая выразительность, точность, прелесть поэтического стиха.

Посмотрите на иллюстрацию.

-Можем ли мы отнести ее ко всему стихотворению или к какой-то ее части? Что изобразил художник на этой иллюстрации? Опишите картину, используя слова, строки из стихотворения.

- Какие краски художник выбрал? Какое настроение они создают?

- Хотели бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте себе, что вы художники. Расскажите какую иллюстрацию вы нарисуете к этому стихотворению? (что нарисуете, где что расположите, какие краски возьмете).


Послушайте 2 музыкальных произведения.

-Какое из них можно считать музыкальной иллюстрацией к нашему стихотворению? Почему? Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению, какой она будет по характеру, настроению.

–Давайте подумаем теперь как мы будем читать это стихотворение, с каким чувством (радости). В каком темпе будем читать

- быстро или неторопливо ( умеренно).

- Где делать паузы? (внутри предложения, где запятая, тире. В конце каждой стихотворной строки небольшая, если нет никакого знака, в конце предложения и межстиховая пауза.

-Расставим логические ударения. Будем учитывать не только смысл, содержание строки, но и рифму, ритм, музыкальность стиха.



Ребята, закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…


– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении?

-Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.)

-Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.)

-Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы.

-Достигли ли мы цель урока?

Идеальное задание по выбору:

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Выразительно прочитать стихотворение.

3) Выполнить иллюстрацию к стихотворению.

4) Выучить другой стих Есенина о природе.

Слушают учителя, выполняют пожелание учителя.










Выполняют задание учителя











Чтение стихотворений







Презентация о поэте подготовленными учениками






























Отвечают на вопросы











Ученики совместно с учителем определяют тему и задачи урока




Ученики делятся своими впечатлениями






Слушают аудиозапись






Отвечают на вопросы









Делают физминутку

























Отвечают на вопросы.


































Отвечают на вопросы

















Дети описывают картину









Отвечают на вопросы







Подготовка к выразительному чтению



















Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку.



















Записывают в дневники.

Л – осуществлять актуализацию личного жизненного опыта









К – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение
















К – уметь слушать в соответствии с целевой установкой



























К – выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Р - Принимать и сохранять учебную задачу



























К - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Аргументировать свою точку зрения.






































П - осуществлять анализ произведения.

К – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Учитывать мнение одноклассников.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.































































Р – сохранять учебные задачи. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С.А. Есенин стихотворение "Черемуха"

Автор: Детинина Светлана Алексеевна

Дата: 18.04.2019

Номер свидетельства: 507542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "С.Есенин "Черемуха" "
    ["seo_title"] => string(23) "s-iesienin-chieriemukha"
    ["file_id"] => string(6) "176600"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424443807"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Поэтика стихотворений Сергея Есенина"
    ["seo_title"] => string(44) "poetika-stikhotvorienii-sierghieia-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "266152"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450102272"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Поэтическая тетрадь. С. Есенин "Черемуха" "
    ["seo_title"] => string(46) "poetichieskaia-tietrad-s-iesienin-chieriemukha"
    ["file_id"] => string(6) "103757"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402629321"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок по литературе в 9 классе. Тема: «Ранняя лирика С.А. Есенина»."
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytyi_urok_po_literature_v_9_klasse_tema_ranniaia_lirika_s_a_esenina"
    ["file_id"] => string(6) "616858"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667818404"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по литературному чтению С. Есенин "С добрым утром!" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-s-iesienin-s-dobrym-utrom"
    ["file_id"] => string(6) "126433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415177132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства