kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык. 2 класс. Окончание. Понятие о нулевом окончании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Окончание. Понятие о нулевом окончании.

Цель: закрепить умение определять окончание в словах

Задачи: формировать  умение определять окончания в словах; развивать навыки  определения нулевого окончания в словах, логическое мышление, память; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, ИКТ

Формы: фронтально-коллективные,  коллективные, работа по вариантам, работа по рядам, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, тетради,  флипчарты, интерактивная доска

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 2 класс. Окончание. Понятие о нулевом окончании»

Русский язык

3 класс


Тема: Окончание. Понятие о нулевом окончании.

Цель: закрепить умение определять окончание в словах

Задачи: формировать умение определять окончания в словах; развивать навыки определения нулевого окончания в словах, логическое мышление, память; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, ИКТ

Формы: фронтально-коллективные, коллективные, работа по вариантам, работа по рядам, самостоятельная работа

Оборудование: учебник, тетради, флипчарты, интерактивная доска




Ход урока

  1. Огр. момент

Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Если у тебя хорошее настроение, то постарайся сделать так, чтобы у твоего соседа появилась радость на душе и улыбка на устах.

  1. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

  1. Оформление тетрадей. (флипчарт №1)

  1. Каллиграфическая минутка. (флипчарт №2)

- Найдите одинаковый звук в словах: слон, миска, лиса, автобус, Карлсон.

- Какой буквой на письме обозначается звук [с]? Дайте характеристику звуку.

- Сегодня на уроке мы поработаем над строчной и заглавной буквами С, с. Спишите с доски:

(флипчарт№3)

  1. Фронтальный опрос:

- Из каких частей состоит слово?

- Как вы думаете, какая часть слова является главной? Почему?

  1. Инсценирование сказки « Кто главнее и важнее?»

Учитель: Живут на свете удивительные части слова. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда они звенят, как колокольчики: оньк, еньк, знь. Иногда словно стучат коблучками: ек, ик, чик, ник. Иногда поют как птички: чив, лив, чив, лив.

Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки: Ну как вы не понимаете? Возьмём слово играть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам!

Суффиксы: А зато суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!

Учитель: Спорили приставки и суффиксы, спорили и чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень: Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть врозь что-нибудь без меня, без корня, сказать

Учитель: Приставки и суффиксы пробовали – пробовали, старались – старались – ничего у них не вышло. С тех пор, корень как главный в слове, решил так:

Корень: За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: ¬, а у суффиксов совсем другие: ^ . А себе выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .

Учитель: Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы на всех хватает.

Приставки: В корне – смысл, но не весь.

Главный, но не полный.

Потому приставка есть –

Смысл она дополнит.

Суффиксы: Рад я в этом ей помочь!

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, -

Все равно я всех проворней!

Учитель: А о какой части слова не было сказано в сказке? (об окончании). А вот к нам уже спешит окончание.

Окончание: И на род укажу,

И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

- Вот и сказки конец!

III. Сообщение темы и цели урока

С чего начнём, друзья, урок?

Нас приглашает окончание,

И у него для нас задание.

А что такое окончание?

Д.: Окончание – изменяемая часть слова

Ну-ка, друзья, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

Д.:У некоторых слов есть нулевое окончание.

А почему вы думаете, что есть нулевое окончание?

Д.: Обычное окончание выражается на письме буквой. Например: дома – окончание а, реки – окончание и. А нулевое окончание – это когда на месте окончания нет ни звука, ни буквы. Например: стол, конь, человек.

А для чего нам служат окончания?

Д.: Окончания служат для связи слов в предложении.

IV. Работа по теме урока

    1. На доске:

(Флипчарт №4)

-Прочитайте. Получилась ли у вас пословица? Какая часть слова необходима нам, чтобы связать слова в предложении?

Д.: У нас не получилась пословица, потому что слова стоят в неправильном порядке. Нам надо изменить слова, а поможет нам в этом окончание.

Запись пословицы в тетради:

В гостях хорошо, а дома лучше.

- А как вы понимаете пословицу?

Д.:Как бы хорошо ни было в гостях, дома всегда лучше: ведь это твой дом, здесь все твоё, всё родное.

Д.:Дома можно вести себя как захочешь. Здесь тебя поймут, защитят.

    1. Работа по вариантам (флипчарт №5)

- Выписать: слова с нулевым окончанием – 1-й вариант; слова с окончанием -2-й вариант. Обозначить окончания.

- А теперь проверяем.(флипчарт №6)



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • Если называю слово с нулевым окончанием, вы топаете, если нет, то хлопаете.

тигр, коза, гусь, лось, утка, лиса, туча, день, ночь, облако

  • Разгадай ребусы. Какие слова спрятали Айсулу и Дима? Назовите окончания у этих слов. (флипчарт №7)

волк столб



    1. Работа по учебнику стр.37, упр. 83 у доски

- Расположить предложения так, чтобы получился рассказ. Придумайте ему название.

(флипчарт №8)



- К какому виду относится данный текст? ( смешанный: повествование с элементами описания)

- Найдите однокоренные слова, выделите корень. Найдите слова с нулевым окончанием, обозначьте его.

4. Игра « Найди родственников»

- Определить, какие слова в каждой четвёрке родственные. Запиши их. Обозначь окончания. (флипчарт №8)

V. Итог урока

- Ребята, наш урок заканчивается. Вы сегодня очень много сделали. Как вы думаете, какая была цель нашего урока.

-Д.: Научиться определять окончания в словах.

- Напомните еще раз, что такое окончание?

VI. Дом. задание: стр.38, упр. 87.





Министерство образования

Республики Казахстан

Алматинская область

Енбекшиказахский район

КГУ «Средняя школа им.Х.Бижанова с ДМЦ»










Русский язык

«Окончание.

Понятие о нулевом окончании»

3 класс


Учитель: Фирстова М.В.






8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Русский язык. 2 класс. Окончание. Понятие о нулевом окончании

Автор: Фирстова Марина Владимировна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Развернутое тематическое планирование по русскому языку  2 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "razviernutoie-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "101235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402411223"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "План - конспект урока по русскому языку для 5 класса. Тема: «Как образуются формы слова». "
    ["seo_title"] => string(88) "plan-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-tiema-kak-obrazuiutsia-formy-slova"
    ["file_id"] => string(6) "106590"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403034328"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства