Цель: показать многообразие рыб и черты их приспособленности к жизни в разных условиях водной среды.
Задачи:
развитие основ экологической культуры и интереса к познанию природы,
развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, умение работать в группе).
расширение знаний детей об особенностях строения и образа жизни рыб.
Проблема.
Учащиеся имеют недостаточные знания о строении и образе жизни рыб.
Проблемный вопрос: что отличает рыб от других групп животных?
Варианты решения:
1. Есть плавательный пузырь.
2. Боковая линия.
3. Тело покрыто чешуей.
4. Живут в воде.
Ход урока
1. Итак, урок окружающего мира, и мы продолжаем с вами узнавать тайны и секреты живых организмов. Вспомните, какие животные самые маленькие? Приведите примеры.
Какие еще группы животных мы изучили? (кишечнополостные, черви, моллюски, насекомые, пауки, ракообразные)
Сегодня мы познакомимся еще с одной группой животного мира. Отгадайте, кто это? (слайд 1)
2 загадка. У родителей и деток вся одежда из монеток.
2. Итак, теманашего урока – рыбы. Какую цель вы можете для себя поставить? Наука, изучающая рыб, называется ихтиология. А ученых, изучающих рыб, называют ихтиологи. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли ихтиологов, заняться изучением рыб и ответить на такой вопрос:
Что отличает рыб от других групп животных? Этот вопрос написан у вас на листах, по ходу урока вы можете делать на нем пометки.
3. Начнем мы с диалога наших героев учебника Лены и Миши.
Лена: Миша, смотри! Бабушка в рыбе воздушный шарик нашла!
Миша: Да это же плавательный пузырь! Он делает рыбу легче, чтобы она не тонула. Рыба может его чуть-чуть подкачать или сдуть. Поэтому она останавливается в воде на любой глубине – где захочет.
О какой особенности рыб вы узнали? Кто из вас видел плавательный пузырь?
Действительно, он есть только у рыб.
А каких рыб вы знаете? На какие группы их можно разделить по месту обитания? (морские, речные или пресноводные, аквариумные)
Отгадайте, о какой пресноводной рыбе пойдет сейчас речь? Загадка. Вот она перед вами в учебнике – стр.18. А сейчас сюрприз - мой папа поймал специально для вас окуней, он занимается рыбалкой очень много лет.
4. Практическая работа.
Рассмотрите рыбу, из чего она состоит, воспользуйтесь вилками и посмотрите, что есть внутри. Сделайте вывод.
У рыб есть внутренний скелет, основу которого составляет позвоночник. Органы дыхания – жабры. Познакомьтесь с материалом учебника, обсудите в группах поставленный вопрос. Вот вам помощники – ответьте на вопрос № 1 на стр.19.(аквариумные рыбы)
5. Вывод вариантов ответов одной из учениц на экран. Остальные учащиеся сочиняют о рыбах небольшое стихотворение, используя ключевые слова.
Тезис детей.
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Недаром говорят: «Рыбы – дети воды».
А кто из вас ловил рыбу сам? Какую?
Какая же рыба еще водится у нас в Сивинском районе? Предлагаю вам воспользоваться книгой «Сивинский район».
Загадка. Сообщение.
6. Рыб существует около 200 тысяч видов – разных размеров, форм, различна и их окраска. Какая красота! Рыба-гигант (акула). Видео.
Бывают и такие необычные рыбы (слады).
7. Но бывает и такое.
Сценка «Рыбы»
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
(выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветных рыб)
Фиолетовая рыбка: Соседка, почему ты такая коричневая?
Коричневая рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели 2 трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в речку грязную. Вот я и стала от сточных вод коричневой. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колеса. От такой натуги я краснела, и зеленела, и синела. Еле-еле выбралась из-под мусора и стала фиолетовой. А как много рыбы погибло!
Коричневая рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?
Слайд.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
Как же помочь рыбам? Чем каждый из вас может помочь?
( не кидать мусор, не ловить сетями)
Какой экологический знак можно установить на берегу?
8. А не задумывались ли вы, почему вам в школьной столовой 1 раз в неделю обязательно дают рыбу? Рыба очень полезна. В ней содержится много минеральных элементов – калий, магний, фосфор, витамины группы В, йод и фтор. Поэтому рыбу нужно употреблять обязательно!
Наш урок подходит к концу. Послушайте домашнее задание.
На выбор:
сообщение о какой-либо рыбе
составить словарь названий рыб от А до Я
слепить рыбу из пластилина и рассказать о ней
9. Рефлексия.
Посмотрите на анимашки и выберите каждый одну, которая соответствует сейчас вашему состоянию, настроению, может быть связана с вашими открытиями на уроке. Объясните, что вы выбрали и почему.