Слово приветствие. Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Психологический настрой на урок Пожмите соседу руку, Улыбнитесь друг другу. Пожелайте хорошего настроения. -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
Из данных анаграмм составить фамилии известных вам людей (работа в парах). ТВЕЧЮТ, ЕПВЕЩЕЛ, ТФЕ, НЕСЕИН.) (Тютчев, Плещеев, Фет, Есенин.) - Что общего между этими фамилиями? - Это всё поэты, они писали стихи о природе. - Молодцы! Хорошо поработали. - С одним из этих поэтов мы сегодня с вами встретимся. А вот с кем? Сейчас вы прослушаете стихи, которые мы уже с вами изучали. Вспомните автора этих стихов. 1-ый ученик читает отрывок из стихотворения « Берёза» 2-ой ученик читает отрывок из стихотворения «Поёт зима – аукает». - Кто автор этих стихов? - Есенин Сергей Александрович. - Правильно. Молодцы!
С.А. Есенин родился 3 октября 1895г. в селе Константиново Рязанской губернии. Отец его Александр Никитич был крестьянином, мама Татьяна Фёдоровна безграмотной женщиной. Детство Есенина было такое же как у всех сельских ребятишек. Очень хорошо он умел лазать по деревьям. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери. Дед был хорошим знатоком церковных книг. Читать Есенин начал с пяти лет, его учил дядя. Стихи стал писать с 9 лет. Толчки для сочинения давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые из них с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Часто у них в доме собирались слепцы, странствующие по сёлам, они пели духовные стихи. На творчество Есенина так же повлияли деревенские частушки. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин приехал в Москву, ему было 17 лет. Он работал в типографии. Первые стихи появились в московских журналах 1914 г. 1915 году познакомился с А. Блоком. Блок оценил талант поэта. В 1916 году вышел первый сборник Есенина «Радуница». Есенин воспевает в своих стихах природу и не зря его называют певцом русской природы.
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Сергею Есенину.) – Да, на этом уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Есенина и познакомимся с ним поближе. Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. – Правильно. Черемуха. Попробуйте определить тему и задачи урока.
- Закройте глаза, представьте черёмуху, вот вы подходите к этому белоснежному чудному дереву и вдыхаете его аромат.(пауза) Поделитесь своими впечатлениями, настроением, которое рождается при видении этой картинки.
- Прослушайте стихотворение С. Есенина «Черёмуха» в исполнении актёра. Вслушайтесь в него и попытайтесь проникнуть тем настроением, которое родилось у поэта, когда он увидел черёмуху. (после прослушивания небольшая пауза) Обмен читательскими впечатлениями. - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (выслушать ответы нескольких учащихся) - Можно определить какое настроение было у поэта. - Бодрое, весёлое, возвышенное, волшебное, восторженное, радостное, светлое, солнечное, счастливое. Почему такое настроение?
-Ребята, используя строчки стихотворения, давайте проведём физминутку. Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре.
А теперь давайте внимательно почитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Читаем 1 четверостишие. -Какой называет черемуху автор? (душистой) Поэт и видит черемуху и как-бы вдыхает запах самой черемухи. - С помощью, каких слов поэт передает окраску ее ветвей? (золотистые). Почему не «золотые»? -С чем он сравнивает эти ветки? Почему? Читаем 2 четверостишие. -Как автор называет росу? (медвяная) Это какая? -Какое образное определение дал поэт слову «зелень»? Пряная - острая и ароматная по вкусу и запаху. Почему она такая? (свежая зелень). Читаем 3 четверостишие - Найдите образные слова с помощью которых автор передает цвет и быстроту бегущего ручья. ( серебряный - КАКОЙ?, струится - ДРУГИМИ словами?) Читаем 4 четверостишие. -Какие строки уже встречались? Как вы думаете для чего поэт использовал этот прием? (Придать эмоциональную окраску, что б обратить внимание еще раз, что она душиста и красива.) - Как вы понимаете смысл выражения «развесившись, стоит»? - Есенин употребил глагол «горит», подберем к нему синонимы. (светит, сверкает, сияет, пламенеет, излучает.) Поставим их по нарастающей силе. - светит, сверкает, сияет, горит. - Почему автор выбрал именно этот глагол? (очень ярко сверкает, горит) - Какое настроение у вас возникает при чтении этих строк? (радостное, светлое, веселое.) - Какие слова помогают автору создать такое настроение? (горит, золотистая, душистая.) Читаем последнее четверостишие. - О чем автор говорит в этой части? - Какой называет волну автор? (гремучей- производящей громкие звуки.) - Как вы поняли, что значит « обдает»?- окатить, облить сразу со всех сторон. - Как поет ручей? (вкрадчиво, доверчиво, старается вызвать доверие, расположить к себе, даже с лестью). - Как вы думаете, почему Есенин выбрал именно слово «вкрадчиво»? (ему казалось, что так более точно передается звучание бегущего ручья. И придаёт эмоциональную окраску.) Мы сравнили и поняли, что в этом особая выразительность, точность, прелесть поэтического стиха. Посмотрите на иллюстрацию. -Можем ли мы отнести ее ко всему стихотворению или к какой-то ее части? Что изобразил художник на этой иллюстрации? Опишите картину, используя слова, строки из стихотворения. - Какие краски художник выбрал? Какое настроение они создают? - Хотели бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте себе, что вы художники. Расскажите какую иллюстрацию вы нарисуете к этому стихотворению? (что нарисуете, где что расположите, какие краски возьмете). Послушайте 2 музыкальных произведения. -Какое из них можно считать музыкальной иллюстрацией к нашему стихотворению? Почему? Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению, какой она будет по характеру, настроению. –Давайте подумаем теперь как мы будем читать это стихотворение, с каким чувством (радости). В каком темпе будем читать - быстро или неторопливо ( умеренно). - Где делать паузы? (внутри предложения, где запятая, тире. В конце каждой стихотворной строки небольшая, если нет никакого знака, в конце предложения и межстиховая пауза. -Расставим логические ударения. Будем учитывать не только смысл, содержание строки, но и рифму, ритм, музыкальность стиха. Ребята, закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… – Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? -Каковы его главные мысли? (Любовь к родному краю, к природе.) -Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? (Еще ее надо беречь и охранять.) -Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. -Достигли ли мы цель урока? Идеальное задание по выбору: 1) Выучить стихотворение наизусть. 2) Выразительно прочитать стихотворение. 3) Выполнить иллюстрацию к стихотворению. 4) Выучить другой стих Есенина о природе. |