Русский язык: Разделительные Ъ и Ь 3 класс
Цель:1. закрепить правило употребления ъ и ь знаков; сформировать навыки правильного выбора орфограммы.
2. тренировать умение находить орфограмму «разделительный Ъ и Ь знаки »,
3.тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности.
1. Организационный момент.
Ребята, повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачного дня.
2. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка домашнего задания учащимися. Несколько человек зачитывают предложения, составленные с выделенными словами.
Словарно - орфографический диктант.
Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания под диктовку учителя и объясняют правописание орфограмм.
Чувствовать усталость, участвовать в соревновании, гигантская сосна, воскресная прогулка, чинить часы, строгое жюри, вязкая трясина, шествовать по улице, прелестный парашют, окрестные места, поздно вечером.
3. Объяснение новой темы.
Работа с таблицей.
На доске вывешена таблица Разделительные Ъ и Ь
Разделительные Ь и Ъ
Разделительный Ъ пишется после приставки
перед гласными ё, е, ю, я:
подъезд, съёмка, объяснение
Разделительный Ь пишется в остальных
случаях после согласных перед гласными и, е, ю, ё, я:
пьеса, Татьяна, воробьи
Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с таблицей и сформулировать правило правописания разделительных ъ и ь.
Беседа по таблице.
- Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ.
- Когда нужно писать разделительный ь?
- Почему в слове съязвить мы пишем разделительный ъ, а в слове сагитировать - нет?
- Перед какими буквами пишется разделительный ъ, а перед какими разделительный ь?
Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют упр. 15 на стр. 6 Рабочей тетради.
Данные ниже слова запиши в два столбика.
Разделительный ь Разделительный ь
Под...ем, в...юга, п...еса, с...есть, вороб...и, раз...езд, сер...езный, медал...он, пред...юбилейный, лист...я, ад...ютант, об...ем.
Физкультминутка.
Словарно-орфографическая работа.
1) Запись слов в тетрадь (значение слов уточняется). Обратить внимание учащихся на то, что в иностранных словах ь пишется перед о.
Павильон, медальон, шиньон, шампиньон, батальон, каньон.
2) Запись в словарь трудных слов: адъютант.
В толковом словаре учащиеся находят значение слова адъютант и составляют с ним предложение.
3) Разобрать по составу слово подьячий, в котором зачастую встречается ошибка.
Подьячий - от слова дьяк, значит, корень -дьяч-, а приставка по-, а не под-.
Игра «Найди лишнее слово».
Учащиеся выполняют упр. 16 на стр. 6 Рабочей тетради.
Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни «четвертое лишнее» слово.
с...езжу, с...узить, с...экономить, раз...увериться
об...думать, об...яснить, пред...утренний, об...вести
раз... единить, в...юга, сер...езный, почтал...он
шампин...он, лист...я, в...ется, под...езд
Работа с учебником.
Учащиеся выполняют упр. 32 на стр. 10 учебника. После выполнения считываются результаты работы.
Задание. Составить кластер по теме «разделительный ъ и ь знак»
Итоги урока.
Ребята, у вас на столах лежат листочки бумаги. Прошу вас ответиь на вопросы.
Что нового ты узнал на уроке…
Понравился ли тебе урок…
Что для тебя было самым трудным на уроке…
Домашнее задание.
Написать 4-5 предлжений в словах с мягким знаком.