kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.Есенин "Черемуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С. Есенин «Черёмуха»

Цель урока:

- учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

- учить выразительно, читать стихотворение:

- учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

- определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослущивании и чтении стихотворения;

- учить детей умению рассказать о своих впечатлениях и поделиться мыслями с товарищами;

- воспитывать чувство любви к Родине, к родной природе.

Оборудование:

- портрет С. Есенина, открытки из серии «дом- музей С. Есенина» грам.пластинка слова Баснера,  музыка Матусовского «С чего начинается Родина»

- картины с изображением ивы, берёзы, черёмухи.

Ход урока

Приветствие:

Придумано кем- то просто и мудро.

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Приветливым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

И каждое утро длится до вечера.

-Что вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

-На уроке мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина.

 Наш урок пройдёт в обычном режиме. Предстоит большая интересная работа. Будем размышлять доказывать, делать выводы, работать самостоятельно, внимательно слушать выразительно, читать.

С. А. Есенин русский народный поэт. Родился на берегу русской красивой реки Оки, Рязанской области, в селе Константиново. Детство его проходило «среди полей и степей». До восьми лет он воспитывался в доме деда.

В семье любили читать, петь народные песни. Хорошо исполняла русские песни мать. Среди деревенских мальчишек он был заводилой в играх. Часто бродил по полям, любовался красотой окружающей природы.

Есенин научился читать в 5 лет и навсегда полюбил книги. В 10 лет начал сочинять стихи. Уже в ранних стихотворениях он обращался к родной природе, воспевая её.

Своё  родное село Есенин любил безмерно, считал его самым прекрасным местом  на земле. И не только село, но и свой Рязанский край, свою Россию – Русь. Вот как он об этом писал:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу «Не надо рая

Дайте Родину мою!»

Где бы ни бывал Есенин уже,  будучи знаменитым поэтом: во Франции, Америке, его всегда тянуло на Родину, в село Константиново, о котором он писал так:

«Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти берёзке каждой

Ножку рад поцеловать!»

- Родина-с детства знакомое близкое слово. С чего она начинается Родина? Когда вы слышите слово Родина, что вы представляете?

- (ученики) Родина – это место где мы выросли и живём. Это мама, семья, дом, озеро, Отечество, Россия.

-(учитель) Предлагаю вам прослушать песню «С чего начинается Родина» ( слова В. Баснера, музыка М. Матусовского)

- А что для вас Родина? Какие чувства вызвала песня? Какие слова особенно тронули ваше сердце?

(Ответы детей.)

( учитель) Уже в ранних стихах С. Есенин обращался к родной природе, к её красоте. С. Есенин любил русскую берёзку, ольху, липу, черёмуху, он хотел своей любовью поделиться с людьми.

Ребята, а какое сейчас время года?

- Зима

- А после зимней стужи к нам придёт, какое  время года?

- Красавица весна!

 - Кто из вас назовёт приметы ранней весны

 -Проталины, сосульки, снег потемнел.

 - Назовите приметы поздней весны.

 - Много солнца, зелёная травка, липкие листочки на деревьях.

 - Какие пословицы о весне вы знаете? Назовите.

 - Апрель с водой - май с травой.

 - Май холодный - год хлебородный.

 - Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

 (работа над смыслом пословиц).

 - Весной просыпается ото сна вся живая природа. Просыпаются и деревья. Зимой они казались спящими и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу.

- Эти перемены издавна замечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. Вот как обращался народ к ивушке:

Ивушка, ивушка, зелёная моя!

Что же ты, ивушка, невесела стоишь?

Или тебя, ивушку, солнцем печёт,

Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,

Под корешок ключевая вода течёт.

- Ребята, с какой интонацией надо читать это стихотворение?

- (ласково, показать беспокойство за ивушку, тревогу за неё.)

-Давайте вспомним народные песни о берёзе.

-Дети  водят хоровод  и исполняют песню «Во поле берёза стояла» Как  звучит мелодия? Какое настроение вызывает? (высказывание детей)

 -Молодцы!

 -В этой песне ощущается ласковое, нежное отношение к берёзоньке. Народ любуется ею, радуется за неё.

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой.  Оно – голубое- голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

 - Черёмуха- дерево, растущее в овраге у ручья. В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это черёмуха. О ней сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, поскольку черемуха-дерево, которое отождествляют с юной, стройной невестой  в белой фате. Но расскажет нам о нём не народная песня, а стихотворение С. Есенина «Черёмуха».

 - Давайте послушаем его и постараемся представить себе, как выглядит это дерево.

Обмен впечатлениями.

- Какие чувства возникли в вашем сердце?( радость, восхищение, восторг, грусть…)

 - Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, весёлое, праздничное, печальное, мечтательное).

 - Запомните, ребята, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Разминка речевого аппарата

Прочитайте скороговорку «Проворонила  ворона  воронёнка»

Скажите быстро, с ускорением, очень быстро.

Чтение стихотворения детьми (подчеркнуть слова, которые помогают нам нарисовать картину)

На доске появляются слова:

 Роса медвяная

 Зелень пряная

 Проталинка

 Волна гремучая

 Обдаёт

 Вкрадчиво

 Под кручею

Физминутка

(Дети встают в круг, по которому   рассыпаны  цветы)

Давай пройдёмся медленно по лугу.

И здравствуй, скажем, каждому цветку!

Я должен над цветками наклониться,

Не для того, чтобы их рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

 Наклонитесь над цветочками, потрогайте их руками, улыбнитесь им. И у вас изменится настроение.

 - Отдохнули? к работе!

 - О ком можно сказать, что кудри завила?

 - О человеке.

- И так в этом стихотворении черемуха красивая девушка

-Какие слова использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание?

Черёмуха душистая

С весною расцвела.

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

С. Есенин был очень наблюдательным. Он точно подметил, как выглядит цветущее дерево.

  Можно ли сказать о черемухе, что она весной кудри завила? весной распустились листочки, расцвели цветочки растут молоденькие нежные веточки.

 - А кого автор представляет юношей?

 - Как вы догадались? Прочитайте этот отрывок.

 -Молодцы! Что вы, представляете читая эти строки?

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

 - Освежает своей прохладой, влагой ветки и корни черёмухи.

- И вкрадчиво под  кручею ей песенки поёт

(осторожно, медленно, ласково. нежно)

  -Зачитайте четверостишие о ручейке:

А рядом у проталинки,

В траве между корней

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

 - Молодцы. Хорошо.

 Назовите слова, с помощью которых Есенину удалось показать ручеёк живым?( бежит, вкрадчиво поёт)

 - Автор ручеёк называет серебряным. Как вы, это понимаете? ( сделан из серебра)

 - Что может быть из серебра? Слово серебряный Есенин употребляет в переносном значении. (ручей серебряный от яркого солнца и воды.)

 - Прочитайте стихотворение ещё раз. Обратите внимание на то, что автор чередует картины. Сначала показывает нам черёмуху, потом ручей, затем снова черёмуху и опять ручей.

 -Назовите главных героев стихотворения (черёмуха- девушка, ручей- юноша).

Вывод:

 -это стихотворение о любви девушки – черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Всё живое наполнено любовью, окружающая нас природа, и люди.

Чтение стихотворения (Черёмуха)

 -Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

Работа над иллюстрацией

Рассмотрите рисунок к стихотворению:

1. Как вы считаете, удачно ли художник проиллюстрировал стихотворение?

2. Помогает ли рисунок нам лучше понять стихотворение?

3. С каким настроением надо читать это стихотворение?

Рисование словесной иллюстрации

Читая стихотворение, какая картина встаёт перед глазами? 

В ясный солнечный день на дне оврага, стоит большая, вся в цвету, черемуха. Аромат ее разносится по округе. Цветы черемухи белые с желтыми тычинками. А рядом бежит ручеёк.

Молодец!

Дети! Вы хорошо работали. А теперь хоть на время станем поэтами, ведь это так интересно!   Подберите сравнения и метафоры для следующих слов: черемуха, береза, глаза. ручей.

 - Прочитайте, что у вас получилось?

Черёмуха кручинится, черемуха как невеста, слезы берёз, берёза как девица, синева глаз, глаза как море, ручей ласковый, торопливый.

Рефлексия.

1. Что на вас произвело наибольшее впечатление?

2. Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

3. Какие задания показались вам наиболее интересными?

Кому скажем на уроке спасибо?

Кто доволен собой?

