Тема: Кто такие рыбы?.
Образовательные: расширить знания учащихся о рыбах, их разнообразии; ознакомить со строением тела рыб;
Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемой теме.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Оснащение: рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Тип урока: комбинированный.
№ | Этапы урока | Действия обучающихся |
I. | Организационный момент. Начинается урок, Он пройдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять. И очень многое узнать. | |
II | Проверка знаний. Беседа. Учитель. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – она росой умылась, Два – изящно покружилась, Три – шагнула и присела. На четыре - полетела. У реки остановилась, над водою закружилась. | |
| - О ком говорится в этом стихотворении? | О стрекозе |
| - А к какой группе животных относится стрекоза? | К группе насекомых |
| - Кто такие насекомые? | Животные, у которых шесть конечностей. |
| - Назовите, каких насекомых вы еще знаете? | Называют |
| Дидактическая игра «Похлопай насекомому». Учитель. Я называю животных. Услышав название насекомого, вы хлопаете в ладоши. (Карась, муравей, жук, муха, стрекоза, бабочка, корова, ерш, пчелы, долгоносик). | Выбор правильного ответа:
муравей, стрекоза, жук, кузнечик, бабочка, муха, пчелы, долгоносик. |
III | Мотивация учебной деятельности. Учитель. Отгадайте загадку. (Слайд № 1) В воде Она живет. Нет клюва, А клюет. |
Рыба |
| - А как вы думаете, о ком пойдет сегодня речь на уроке? | О рыбах |
- А что вы знаете о рыбах? | Что они живут в воде |
- Из каких частей состоит рыба? | Голова, туловище, хвост, плавники |
IV | Сообщение темы и целей урока На уроке мы познакомимся с внешним видом рыб, строением их тела, образом жизни; будем учиться различать пресноводных и морских рыб. | |
V
| Изучение нового материала Беседа - Где живут рыбы? |
В реках, озерах, прудах, морях, аквариумах. |
- Как вы считаете, могут ли рыбы жить без воды? | Нет. |
- Какие водоемы есть в нашей местности? | Северо-Крымский канал. |
Какая на вкус вода в канале? | Не соленная, пресная. |
А рыба в канале есть? | Да |
Рассказ учителя о речных рыбах. Слайды № 2-7 Физминутка. «Рыбки» Рыбки плавали, плескались. В тихой медленной воде. То сойдутся, разойдутся. То запрячутся в воде. Беседа. - Кто из вас был на море? | |
- Какая на вкус морская вода? | Соленная. |
- А в соленой воде живут рыбы? | Да, живут |
Рассказ учителя о морских рыбах. Слайды №8-13 Рассказ учителя с элементами беседы (Слайды № 14-16). - А можно ли рыбок содержать дома? - А у кого дома есть рыбки? - В чем вы их содержите? |
Да.
Их содержим в аквариуме. |
Вывод. На какие три группы по месту обитания можно разделить рыб? | Речные, морские и аквариумные |
Физминутка (Музыкальная) | |
5.Изучение строения тела рыб. Слайды № 17-18 | |
- На слайде дети видят рыбу (Красноперка) | |
- На примере этой рыбы мы изучим строение тела рыб. Слайд №19 | |
6. Работа детей в парах. (Раздаточный материал). | |
7. Работа со слайдами № 20-25. Рассказ учителя о том, благодаря чему плавают рыбы в воде, о теле, о том для чего нужны плавники, хвост. | |
VI. | Закрепление и осмысление изученного материала. Работа в тетрадях. Работа над загадками. Слайды Игра «Караси и Щука». | |
VII. | Подведение итога урока - Как вы считаете, к какой природе относятся рыбы? Почему? | Живой природе. Они рождаются, растут, питаются, размножаются и умирают. |
| - На какие группы делятся рыбы? - Расскажите о строении рыбы?
-Как дышат рыбы? | На речные, морские и аквариумные. Жабрами. |
VIII. | Рефлексия. (Заранее на парты раздаются кружочки - чешуйки желтого цвета) Если вы на уроке узнали что, то новое для себя? Поднимите ЖЕЛТЫЙ кружок чешую - А теперь прикрепите «чешуйки» на тело рыбы. (На доске нарисовано туловище рыбы). На какую сказочную рыбку она похожа? |
Золотая рыбка |