Просмотр содержимого документа
«Русский язык. « Слог. Деление слов на слоги».»
Русский язык.
Тема: « Слог. Деление слов на слоги».
Цели:
Упражнять в делении слов на слоги, определять количество слогов в слове по количеству гласных;
Развивать умение различать слова ( односложные, двусложные, трехсложный) ,память, внимание, мышление, устную и письменную речь;
Воспитывать аккуратность при письме.
Ход урока:
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята.
– Поприветствуйте гостей.
– А теперь поднимите друг другу настроение.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Работа с лентой букв.
– Из чего состоят слова? ( из букв и звуков)
– Назовите звуки, которые вы видите. (г, о, с, и, л)
– На какие две группы делятся все звуки? ( гласные и согласные)
– Назовите гласные.
– Назовите согласные.
– Чем отличается буква от звука? ( Букву пишем и видим, а звук слышим)
– Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь, а что же ещё могут гласные? ( Гласные образуют слоги)
Восприятие и усвоение учебного материала.
а) Наблюдение
Узнать тему нашего урока вам поможет ответ, который я сейчас продемонстрирую, а вы должны будете сделать вывод.
– Сейчас я зажгу свечку и произнесу перед её пламенем слово. А вы скажете, что будет происходить с пламенем свечи. ( Учитель произносит по слогам слово по-го-да)
– Как я произнесла слово? ( По слогам по-го-да)
– Что происходило с пламенем свечи, когда я произнесла слово по слогам? ( пламя свечи колыхалось)
– Почему пламя свечи колыхалось? ( Из-за потока воздуха)
– Поток воздуха- это выдыхательный толчок воздуха.
– Что я произнесла во время выдыхательного толчка? ( звуки)
– Что такое слог?
– Какой можно сделать вывод?
Вывод Слог – это звуки, произносимые во время выдыхательного толчка воздуха.
– В обычной речи мы этих толчков не замечаем, так кК в разговоре один слог непрерывно следует за другим.
– О чем будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему. ( Что такое слог?)
– Что же такое слог? Из скольких звуков он может состоять? Как узнать, сколько в слове слогов?
Я делю слова на слоги –
Очень требованья многи!
Что не гласная, то слог –
Вот такой, друзья, итог…
Гласных две – и слога тоже
(Жить без гласной слог не может!)
А двум гласным в слоге тесно,
Это всем давно известно!
Работа по учебникус.12№1. Работа в парах.
– Прочитай, что ты заметил?
– Как можно называть эту запись? Произнеси считалочку целыми словами, а твой друг пусть посчитает по слогам.
– Как определить, сколько в слове слогов? ( по гласным)
Чтение вывода (с.12) в рамке.
– Какие слова называются односложными, двусложными и многосложными.
Первичная проверка понимания. С.12 №2
– Чем различаются слова в столбиках? ( количеством слогов)
– Назовите односложные слова.
– С одним из трехсложных слов составьте устно предложение.
– А сейчас со слогам поработаем у доски.
– Надо распределить слова так, чтобы количество слогов совпадало с нумерацией вагона. ( работать с карандашом, в конце проверка, затем всё стереть)
– Собрать слова из слогов ( карандаш)
Физкультминутка!
Работа в рабочей тетради.( с.12-13)
– Запишите в тетрадях число и словосочетание «Классная работа».
– Назовите строчные буквы, которые вы видите( ц, щ, у)
– Сравните, какой общий элемент у этих букв? ( крючок)
– Обведите, а затем самостоятельно запишите в тетрадях.
– Обведите буквы в слове: щупальцы.
–Запишите это слово.
– Какая орфограмма есть в этом слове? ( чу-щу)
– Подчеркните её.
С.12 упр.1
– Раздели слова на слоги. Проверка
Упр.2 – Прочитай скороговорку. Над каждым словом укажи число слогов. Проверка
Упр.3 – Зачеркни в каждом слове букву гласного звука так, чтобы получилось другое слово.
– Запиши число слогов в полученном слове. Проверка
Словарная работа.
– Отгадайте загадку;
–от дома начинается, у дома кончается ( до-ро-га).
– Слово дорога произошло от слова драть.
Первоначальное значение слова – расчищенное место.
Дорога – обозначает полосу земли, предназначенную для передвижения, путь следования, путешествие, пребывание в пути.
– Произнесите слово по слогам. Сколько в нем слогов? (3)
– Какой слог ударный? ( 2-й слог)
– Запомните это слово – оно словарное.
– Мы произносим – дарога, а пишем дорога.
– Запишите это слово на строке( с.13,вверху), поставьте ударение в каждом слове, подчеркните букву – О.
Физкультминутка.
Мы писали и устали.
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Выше руки, шире плечи!
Раз, два, три – ровней дыши!
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Работа с учебником. С.12 упр.3
– Прочитайте отрывок из сказки А. Толстого
– Как называется эта сказка? ( « Приключения Буратино»)
– Запишем первое предложение с комментированием.
– Над каждым словом запишите число, указывающее количество слогов.
Давным- давно жил старый столяр Джузеппе.
Задание «Лента букв».
– Какие буквы пропущены? ( Буквы о и х)
– Какие это буквы? ( гласн. О; согласн. Х)
– Какие звуки обозначает буква О?
– Какие звуки обозначает буква Х?
Подведение итогов урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как делятся слова?
– Как определять, сколько в слове слогов?
– Какие слова называются односложными, двусложными, трехсложными?
Похвалить хорошо отвечающих ребят. Наградить флажками активные ряды.