Сохранили ли вы хорошее настроение до конца урока?

Оцените свою работу на уроке. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С.Есенин "Черемуха" »


Тема: С. Есенин «Черёмуха»


Цель урока:

- учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

- учить выразительно, читать стихотворение:

- учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

- определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослущивании и чтении стихотворения;

- учить детей умению рассказать о своих впечатлениях и поделиться мыслями с товарищами;

- воспитывать чувство любви к Родине, к родной природе.


Оборудование:

- портрет С. Есенина, открытки из серии «дом- музей С. Есенина» грам.пластинка слова Баснера , музыка Матусовского «С чего начинается Родина»

- картины с изображением ивы, берёзы, черёмухи.


Ход урока

Приветствие:

Придумано кем- то просто и мудро.

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Приветливым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

И каждое утро длится до вечера.


-Что вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

-На уроке мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина.


Наш урок пройдёт в обычном режиме. Предстоит большая интересная работа. Будем размышлять доказывать, делать выводы, работать самостоятельно, внимательно слушать выразительно, читать.

С. А. Есенин русский народный поэт. Родился на берегу русской красивой реки Оки, Рязанской области, в селе Константиново. Детство его проходило «среди полей и степей». До восьми лет он воспитывался в доме деда.

В семье любили читать, петь народные песни. Хорошо исполняла русские песни мать. Среди деревенских мальчишек он был заводилой в играх. Часто бродил по полям, любовался красотой окружающей природы.

Есенин научился читать в 5 лет и навсегда полюбил книги. В 10 лет начал сочинять стихи. Уже в ранних стихотворениях он обращался к родной природе, воспевая её..

Своё родное село Есенин любил безмерно, считал его самым прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой Рязанский край, свою Россию – Русь. Вот как он об этом писал:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу «Не надо рая

Дайте Родину мою!»


Где бы ни бывал Есенин уже, будучи знаменитым поэтом: во Франции, Америке, его всегда тянуло на Родину, в село Константиново, о котором он писал так:

«Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти берёзке каждой

Ножку рад поцеловать!»

- Родина-с детства знакомое близкое слово. С чего она начинается Родина? Когда вы слышите слово Родина, что вы представляете?

- (ученики) Родина – это место где мы выросли и живём. Это мама, семья, дом, озеро, Отечество, Россия.

-(учитель) Предлагаю вам прослушать песню «С чего начинается Родина» ( слова В. Баснера, музыка М. Матусовского)

- А что для вас Родина? Какие чувства вызвала песня? Какие слова особенно тронули ваше сердце?

(Ответы детей.)

( учитель) Уже в ранних стихах С. Есенин обращался к родной природе, к её красоте. С. Есенин любил русскую берёзку, ольху, липу, черёмуху, он хотел своей любовью поделиться с людьми.

Ребята, а какое сейчас время года?

- Зима

- А после зимней стужи к нам придёт, какое время года?

- Красавица весна!

- Кто из вас назовёт приметы ранней весны

-Проталины, сосульки, снег потемнел.

- Назовите приметы поздней весны.

- Много солнца, зелёная травка, липкие листочки на деревьях.

- Какие пословицы о весне вы знаете? Назовите.

- Апрель с водой - май с травой.

- Май холодный - год хлебородный.

- Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

(работа над смыслом пословиц).

- Весной просыпается ото сна вся живая природа. Просыпаются и деревья. Зимой они казались спящими и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу.

- Эти перемены издавна замечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. Вот как обращался народ к ивушке:

Ивушка, ивушка, зелёная моя!

Что же ты, ивушка, невесела стоишь?

Или тебя, ивушку, солнцем печёт,

Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,

Под корешок ключевая вода течёт...

- Ребята, с какой интонацией надо читать это стихотворение?

- (ласково, показать беспокойство за ивушку, тревогу за неё.)

-Давайте вспомним народные песни о берёзе.

-Дети водят хоровод и исполняют песню «Во поле берёза стояла» Как звучит мелодия? Какое настроение вызывает? (высказывание детей)

-Молодцы!

-В этой песне ощущается ласковое, нежное отношение к берёзоньке. Народ любуется ею, радуется за неё.

