МБОУ БГО СОШ № 12
Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.
урок русского языка, 2 класс
Подготовила и провела
учитель нач. классов Гаврилина Л.В.
г. Борисоглебск
Тема: Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.
Ц е л и:
Обучающие:
развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные:
формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие:
формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:
наглядные,
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
Наглядность:
карточки в форме солнышка и тучки;
карточки для словарной работы;
карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
карточки со схемами позиций мягкого знака;
наглядность значений слова «соль»
Ход урока.
I. Орг. момент.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
II. Цели урока (психологическая минутка).
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.
Мягкий знак в середине и в конце слова.
- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
III. Чистописание:
Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.
- Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)
- Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)
- Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)
- Где может стоять второй знак (в конце слова)
- Итак, сначала все пропишем в воздухе.
- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)
- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)
- Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)
- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.
- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.
Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
у неё нет собственного звука,
но может влиять на звук, стоящий перед ней,
не может стоять в начале слова
не имеет заглавной буквы.
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).
- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)
- Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)
- Давайте эти слова запишем на второй строчке.
уголь ск _ зать - скажешь
IV. Словарная работа:
- Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)
- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)
- Почему (проверяем по словарю).
- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).
- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
- Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?
У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.
кто? | что? |
учитель девочка медведь мальчик | тетрадь пальто морковь коньки |
- Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).
- Какие слова отвечают на вопрос Кто?
- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)
Аналогичная работа со словами из второго столбика.
- Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко. |
- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)
- Почему? (правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)
- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.
- Давайте восстановим это правило полностью.
ЧК
ЧН Ь НЧ
ЩН НЩ
В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется. |
V. Физминутка.
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
Рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет.)
- Почему в этих словах пишется мягкий знак?
- А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)
Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия. |
VI. Звуко-буквенный анализ слова.
- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.
- А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?
- Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.
Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.
Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.
[ с ] – согл., тверд., глух., парн.
[ о ] – гл., уд.
[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.
[ - ] .
4 б., 3 зв.
- Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков. |
Физминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
VII. Работа с предложением.
- Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.
- Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.
- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.» (комментирует один ученик)
Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать. |
VIII. Работа в парах.
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке |
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_ |
Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
- Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?
- А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
Физминутка «Надуваем шарик»
(надуваем – большой, перестали – маленький)
- В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)
- Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
IX. Итоги урока.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете?
(когда и зачем пишется мягкий знак)
- Хорошо, вы все справились с трудностями.
Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.
Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен.