Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Род существительных"»
Урок русского языка во 2 классе по теме «Род имён существительных».
Цели:
познакомить с понятием «род имени существительного», с приёмами определения рода;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение слушать и слышать.
Тип урока: получение новых знаний
Планируемые результаты (универсальные учебные умения)
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русского языка, к школе; интерес к предметно – исследовательской деятельности; понимание причин успехов в учёбе.
Регулятивные: принимать и сохранять задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; учитывать иное мнение и позицию.
Метод: частично- поисковый
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, словарь русского языка, тест.
Ход урока
Орг. момент.
Итак, друзья, внимание:
Прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
Создание эмоционального настроения.
Учитель (настраивает детей на работу, раскрепощает их). Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!
II. Актуализация полученных знаний.
1. Словарная работа (под диктовку).
Ветер, заяц, зеркало, лопата, пальто, одежда.
Контроль. Самопроверка по словарю.
2. -Прочитайте слова.
-Поставьте знак ударения.
-Что объединяет эти слова? Докажите.
- Устно поставьте существительные во множественное число.
Индивидуальная работа.
По перфокарточкам.
1 уч. Определить число имён существительных.
2 уч. Поставить существительные во множественное число. 3 уч. От существительных ед.ч. образовать существительные мн.ч.
- Что мы знаем об этой части речи?
Ответы детей.
Имя существительное – это часть речи.
Оно обозначает предмет, явление природы, событие.
Отвечает на вопросы «кто?», «что?»
Бывает одушевлённым и неодушевлённым.
Имена собственные относятся к именам существительным.
Изменяются по числам. Это первый грамматический признак существительных.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению признаков этой части речи.
III. Постановка учебной проблемы и «открытие» темы урока.
( Работа в парах).
Вам соседом вместе дружно
Поработать в паре нужно.
Вы заданье выполняйте,
Цель урока выясняйте.
- Посмотрите на группы букв и найдите в каждой из них лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ.
г о с т з (о- обозначает гласный звук, остальные – согласные)
п б з с р г к (р – обозначает звонкий непарный согласный звук, остальные - парные согласные)
р л м н д (д – обозначает парный согласный звук, остальные – непарные согласные)
- Посмотрите на выделенные нами буквы, какое слово можно составить из них? (РОД)
- Прочитайте это слово и вдумайтесь в его смысл. Что оно обозначает? (Мнения детей.)
- Это слово имеет несколько значений. Давайте обратимся к словарю. ( Слайд 1)
Род – основная общественная организация первобытно-общинного строя, объединённая кровным родством.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Род – разновидность чего-то, обладающая какими-нибудь свойствами, качествами (род войск, род оружия).
Род – грамматическое значение имён существительных, прилагательных, некоторых форм глагола, выражаемая с помощью системы окончаний.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( Слайд 2)
Род имён существительных
- Какие цели можно поставить сегодня на уроке? ( Мнения детей.)
( Обобщаю.)
- Познакомимся с понятием «род имён существительных», с приёмами определения рода:
- будем учиться различать род имён существительных;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение слушать и слышать.
IV. Физминутка (музыкальная)
V. Работа по теме урока.
1) - Послушайте загадку, отгадайте её.
Утром –
Так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар – птицей:
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна.
Кто же он, оно, она?
( Месяц, солнце и луна.)
- К какой части речи относятся эти слова: он, она, оно? (Местоимения)
- Сегодня на уроке эти местоимения будут нашими помощниками.
2) Работа в парах.
- Используя наших помощников, разбейте слова на группы. (В тетрадях)
Лес, ёжик, берёза, зима, домик, окно, дупло.
Проверка: фронтальная
- Сколько групп получилось? (3)
- Да, у нас получилось 3 группы родов.
- Как их можно назвать?
- Все слова, к которым можно поставить местоимение он –м.р., она – ж.р.
-А как вы думаете, слова, к которым можно поставить местоимение оно – какого рода?
- Я предлагаю группу слов поставить между словами м.р. и ж.р. посередине. Эти слова относятся к группе слов с.р.
-Какое местоимение нам помогает определить слова среднего рода? (Оно)
-Я предлагаю вам присвоить предметы, которые обозначены этими существительными.
-Как вы скажете, что домик принадлежит вам? (Он, мой)
- А берёза? (Она, моя) А окно? (Оно, моё)
(Аналогичная работа проводится с другими существительными.)
- Давайте сделаем вывод.
(Учащиеся делают вывод, что существительные бывают мужского, женского, среднего рода.)
- Да, это 2 признак существительных.
-А какой способ определения рода существительных в ед. числе мы выявили?
(Ответы детей.)
- Подумайте и скажите: могу я так сказать: существительные изменяются по родам?
- Докажите.
(Выслушиваю разные мнения детей.)
- Вы согласны со мной, что род имён существительных – постоянный признак?
3) Работа с учебником (стр. 126-127)
-Давайте посмотрим, как об этом говорится в учебнике. Автор согласен с нашим выводом?
- Прочитайте правило. Какие ещё местоимения помогают в определении рода имени существительного?
3) Работа в группах (Вспоминаем правила работы в группе).
- К какому роду можно отнести существительные рёва, плакса, левша? Подставьте слова- помощники, попробуйте определить род.
- Я открою вам ещё один секрет: оказывается, в русском языке есть слова, которые относятся и к м.р. и ж.р. Хотите узнать, какой род будет у этих слов? ( Слайд 3)
М. Р.
Ж. Р.
СР. Р.
Общий род
он, мой, этот
она, моя, эта
оно, мое, это
-Оказывается, эти слова общего рода. А чтобы определить род таких существительных, надо посмотреть, с каким словом они употребляются.
2 задание.
- Что общего в словах? (Существительные множественного числа)
- Каким местоимением можно заменить? (Они)
- Какого рода существительные? ( Нельзя определить)
- Что же, у этих существительных совсем рода нет?
- Как быть? Может, кто-то уже догадался? (Поставить существительное в ед. ч.)
- Какие слова у вас остались? (Щипцы и ножницы.)
- Почему? (Они употребляются только во множественном числе)
- Сделайте вывод.
Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, нужно поставить в единственное число, а у тех слов, которые употребляются только во множественном числе, род не определяется.
VI. Игра на внимание.
- Я называю существительные разного рода. Если оно м.р., то приседают мальчики, если оно ж.р., то приседают девочки, если ср.р., то подпрыгивают все.