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое- голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

- Черёмуха- дерево, растущее в овраге у ручья. В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это черёмуха. О ней сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, поскольку черемуха-дерево, которое отождествляют с юной, стройной невестой в белой фате. Но расскажет нам о нём не народная песня, а стихотворение С. Есенина «Черёмуха».

- Давайте послушаем его и постараемся представить себе, как выглядит это дерево.

Обмен впечатлениями.

- Какие чувства возникли в вашем сердце?( радость, восхищение, восторг, грусть…)

- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, весёлое, праздничное, печальное, мечтательное).

- Запомните, ребята, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Разминка речевого аппарата

Прочитайте скороговорку «Проворонила ворона воронёнка»

Скажите быстро, с ускорением, очень быстро.

Чтение стихотворения детьми (подчеркнуть слова, которые помогают нам нарисовать картину)

На доске появляются слова:

Роса медвяная

Зелень пряная

Проталинка

Волна гремучая

Обдаёт

Вкрадчиво

Под кручею

Физминутка


(Дети встают в круг, по которому рассыпаны цветы)

Давай пройдёмся медленно по лугу.

И здравствуй, скажем, каждому цветку!

Я должен над цветками наклониться,

Не для того, чтобы их рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!


Наклонитесь над цветочками, потрогайте их руками, улыбнитесь им. И у вас изменится настроение.

- Отдохнули? к работе!

- О ком можно сказать, что кудри завила?

- О человеке.

- И так в этом стихотворении черемуха красивая девушка

-Какие слова использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание?

Черёмуха душистая

С весною расцвела.

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

С. Есенин был очень наблюдательным. Он точно подметил, как выглядит цветущее дерево.

Можно ли сказать о черемухе, что она весной кудри завила? весной распустились листочки, расцвели цветочки растут молоденькие нежные веточки.

- А кого автор представляет юношей?

- Как вы догадались? Прочитайте этот отрывок.

-Молодцы! Что вы , представляете читая эти строки?

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

- Освежает своей прохладой, влагой ветки и корни черёмухи.

- И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт

(осторожно, медленно, ласково. нежно)

-Зачитайте четверостишие о ручейке:

А рядом у проталинки,

В траве между корней

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

- Молодцы. Хорошо.

Назовите слова, с помощью которых Есенину удалось показать ручеёк живым?( бежит, вкрадчиво поёт)

- Автор ручеёк называет серебряным. Как вы, это понимаете? ( сделан из серебра)

- Что может быть из серебра? Слово серебряный Есенин употребляет в переносном значении. (ручей серебряный от яркого солнца и воды.)

- Прочитайте стихотворение ещё раз. Обратите внимание на то, что автор чередует картины. Сначала показывает нам черёмуху, потом ручей, затем снова черёмуху и опять ручей.

-Назовите главных героев стихотворения (черёмуха- девушка, ручей- юноша).

Вывод:

-это стихотворение о любви девушки – черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Всё живое наполнено любовью, окружающая нас природа, и люди.

Чтение стихотворения (Черёмуха)

-Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

Работа над иллюстрацией

Рассмотрите рисунок к стихотворению:

1. Как вы считаете, удачно ли художник проиллюстрировал стихотворение?

2. Помогает ли рисунок нам лучше понять стихотворение?

3. С каким настроением надо читать это стихотворение?

Рисование словесной иллюстрации

Читая стихотворение, какая картина встаёт перед глазами?

В ясный солнечный день на дне оврага, стоит большая, вся в цвету, черемуха. Аромат ее разносится по округе. Цветы черемухи белые с желтыми тычинками. А рядом бежит ручеёк.

Молодец!

Дети! Вы хорошо работали. А теперь хоть на время станем поэтами, ведь это так интересно! Подберите сравнения и метафоры для следующих слов: черемуха, береза , глаза. ручей.

- Прочитайте, что у вас получилось?

Черёмуха кручинится, черемуха как невеста, слезы берёз, берёза как девица, синева глаз, глаза как море, ручей ласковый, торопливый.

Рефлексия.

1. Что на вас произвело наибольшее впечатление?

2. Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

3. Какие задания показались вам наиболее интересными?

Кому скажем на уроке спасибо?

Кто доволен собой?

Сохранили ли вы хорошее настроение до конца урока?

Оцените свою работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С.Есенин "Черемуха"

Автор: Кеслер Тамара Николаевна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176600


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства