«Внешнее строение и особенности передвижения рыб»).
Цели урока.
Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания;
Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ;
Воспитательные: патриотическое воспитание на примере рыб нашей области, воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах.
На этом уроке мы начинаем изучение новой темы «Внешнее строение рыб».
Как вы считаете, что мы будем изучать?
(в течении нескольких занятий Вы познакомитесь с особенностями внутреннего и внешнего строения, размножения и их систематикой.
Сегодня мы познакомимся с общей характеристикой рыб и особенностями внешнего строения рыб в связи со средой обитания. В ходе лабораторной работы мы будем развивать умения исследовательской работы, умения наблюдать за живыми объектами, устанавливать связь строения и функций.
Слушают и отвечают на вопросы
Изучение нового материала [1,2].
Первоначальные представления о многообразии рыб (рассказ учителя, демонстрация презентации).
Где обитают рыбы?
Рыбы – исконные обитатели водной среды.
Слайд4
Рыбы населяют моря, океаны, пресные водоемы, и даже пересыхающие и пещерные водоемы. По обилию видов – около 20 тыс. – самый многочисленный класс Хордовых животных.
Рыбы отличаются друг от друга внешним обликом, особенностями строения, физиологией, экологией и поведением.
Их размеры зависят от возраста, количества и качества корма, температуры воды.
Как вы считаете, какие самые крупные рыбы в мире?
Слайд5
Самые крупные живут в море. Рекорд здесь принадлежит китовой акуле или гигантской акуле. Их длинна более 20 м, вес 14 – 15 тон.
Как вы считаете, какая крупная рыба нашего региона?
Среди речных рыб нашего региона первенство держит – сом, длинна 5 м, вес 300 кг)
А какие самые маленькие рыбы на Земле?
Самые маленькие на Земле бычки.
Смотрят презентацию и отвечают на вопросы
Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания (Самостоятельная лабораторная работа).
Слайд 6-7
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию формы их тела, множеству приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях. Например, даже типы окраски рыб разные.
Слайд8
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.
Слайд 9-12
Лабораторную работу вы будете выполнять в группах. Внимательно читаете задания, отвечаете на вопросы и заполняете таблицу. В конце работы обязательно сделайте вывод. На выполнение лабораторной работы 10 минут.
Физминутка
Давайте покажем, как рыбки могут резвиться в воде:
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке
Прыгают, руки вместе, врозь присели
Обсуждение лабораторной работы (беседа, демонстрация презентации).
- Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?
Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).
В чем особенности покровов тела рыбы?
Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?
Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха, половые гормоны)
Каковы особенности окраски рыбы?
Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.
Назовите отделы тела рыб.
Почему у рыб нет шеи?
Органы чувств: В чем особенности зрения рыб? Есть ли веки у рыбы почему?
У живущих в условиях плохой освещенности глаза либо очень крупные (как телескопы), либо наоборот, очень малы или вообще скрыты под кожей. Положение глаз также изменчиво. Цветное зрение у костных рыб.
В чем особенности обоняния рыб?
Дополнение учителя. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров.
Что такое боковая линия и каково ее значение?
Помимо вышеперечисленных органов чувств для рыб характерны:
Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.
Как называются органы движения рыб?
Каково значение.
А теперь посмотрим как связаны факторы водной среды и особенности внешнего строения тела.
Поднимите руки кто справился с этим заданием?
Вывод. В чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде?
Слайд13-14
Предполагаемые ответы.
Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.
Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.
Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.
Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост.
Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.
Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.
Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями).
Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде.
Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.
Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки.
Большая плотность воды – обеспечивает обтекаемую форму тела.
Прозрачность - защитную окраску тела и возможность зрения.
Способность растворять различные вещества - обоняние.
Текучесть – органы боковой линии.
Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).
Закрепление
Слайд15-18
Ваша задача ответить на вопросы. Если вы считаете, что правильный ответ «А», поднимите красную сигнальную карту, если «Б» - зеленую.
Отвечают на вопросы, поднимая карточки.
Домашнее задание
Слайд19
Инструкция по выполнению д.з.
Записывают в дневник
Рефлексия
Слайд20
Закончить фразу.
Отвечают
Итог урока
Выставление оценок
Слушают
Окончание урока
Слайд21-22
Слушают
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классы рыб. Внешнее строение рыб.»
При изучении биологии в школе чрезвычайно важной частью учебного процесса являются лабораторные работы. По этому каждый учитель стремится сделать их максимально информативными и привлекательными для школьника. И безусловно, в этом ему может помочь компьютер.
Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и практических работ по биологии закладываются с 6 класса. Приведу пример первых лабораторных работ по микроскопированию для 6-классников. Основными задачами лабораторного практикума по общей биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии.
Правила работы с микроскопом.
Лабораторный микроскоп предназначен для изучения готовых или изготовленных собственноручно микропрепаратов.
Переносить микроскоп можно только за штатив, и, ни в коем случае, - за тубус!
Устанавливать микроскоп необходимо на расстоянии не менее 10 см от края стала.
Для улавливания световых лучей предназначено зеркальце, за поверхность которого нельзя браться пальцами: поворачивать зеркальце можно только, держась за его пластиковый ободок.
Рассматривать препарат нужно сначала на малом увеличении. Исходное расстояние от объектива малого увеличения до объекта – 1 см.
По завершении работы, микроскоп необходимо вновь перевести на малое увеличение, повернув барабан револьвера до щелчка, так чтобы объектив малого увеличения оказался направленным на предметный столик.
Оптику (линзы объектива и окуляра) трогатьруками категорически запрещено!
При настройке резкости изображения необходимо очень осторожно работать винтами.
Настроенный микроскоп сдвигать с места нельзя!
Зарисовывать препараты лучше всего в круге (диаметром не менее 3 см), так как это соответствует полю видения при изучении препарата под микроскопом.
Успешной Вам работы!
Лабораторная работа №1.
Изучение особенностей строения растительной клетки
(на примере неокрашенного препарата кожицы лука).
Цели работы: освоить основные приемы изготовления неокрашенного препарата кожицы лука и рассмотреть особенности строения растительной клетки.
Оборудование: предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага, препаровальная игла, стеклянная палочка, стаканчик с водой, чешуйка луковицы, лезвие.
Ход работы
Капнем на предметное стекло капельку воды, взяв ее стеклянной палочкой из стаканчика. Отложим предметное стекло в сторону.
Возьмем чешуйку луковицы. Аккуратно, препаровальной иглой снимем кожицу с внутренней поверхности чешуйки.
Поместим кусочек кожицы в каплю воды и расправим ее.
Если кусочек кожицы великоват, придерживая его препаровальной иголочкой, вырезаем лезвием фрагмент размером 0,5см х 0,5 см.
Если необходимо, добавляем еще каплю воды и накрываем препарат покровным стеклом: ставим его на ребро на предметное стекло на расстоянии около 0, 7 см от фрагмента кожицы и аккуратно опускаем. Затем, легонько прижимаем покровное стеклышко по краям, чтобы удалить пузырьки воздуха и излишки воды.
Помещаем препарат на предметный столик микроскопа и рассматриваем на малом, а потом и на большом увеличении.
Зарисовываем препарат, обращая особое внимание на пристеночное положение ядер. Почему они так располагаются? На рисунке даем обозначения тех компонентов клетки, которые нам удалось увидеть в микроскоп, и делаем выводы по работе.
Лабораторная работа № 2.
Тема: "Крахмальные зерна". Цели: изучить форму и строение крахмальных зерен различных растений. Оборудование: стаканчик с дистиллированной водой, раствор I в КI, 3 препаровальные иголки, стеклянная палочка, предметное стекло (3), покровное стекло (3), клубень картофеля, зерновки пшеницы и овса, микроскоп.Примечание 1: предварительно зерновки пшеницы и овса замачивают на 24 часа для набухания.
Примечание 2: крахмальные зерна имеют разную величину, структуру и форму. В зависимости от числа центров крахмалообразования и степени сложности различают простые, сложные и полусложные зерна. Для простых зерен характерен один центр крахмалообразования и концентрическое нарастание слоев крахмала вокруг него. В сложных зернах присутствует несколько связанных друг с другом центров крахмалообразования, вокруг которых самостоятельно концентрируется крахмал. В полусложных зернах исходно закладывается несколько центров крахмалообразования, то есть, сначала зерна формируются как сложные, а затем покрываются общими несколькими слоями
Ход работы.
1.На предметное стекло капнуть воду из стаканчика с дистиллированной водой.
2. Разрезать клубень картофеля и место разреза поскоблить препаровальной иглой. Соскоб на кончике иглы перенести в каплю воды. Осторожно, не надавливая, соскоб накрыть покровным стеклом.
3. Препарат поместить на столик микроскопа, рассмотреть при малом увеличении, а затем - при большом.
4. Рассмотреть мелкие и крупные крахмальные зерна. Уменьшая толщину светового пучка с помощью ирисовой диафрагмы, рассмотреть слоистость зерен.
Примечание 3: слоистость зерен крахмала объясняется разной степенью оводненности слоев: при высушивании зерен их слоистость пропадает.
5. Не снимая состолика препарат окрасить его раствором I в КI: при небольшой концентрации красителя зерна окрашиваются в голубой цвет, если красителя много, то зерна приобретают почти черный цвет. Препарат зарисовать, указав тип зерен крахмала, сделать выводы.
6. Изготовить препарат с крахмальными зернами овса посевного. Вскрыв препаровальной иглой набухшую зерновку, взяв на кончик иголки немного ее содержимого, поместить частицы на предметное стекло и осторожно прикрыть покровным стеклом.
7. Рассмотреть препарат на малом и большом увеличении, определить тип крахмальных зерен овса, зарисовать их, сделать выводы.
8. Аналогичным образом провести манипуляции с зерновкой пшеницы, определить тип крахмальных зерен, зарисовать препарат, сделать выводы.
Лабораторная работа № 3.Тема: "Растительные масла". Цели: убедиться в наличие масел в семенах подсолнечника. Оборудование: препаровальные иголки, стеклянная палочка, краситель судан-III, предметное стекло (2), семена подсолнечника.Ход работы.
1.Очистить семечко подсолнечника, разделить его на две части препаровальной иголкой.
2. Поврхностью разделения провести по покровному стеклу несколько раз.
3. Стеклянной палочкой нанести на мазок краситель судан –III. Мазок должен фрагментарно окраситься в оранжевый цвет, что будет свидетельствовать о наличие в пробе масла.
4. Сделать выводы по работе.
Лабораторная работа №4
Тема:"Наблюдение уголкового и колпачкового плазмолиза".
Цели: изучить на примере явления уголкового и колпачкового плазмолиза и деплазмолиза участие клеточной мембраны в осморегуляции; сформировать навыки изготовления микропрепаратов и работы с микроскопом.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, стаканчик с дистиллированной водой, стеклянная палочка, лук, 1М раствор NaCl, раствор I2 в KI (для окрашивания), лезвие, препаровальные иголки.
Ход работы
1. Снять с выпуклой стороны чешуи лука препаровальной иголкой кусочек эпидермиса. Отделить с помощью лезвия фрагмент площадью 5 мм х 5 мм. На середину предметного стекла поместить каплю воды.
2. Поместить в каплю воды кусочек эпидермиса лука, накрыть покровным стеклом, положить на предметный столик микроскопа и рассмотреть препарат на малом увеличении.
3. Окрасить препарат раствором I2 в KI: каплю раствора на стеклянной палочке перенести к краю покровного стекла, а с противоположной стороны оттянуть воду фильтрованной бумагой.
Примечание: окрашивание необходимо проводить, не снимая препарата с предметного столика микроскопа. Таким же образом проводят плазмолиз и деплазмолиз.
4. Рассмотреть окрашенный препарат сначала на малом, а потом на большом увеличении. Зарисовать препарат, обозначить части клетки – ядро, цитоплазму, вакуоли и клеточную стенку.
5. Каплю 1М раствора NaCl на стеклянной палочке перенести к краю покровного стекла, а с противоположной стороны оттянуть жидкость фильтрованной бумагой.
6. Наблюдать за клетками сначала при малом, а затем при большом увеличении. Зарисовать отдельную клетку с уголковым или колпачковым плазмолизом.
7. Произвести деплазмолиз: каплю дистиллированной воды на стеклянной палочке перенести к краю покровного стекла, а с противоположной стороны оттянуть жидкость фильтрованной бумагой.
8. Наблюдать за клетками сначала при малом, а затем при большом увеличении. Зарисовать отдельную клетку с деплазмолизом. Сделать выводы по проведенной работе.
Лабораторная работа №5
Тема:"Наблюдение уголкового и колпачкового плазмолиза".
Цели: изучить на примере явления уголкового и колпачкового плазмолиза и деплазмолиза участие клеточной мембраны в осморегуляции; сформировать навыки изготовления микропрепаратов и работы с микроскопом.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, стаканчик с дистиллированной водой, стеклянная палочка, лук, 1М раствор NaCl, раствор I2 в KI (для окрашивания), лезвие, препаровальные иголки.
Ход работы
1. Снять с выпуклой стороны чешуи лука препаровальной иголкой кусочек эпидермиса. Отделить с помощью лезвия фрагмент площадью 5 мм х 5 мм. На середину предметного стекла поместить каплю воды.
2. Поместить в каплю воды кусочек эпидермиса лука, накрыть покровным стеклом, положить на предметный столик микроскопа и рассмотреть препарат на малом увеличении.
3. Окрасить препарат раствором I2 в KI: каплю раствора на стеклянной палочке перенести к краю покровного стекла, а с противоположной стороны оттянуть воду фильтрованной бумагой.
Примечание: окрашивание необходимо проводить, не снимая препарата с предметного столика микроскопа. Таким же образом проводят плазмолиз и деплазмолиз.
4. Рассмотреть окрашенный препарат сначала на малом, а потом на большом увеличении. Зарисовать препарат, обозначить части клетки – ядро, цитоплазму, вакуоли и клеточную стенку.
5. Каплю 1М раствора NaCl на стеклянной палочке перенести к краю покровного стекла, а с противоположной стороны оттянуть жидкость фильтрованной бумагой.
6. Наблюдать за клетками сначала при малом, а затем при большом увеличении. Зарисовать отдельную клетку с уголковым или колпачковым плазмолизом.
7. Произвести деплазмолиз: каплю дистиллированной воды на стеклянной палочке перенести к краю покровного стекла, а с противоположной стороны оттянуть жидкость фильтрованной бумагой.
8. Наблюдать за клетками сначала при малом, а затем при большом увеличении. Зарисовать отдельную клетку с деплазмолизом. Сделать выводы по проведенной работе.
Лабораторная работа № 6.Тема: "Хлоропласты. Движение цитоплазмы (на примере элодеи канадской)". Цели: изучить форму и расположение хлоропластов; пронаблюдать за движением цитоплазмы по перемещению хлоропластов. Оборудование: кювета с элодеей канадской, кисточка, стаканчик с дистиллированной водой, препаровальные иголки, стеклянная палочка, предметное стекло, покровное стекло, микроскоп.Примечание 1: предварительно кювету с элодеей нужно подержать под лампой около 2-3 часов, чтобы стимулировать движение цитоплазмы.Ход работы.
1.На предметное стекло капнуть воду из стаканчика с дистиллированной водой.
2. Из кюветы кисточкой взять лист элодеи канадской и перенести в каплю воды на предметное стекло. Осторожно накрыть препарат покровным стеклом.
3. Препарат поместить на столик микроскопа таким образом, чтобы был виден край листовой пластинки. Рассмотреть препарат сначала при малом, а затем при большом увеличении. Препарат зарисовать при большом увеличении.
Примечание 2: по краю листовой пластинки клетки расположены в один слой, поэтому их легко рассматривать, не делая среза. При рассматривании хлоропластов сверху они выглядят как округлые зеленые тельца. Те, которые видны сбоку, имеют вид двояковыпуклой линзы.
4. Перевести микроскоп на малое увеличение. Передвинуть препарат так, чтобы хорошо были видны удлиненные клетки, расположенные вдоль серединной жилки. Зафиксировать внимание на одном хлоропласте и несколько минут наблюдать за его перемещением в токе цитоплазмы.
Примечание 3: если в клетке есть одна крупная центральная вакуоль, то цитоплазма расположена пристеночно и ее движение будет ротационным, то есть, круговое. Если вакуолей несколько, то цитоплазма образует между ними тяжи, в которых движется струйчато.
5. Зарисовать одну клетку и показать в ней стрелками направление движения цитоплазмы (по движению хлоропласта). Сделать выводы.
Лабораторная работа № 7.Тема: "Хромопласты. Лейкопласты". Цели: изучить форму и расположение хромопластов в клетках мякоти зрелых плодов (рябины, шиповника или томатов) и лейкопластов в клетках эпидермиса листьев традесканции виргинской.Оборудование: стаканчик со слабым раствором сахара, раствор глицерина, 2 препаровальные иголки, стеклянная палочка, предметное стекло (2), покровное стекло (2), микроскоп, зрелые плоды (рябины, шиповника или томатов), листья традесканции виргинской.Ход работы.
1.На предметное стекло капнуть раствор глицерина (он служит просветляющей жидкостью).
2. Препаровальной иглой вскрыть плод и взять на ее кончик немного мякоти, поместить ее в каплю глицерина на предметное стекло. Растерев мякоть, осторожно накрыть препарат покровным стеклом.
3. При малом увеличении найти место, где клетки лежат наименее скученно, перевести микроскоп на большое увеличение. С помощью ирисовой диафрагмы добиться четкого изображения. Рассмотреть хромопласты. Препарат зарисовать при большом увеличении с обозначениями. Сделать выводы.
5. С нижней стороны листа традесканции виргинской препаровальной иглой снять кусочек эпидермиса. Поместить его в каплю раствора сахара на предметное стекло. Осторожно накрыть препарат покровным стеклом.
6. При малом увеличении найти бледно-лиловые клетки (в них вакуоли заполнены клеточным соком, содержащим антоциан). Перевести микроскоп на большое увеличение и расмотреть одну клетку. Лейкопласты видны в цитоплазме как мелкие светопреломляющие гранулы.
7. Зарисовать препарат с обозначениями на большом увеличении.