kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык "Род существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с понятием "род существительных", с приёмами определения рода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Род существительных"»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Род имён существительных».

Цели:

  • познакомить с понятием «род имени существительного», с приёмами определения рода;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;

  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение слушать и слышать.

Тип урока: получение новых знаний

Планируемые результаты (универсальные учебные умения)

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русского языка, к школе; интерес к предметно – исследовательской деятельности; понимание причин успехов в учёбе.

Регулятивные: принимать и сохранять задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; учитывать иное мнение и позицию.

Метод: частично- поисковый

Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, словарь русского языка, тест.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание:

Прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

Создание эмоционального настроения.

Учитель (настраивает детей на работу, раскрепощает их). Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

II. Актуализация полученных знаний.


1. Словарная работа (под диктовку).

Ветер, заяц, зеркало, лопата, пальто, одежда.

Контроль. Самопроверка по словарю.


2. -Прочитайте слова.

-Поставьте знак ударения.

-Что объединяет эти слова? Докажите.

- Устно поставьте существительные во множественное число.

Индивидуальная работа.

  1. По перфокарточкам.


1 уч. Определить число имён существительных.

2 уч. Поставить существительные во множественное число. 3 уч. От существительных ед.ч. образовать существительные мн.ч.


- Что мы знаем об этой части речи?

Ответы детей.

  1. Имя существительное – это часть речи.

  2. Оно обозначает предмет, явление природы, событие.

  3. Отвечает на вопросы «кто?», «что?»

  4. Бывает одушевлённым и неодушевлённым.

  5. Имена собственные относятся к именам существительным.

  6. Изменяются по числам. Это первый грамматический признак существительных.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению признаков этой части речи.

III. Постановка учебной проблемы и «открытие» темы урока.

( Работа в парах).

Вам соседом вместе дружно

Поработать в паре нужно.

Вы заданье выполняйте,

Цель урока выясняйте.

- Посмотрите на группы букв и найдите в каждой из них лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ.

г о с т з (о- обозначает гласный звук, остальные – согласные)

п б з с р г к (р – обозначает звонкий непарный согласный звук, остальные - парные согласные)

р л м н д (д – обозначает парный согласный звук, остальные – непарные согласные)

- Посмотрите на выделенные нами буквы, какое слово можно составить из них? (РОД)

- Прочитайте это слово и вдумайтесь в его смысл. Что оно обозначает? (Мнения детей.)

- Это слово имеет несколько значений. Давайте обратимся к словарю. ( Слайд 1)


Род – основная общественная организация первобытно-общинного строя, объединённая кровным родством.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Род – разновидность чего-то, обладающая какими-нибудь свойствами, качествами (род войск, род оружия).

Род – грамматическое значение имён существительных, прилагательных, некоторых форм глагола, выражаемая с помощью системы окончаний.


- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( Слайд 2)


Род
имён существительных



- Какие цели можно поставить сегодня на уроке? ( Мнения детей.)

( Обобщаю.)

- Познакомимся с понятием «род имён существительных», с приёмами определения рода:

- будем учиться различать род имён существительных;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение слушать и слышать.

IV. Физминутка (музыкальная)

V. Работа по теме урока.

1) - Послушайте загадку, отгадайте её.

Утром –

Так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар – птицей:

А стемнеет – он придёт:

Тоненький, смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

Кто же он, оно, она?

( Месяц, солнце и луна.)

- К какой части речи относятся эти слова: он, она, оно? (Местоимения)

- Сегодня на уроке эти местоимения будут нашими помощниками.

2) Работа в парах.

- Используя наших помощников, разбейте слова на группы. (В тетрадях)

Лес, ёжик, берёза, зима, домик, окно, дупло.

Проверка: фронтальная

- Сколько групп получилось? (3)

- Да, у нас получилось 3 группы родов.

- Как их можно назвать?

- Все слова, к которым можно поставить местоимение он –м.р., она – ж.р.

-А как вы думаете, слова, к которым можно поставить местоимение оно – какого рода?

- Я предлагаю группу слов поставить между словами м.р. и ж.р. посередине. Эти слова относятся к группе слов с.р.

-Какое местоимение нам помогает определить слова среднего рода? (Оно)

-Я предлагаю вам присвоить предметы, которые обозначены этими существительными.

-Как вы скажете, что домик принадлежит вам? (Он, мой)

- А берёза? (Она, моя) А окно? (Оно, моё)

(Аналогичная работа проводится с другими существительными.)

- Давайте сделаем вывод.

(Учащиеся делают вывод, что существительные бывают мужского, женского, среднего рода.)

