kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. 'Ь' знак в середине и в конце слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц е л и:

Обучающие:

развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные:

формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие:

формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

  • наглядные,
  • частично-поисковые;
  • практические;
  • проблемные.

Наглядность:

  • карточки в форме солнышка и тучки;
  • карточки для словарной работы;
  • карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
  • карточки со схемами позиций мягкого знака;
  • наглядность значений слова «соль»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«'Ь' знак в середине и в конце слова»

МБОУ БГО СОШ № 12

















Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.



урок русского языка, 2 класс
















Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.







г. Борисоглебск









Тема: Правописание мягкого знака

в середине и в конце слова.






Ц е л и:

Обучающие:

развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.



Воспитательные:

формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.



Развивающие:

формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.



Используемые методы:

  • наглядные,

  • частично-поисковые;

  • практические;

  • проблемные.



Наглядность:

  • карточки в форме солнышка и тучки;

  • карточки для словарной работы;

  • карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

  • карточки со схемами позиций мягкого знака;

  • наглядность значений слова «соль»



Ход урока.



I. Орг. момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II. Цели урока (психологическая минутка).

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.


Мягкий знак в середине и в конце слова.


- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.



III. Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

- Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

- Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

- Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

- Где может стоять второй знак (в конце слова)

- Итак, сначала все пропишем в воздухе.

- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

- Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.

Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

  • у неё нет собственного звука,

  • но может влиять на звук, стоящий перед ней,

  • не может стоять в начале слова

  • не имеет заглавной буквы.



- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

- Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)


- Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск _ зать - скажешь



IV. Словарная работа:

- Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

- Почему (проверяем по словарю).

- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

- Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто?


что?


учитель

девочка

медведь

мальчик

тетрадь

пальто

морковь

коньки


- Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

- Какие слова отвечают на вопрос Кто?

- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

- Какой вывод мы можем сделать?



Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.




- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

- Почему? (правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)

- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.


- Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ


В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.






V. Физминутка.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

Рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.



- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет.)

- Почему в этих словах пишется мягкий знак?

- А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)


Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.




VI. Звуко-буквенный анализ слова.

- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

- А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?

- Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ о ] – гл., уд.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

[ - ] .

4 б., 3 зв.



- Почему букв здесь больше, чем звуков?


Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.




Физминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

VII. Работа с предложением.

- Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

- Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль(комментирует один ученик)


Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.


VIII. Работа в парах.

- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.


1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке


2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_


Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

- Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

- А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?



Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

- В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

- Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)



IX. Итоги урока.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

- А какой секрет русского языка вы теперь знаете?

(когда и зачем пишется мягкий знак)

- Хорошо, вы все справились с трудностями.

Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.

Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

- Спасибо всем. Урок закончен.

Просмотр содержимого презентации
«'Ь' знак»

Правописание мягкого знака  в середине и в конце слова. corowina.ucoz.com

Правописание мягкого знака в середине и в конце слова.

corowina.ucoz.com

Какое настроение у Вас сейчас?

Какое

настроение у Вас сейчас?

Ребята, когда в слове пишется мягкий знак? Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.   У этой буквы  нет собственного звука, но она может влиять на звук, стоящий перед ней, она не может стоять в начале слова не имеет заглавной буквы.
  • Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
  • Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите
  • Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.

У этой буквы

  • нет собственного звука,
  • но она может влиять на звук, стоящий перед ней,
  • она не может стоять в начале слова
  • не имеет заглавной буквы.
Мягкий знак – хитрый знак  Не сказать его никак.  Он не произносится,  Но в слово часто просится.  Почему у дома угол  Превратился сразу в уголь?  Без пожара, просто так?  Это сделал мягкий знак!   corowina.ucoz.com

Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь? Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак!

corowina.ucoz.com

… Сделать нам не так уж трудно,  Чтоб на мель не село судно.  Мягкий знак перечеркнуть —  И свободен водный путь.  Мягкий знак стоит в сторонке,  Не мешает никому,  Но тихонько и легонько  Обращаются к нему.  Соль зовет, и день , и пень —  А помочь ему не лень!  Хоть и тихий он на вид —  За себя он постоит!  Все короче наша тень,  Это значит — скоро день.  Тень растет, уходит прочь,  Это значит — скоро ночь. Что за буква,  Кто узнает?  Звука не обозначает.  Может только показать,  Как согласную читать.          Нарисуем мягкий знак  Нежно капелькой,  Вот так.  Букву капелька смягчит —  Слово мягко прозвучит. corowina.ucoz.com

Сделать нам не так уж трудно, Чтоб на мель не село судно. Мягкий знак перечеркнуть И свободен водный путь. Мягкий знак стоит в сторонке, Не мешает никому, Но тихонько и легонько Обращаются к нему. Соль зовет, и день , и пень А помочь ему не лень! Хоть и тихий он на вид — За себя он постоит! Все короче наша тень, Это значит — скоро день. Тень растет, уходит прочь, Это значит — скоро ночь.

Что за буква, Кто узнает? Звука не обозначает. Может только показать, Как согласную читать. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой, Вот так. Букву капелька смягчит — Слово мягко прозвучит.

corowina.ucoz.com

кто?   что?   учитель девочка медведь мальчик тетрадь пальто морковь коньки МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ В СЛОВАХ, ОТВЕЧАЮЩИХ НА ВОПРОС КТО? И ЧТО? В СЕРЕДИНЕ И НА КОНЦЕ СЛОВА, КОГДА СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ПРОИЗНОСИТСЯ МЯГКО.

кто?

 

что?

 

учитель

девочка

медведь

мальчик

тетрадь

пальто

морковь

коньки

МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ В СЛОВАХ, ОТВЕЧАЮЩИХ НА ВОПРОС КТО? И ЧТО? В СЕРЕДИНЕ И НА КОНЦЕ СЛОВА, КОГДА СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ПРОИЗНОСИТСЯ МЯГКО.

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

В сочетаниях

чк, чн щн, нщ, нч

мягкий знак не пишется.

МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ  И В СЛОВАХ-ПРЕДМЕТАХ,  И В СЛОВАХ-ПРИЗНАКАХ,  И В СЛОВАХ ДЕЙСТВИЯ.

МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ И В СЛОВАХ-ПРЕДМЕТАХ, И В СЛОВАХ-ПРИЗНАКАХ, И В СЛОВАХ ДЕЙСТВИЯ.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.  [ с ] – согл., тверд., глух., парн.  [ о ] – гл., уд.  [ л ] – согл., мягк., зв., непарн.  [ - ] .  4 б., 3 зв.   Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл. [ с ] – согл., тверд., глух., парн. [ о ] – гл., уд. [ л ] – согл., мягк., зв., непарн. [ - ] . 4 б., 3 зв.

Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Одно слово – много значений.  Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать. От хлеба-соли не отказываются.  Хлеб да соль, и обед пошел.  Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!

Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!

Игорь поймал на речке пять окуньков.      На улице началась сильная метель.

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение .

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Русский язык. 'Ь' знак в середине и в конце слова.

Автор: Гаврилина Любовь Владимировна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект урока по русскому языку для 2 кл."
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokaporusskomuiazykudlia2kl"
    ["file_id"] => string(6) "290682"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455011976"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(166) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-na-kontsie-i-v-sieriedinie-slova-pieried-drughimi-soghlasnymi-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "154079"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421092179"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока по русскому языку.  Тема «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » 2 класс УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom-dvie-roli-miaghkogho-znaka-v-slovakh-2-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "226949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440528001"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком " во 2 классе."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_pravopisaniie_slov_s_razdielitiel_nym_miaghkim_z"
    ["file_id"] => string(6) "419628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496167200"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Урок русского языка"
    ["seo_title"] => string(23) "urok_russkogo_iazyka_17"
    ["file_id"] => string(6) "557627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1600248923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства