Оборудование: учебник - Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, тетрадь, презентация в программе PowerPoint на тему: « Словарная работа», карточки со слогами, картинки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сели тихо, замолчали,
Всё, что нужно вы достали,
Приготовились к уроку
В нём иначе нету проку,
Уже больше не вертитесь
Слушайте внимательно
Поймёте обязательно.
Кто мне скажет какое сегодня число? Какой день недели? Какой он по счету? Кто дежурит сегодня? А какой у нас сейчас урок? Какой он по счету?
О чём мы будем сегодня говорить на уроке вы узнаете сами, составив слово из данных перепутанных слогов: же-Пред-ни-ло-е
Послушайте подсказки:
Во мне есть много разных слов.
Ты разобраться в них готов?
Рассказ читаешь или стих,
Я обязательно есть в них.
Но перепутав все слова,
Понять не сможешь ты меня.
Да, сегодня темой нашего урока будет предложение и его схема. Об этом мы поговорим позже, а сейчас минутка чистописания.
2. Минутка чистописания.
Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать?
Буква эта с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком? (Показать картинку буквы Б)
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Далее пишем строчку Бб, Ббб, Бббб. Пишем целую строчку до конца. Будьте внимательны, посмотрите, как чередуются буквы. Итак, мы выполнили чистописание. Молодцы!
3. Словарная работа
А теперь перейдём к словарной работе. Давайте посмотрим презентацию и выполним задание. Слайд № 2. Какое словарное слово мы видим на картинке, какую букву мы должны вставить? На какую букву поставим ударение? Проверим себя! (Слайд № 3). Словарная работа слайды со 2 по 13. А теперь каждый запишет любые три слова себе в тетрадь, почеркнет вставленную букву и поставит ударение. У доски эту работу выполнит … . (слайд №14). Спасибо за работу! (Слайд №15)
4. Работа на повторение.
Посмотрите на доску, на ней слова, нужно определить на какой вопрос они отвечают. Давайте вспомним, какие есть слова: слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие действия. К доске пойдет два человека. Один будет называть слова предметы, а второй слова действия. Назови, какие у тебя слова? На какой вопрос они отвечают? У тебя есть лишнее слова? Почему ты так думаешь? На доске слова, обозначающие предметы (кукла, стакан, мяч, машинка, велосипед, ложка) и слова, обозначающие действия (смеется, кушает, бежит, умывается, стоит, пишет).
5. Работа по теме урока.
Ребята, кто напомнит тему нашего сегодняшнего урока? Какое слово мы собирали по слогам? Посмотрите на доску. Давайте его еще раз прочитаем. А кто мне скажет, что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сейчас слушайте меня внимательно, когда услышите предложение, то хлопайте в ладоши. Начали: На деревьях набухли почки. Одуванчики , полянках , появились, на. Прилетели скворцы. Травка, первая, появилась. Грачи.
Всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Предложение - это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
Посмотрите на доску, перед вами слова. (Кот, у, Тишка, жил, Миши.) Эти слова можно назвать предложением? Нет. Почему? А давайте из них составим предложение. (Кот Тишка жил у Миши.) Почему слово кот мы написали с большой буквы? А слова Тишка и Миша, почему записаны с большой буквы? Давайте это предложение запишем в тетрадь.
А как можно на письме показать, сколько слов в предложении? Для этого можно использовать схему. Каждое слово мы будем обозначать большой черточкой, а предлог – маленькой (показать на доске). А как мы узнаем, где начинается и где заканчивается предложение? Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, а на схеме мы это будем показывать так: |____
А конец предложения мы узнаем по точке, вопросительному или восклицательному знаку (записать на доске . ? !).
Давайте составим вместе схему к предложению, которые мы записали раньше.
6. Закрепление. Работа по учебнику.
Открыли учебник на странице 146, нашли упражнение №1. Читаем задание. Читаем предложение и смотрим схему к нему. Сколько слов в этом предложение? Приготовили пальцы и считаем. А в схеме сколько слов? Как написано первое слово в предложении? А как обозначено первое слово в схеме? Какой знак стоит в конце предложения и в конце схемы? Найдите предлог в предложение и в схеме.
А сейчас у нас с вами будет творческое задание. Мы будем с вами составлять рассказ по картинке. Рассмотрите картинку в учебнике на странице 147. Что тут произошло? Давайте прочитаем предложения . Подберем к каждой схеме предложение. А теперь давайте расставим слова в порядке следования схем. К первой схеме, какое предложение подходит? Давайте посчитаем, сколько слов в схеме? Найдите это предложение. (Учитель крепит на доске, распечатанные предложения) Ко второй схеме какое предложение подходит. Посмотрите, что есть в этом предложении? Посмотрите на вторую схему. В нем есть предлог, какой он по счету? Давайте подберем к этой схеме предложение. Посмотрите на третью схему. С чего должно начинаться предложение? С предлога. Есть у нас такое предложение? Смотрим последнюю схему. Сколько в ней слов? Какое предложение у нас осталось? А теперь давайте прочитаем рассказ, который у нас получился. Одно предложение на выбор, вы сейчас запишите в тетрадь и составите к нему схему. К доске выполнять это задание пойдет … .
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
Чем мы сегодня занимались на уроке? Что мы сегодня узнали нового?Что такое предложение? Из чего оно состоит? Какие знаки можно поставить в конце предложения? С какой буквы мы напишем первое слово в предложении? Как можно изобразить предложение на письме, не записывая его?
Сегодня наш урок прошел очень продуктивно, очень хорошо на уроке работали … . Они получают отметку пять. А вам ребята понравился урок? Я вам сейчас раздам смайлики и вы оцените мой урок, если вам он понравился, то смайлик будет улыбаться, а если нет, то смайлик будет грустить.