- Да, это 2 признак существительных.

-А какой способ определения рода существительных в ед. числе мы выявили?

(Ответы детей.)

- Подумайте и скажите: могу я так сказать: существительные изменяются по родам?

- Докажите.

(Выслушиваю разные мнения детей.)

- Вы согласны со мной, что род имён существительных – постоянный признак?

3) Работа с учебником (стр. 126-127)

-Давайте посмотрим, как об этом говорится в учебнике. Автор согласен с нашим выводом?

- Прочитайте правило. Какие ещё местоимения помогают в определении рода имени существительного?

3) Работа в группах (Вспоминаем правила работы в группе).

(1и 3 гр.-1 задание)

  1. Определите род имён существительных.

Девочка, трава, небо, солнце, стол, ветер, рёва, плакса, левша.

( 2- 4 гр. -2 задание)

  1. Прочитайте слова, определите род.

Яблоки, гуси, чашки, реки, зеркала, щипцы, ножницы.

Проверка. Коллективная.

1 задание.

- В чём проблема?

- К какому роду можно отнести существительные рёва, плакса, левша? Подставьте слова- помощники, попробуйте определить род.

- Я открою вам ещё один секрет: оказывается, в русском языке есть слова, которые относятся и к м.р. и ж.р. Хотите узнать, какой род будет у этих слов? ( Слайд 3)


М. Р.

Ж. Р.

СР. Р.

Общий род

он, мой, этот

она, моя, эта

оно, мое, это



-Оказывается, эти слова общего рода. А чтобы определить род таких существительных, надо посмотреть, с каким словом они употребляются.

2 задание.

- Что общего в словах? (Существительные множественного числа)

- Каким местоимением можно заменить? (Они)

- Какого рода существительные? ( Нельзя определить)

- Что же, у этих существительных совсем рода нет?

- Как быть? Может, кто-то уже догадался? (Поставить существительное в ед. ч.)

- Какие слова у вас остались? (Щипцы и ножницы.)

- Почему? (Они употребляются только во множественном числе)

- Сделайте вывод.

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, нужно поставить в единственное число, а у тех слов, которые употребляются только во множественном числе, род не определяется.

VI. Игра на внимание.

- Я называю существительные разного рода. Если оно м.р., то приседают мальчики, если оно ж.р., то приседают девочки, если ср.р., то подпрыгивают все.

(Дождь, небо, снег, стол, яблоко, ученица, книга, урожай, стекло)

VII. Самостоятельная работа.

- А теперь - внимание! Выполним задание.

1) Упр. 238. Выписать слова: 1 ряд – м.р., 2 ряд – ж.р.. 3 ряд – ср.р.

2) Проверка. Взаимная.

- Прочитайте небольшое стихотворение, которое у вас написано на листочке.

(На партах лежат листочки. Читают хором.)

- Дома его выучите, оно поможет вам определять род существительных.

Женский род запомню я

И скажу « она, моя»,

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он, мой».

Средний род – «Оно, моё!»

Это правило твоё.

3) - Давайте составим алгоритм определения рода существительных. ( Слайд 4)

  1. Поставь существительное в единственное число.

  2. Найди вспомогательное слово.

  3. Укажи род существительного.





3) Тестирование.

- Я предлагаю вам тест. Проверим себя, как вы усвоили второй грамматический признак существительных. Согласны поработать?

- Называю существительные, если есть существительные м.р. ставите +, если нет --.

(Малыш, тётя, дедушка, окно, стекло, ученик, тетрадь, девочка, книга, карандаш)

4) Проверка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ - + - - + - - - +

VIII. Итог урока.

- Вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, какие секреты имени существительного мы открыли на уроке.

О чём шла речь на уроке.

Попробуй теперь рассказать.

За что похвалить себя можешь,

Хотелось бы всем нам узнать

( Подводят итог.)



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык "Род существительных"

Автор: Миллер Валентина Васильевна

Дата: 18.09.2017

Номер свидетельства: 428692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок-открытие по русскому языку "Разносклоняемые существительные""
    ["seo_title"] => string(67) "urokotkrytiieporusskomuiazykuraznoskloniaiemyiesushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "304271"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457693788"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка "Имя существительное и его роль в речи. Закрепление""
    ["seo_title"] => string(84) "urok-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-i-iegho-rol-v-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "288490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454644607"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Краткосрочное планирование по русскому языку :Род имен существительных"
    ["seo_title"] => string(72) "kratkosrochnoieplanirovaniieporusskomuiazykurodimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "300084"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456664342"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "404705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490801293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства